Административное дело № 2а-7929/2018
копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2018 года г. Красноярск
Центральный районный суд города Красноярска
В составе председательствующего судьи Бобылевой Е.В.,
при секретаре Слабодяник Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному искуЧернова А.В. к администрации г. Красноярска, администрации Центрального района в г. Красноярскео признании незаконными решения от 02.11.2017 №25,распоряжения от 20.11.2017 №501,
УСТАНОВИЛ:
Чернов А.В. обратился в суд к администрации г. Красноярска, администрации Центрального района г. Красноярска (далее - административные ответчики) с настоящим административным иском, требования мотивировал тем, чтораспоряжениями административных ответчиков его семья признана нуждающейся в жилом помещении и включена в состав участников подпрограммы «усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан», однако распоряжением администрации Центрального района г. Красноярскаот 20.10.2017 снята с учета нуждающихся, решением жилищной комиссии при администрации г. Красноярска от 20.11.2017 исключена из числа участников подпрограммы.Не согласен с оспариваемыми решениями, указывает, чтос момента постановки на учет егожилищные условия и состав семьи не изменились, наличие решений ответчиков препятствует реализации жилищных прав.
В дальнейшем к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлеченыЧернов В.Н., Чернова Е.В.
В судебном заседанииадминистративный истец Чернов А.В. поддержал заявленные требования, пояснив, что пропуск срока вызван необходимостью получения дополнительных разъяснений.
Представительадминистративного ответчика администрации Центрального района в г. Красноярске Стройнова И.Н. (наличие полномочий и диплома о высшем юридическом образовании проверено судом) в судебном заседанииподдержала доводы ранее представленного отзыва на административное исковое заявление, в котором просила отказать в удовлетворении заявленных требований, ввиду соответствия принятого решения требованиям законодательства и значительного пропуска административным истцом срока обжалования решения. Дополнительно пояснила, что из представленных истцом документов не усматривается ограничение его в пользовании квартирой.
Представитель административного ответчика администрации г. Красноярска Попандопуло Д.Н. (наличие полномочий и диплома о высшем юридическом образовании проверено судом) в судебном заседании поддержал доводы администрации Центрального района в г. Красноярске о соответствии принятого решения требованиям законодательства и значительном пропуске административным истцом срока обжалования решений.
Заинтересованные лица Чернов В.Н., Чернова Е.В. в судебном заседании считали заявленные требования обоснованными.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации Центрального района в г. Красноярске от 17.07.2014 №364 в целях участия молодой семьи в жилищных программах Чернов А.В. и члены его семьи Чернова Е.В, Ч., Ч. признаны нуждающимися в жилом помещении, распоряжением администрациигорода Красноярска от 24.02.2015 №23-орг молодая семья признана участником подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения г. Красноярска» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов».
Распоряжением администрации Центрального района в г. Красноярске от 20.10.2017 №501 молодая семьяЧернова А.В. с учетом членов его семьи Черновой Е.В, Черновой А..А., Ч. снята с учета нуждающихся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право состоять на учете; 23.10.2017 в адрес истца направлено соответствующее уведомление.
Решением жилищной комиссии администрации г. Красноярска, оформленным протоколом от 02.11.2017 №25, молодая семья Чернова А.В. с учетом членов его семьи Черновой Е.В, Ч.., Ч. исключена их числа участников подпрограммы 2 «Усиление социальной защищенности отдельных категорий граждан» муниципальной программы «Социальная поддержка населения г. Красноярска» на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» в связи с утратой нуждаемости в жилом помещении; 07.11.2017 в адрес истца направлено соответствующее уведомление.
Согласно сообщению администрации Центрального района в г. Красноярске от 24.01.2018 обоснованием принятого решения о снятии с учета послужило то, что семья истца проживает в жилом помещении площадью 54,9 кв.м., обеспеченность площадью превышает установленную норму.Несмотря на то, что в собственности истца и членов его семьи имеется только 2/3 доли данного жилого помещения (квартиры), а 1/3 доля принадлежит отцу истца, члены семьи не ограничены в ее пользовании и обладают правом пользования всей площадью жилого помещения (квартиры), в то время как отец истца в данном помещении не зарегистрирован.Таким образом, был произведен расчет нуждаемости в жилом помещении семьи истца 54,9/4=13,7кв.м., что превышает норму 12 кв.м.
Истец не согласен с решением ответчика, поскольку его отец Чернов В.Н., являющийся собственником 1/3 доли в квартире, не ограничен в праве пользования ею, в то время как пользование квартирой со стороны семьи истца производится с учетом занимаемой Черновым В.Н. площади, что с учетом количества членов семьи является недостаточным. Более того, с момента постановки на учет и включения в число участников подпрограммы до момента снятии с учета состав семьи и жилищная ситуация истца не изменялась.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 ЖК РФ определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 ЖК РФ).
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно подп. "б" указанного пункта названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Семья Чернова А.В. зарегистрированы и проживают в этом жилом помещении без заключения какого-либо соглашения с иными собственниками, определяющего их права иначе, чем это предусмотрено ЖК РФ, что с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ свидетельствует о том, что они вселены в квартиру (отца истца) как члены семьи собственника жилого помещения и как вселенные собственником жилого помещения члены его семьи согласно части 2 статьи 31 ЖК РФ имеют право пользования данным жилым помещением.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Постановлением администрации города Красноярска от 14.04.2005 №192 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения на территории г. Красноярска» для постановки на жилищный учет (учетная норма) граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории города Красноярска установлена в размере менее 12 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека в домах, пригодных для проживания.
Соответственно, учитывая совместное проживание истца и членов его семьи в квартире на <адрес> площадью 54,9 кв. м, семья истца на момент принятия оспариваемого решения не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как на 1 человека приходится более 12 кв. м общей площади – 54,9/4=13,7м.
Одним из обязательных условий для получения социальной выплаты в рамках мероприятия «Субсидии бюджетам муниципальных образований Красноярского края на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края» является нуждаемость молодой семьи в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 14 раздела 2 Постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. N 514-п «Об утверждении государственной программы Красноярского края «Создание условия для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан» решение о снятии молодой семьи с учета (исключении молодой семьи из списка молодых семей - участников) принимается органом местного самоуправления в случаях:
а) получения социальной выплаты за счет средств федерального, краевого бюджетов на приобретение или строительство жилья кем-либо из членов молодой семьи;
б) переезда в другое муниципальное образование Красноярского края на постоянное место жительства;
в) выявления недостоверных сведений в представленных документах;
г) письменного отказа молодой семьи от участия в мероприятии 8 (Субсидии бюджетам муниципальных образований на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья);
д) расторжения брака молодой семьей, не имеющей детей;
е) достижения возраста 36 лет одним из супругов;
ж) утраты молодой семьей нуждаемости в жилых помещениях;
з) выявления факта несоответствия условиям мероприятия 8 либо невыполнения условий мероприятия 8, в соответствии с которыми молодая семья была признана участником мероприятия 8.
Основанием для принятия оспариваемого решения является выявление факта несоответствия условиям мероприятия 8 либо невыполнения условий мероприятия 8, в соответствии с которыми молодая семья была признана участником мероприятия 8.
Решение принято уполномоченным органом, в пределах своей компетенции, с соблюдением срока и в соответствии с законом.
В части заявленных административными ответчиками доводов о пропуске истцом срока обращения суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (часть 5 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Пропущенный по указанной в части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу части 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось истцом, уведомление о снятии молодой семьи с учета нуждающихся было направлено ответчиком 23.10.2017 и поступило в почтовое отделение истца 13.11.2017. Таким образом, о вынесении администрацией Центрального района в г. Красноярске оспариваемого распоряжения от 20.10.2017 истцу стало известно в ноябре 2017 года, в то время как настоящее исковое заявление направлено в суд20.07.2018, ранее истец обращался в суд с административным исковым заявлением аналогичного содержания 09.04.2018, то есть также за пределами установленного законом срока обращения в суд. Обстоятельств, объективно препятствующих своевременной подаче административного искового заявления, истцом не приведено и соответствующих доказательств не представлено.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований истцу в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявленияпо административному иску Чернова А.В. к администрации г. Красноярска о признании незаконным решения жилищной комиссии при администрации г. Красноярска, оформленного протоколом от 02.11.2017 №25, к администрации Центрального района г. Красноярска о признании незаконным распоряжения от 20.10.2017 №501, - отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда через Центральный районный суд г. Красноярска.
Председательствующий Бобылева Е.В.
Мотивированная часть решения изготовлена 11.01.2019
Подписано судьей. Копия верна.