№ 5-2353/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Краснодар 10 октября 2017 г.
Октябрьский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего Кутченко А.В.
при секретаре судебного заседания Амбарцумян Р.К.,
рассмотрев административный материал в отношении юридического лица ООО «Светосервис-Кубань» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
В Октябрьский районный суд г. Краснодара административный материал в отношении юридического лица ООО ФИО1» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ.
Из представленного протокола об административном правонарушении от 11.09.2017 следует, что специалистами управления 10.07.2017 осуществлен выезд на место. Составлен акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося объектом археологического наследия от 10.07.2017, с приложением фотоматериалов. Факт производства работ (установки столбов линии электроосвещения) на территории и в зоне охраны памятника археологии «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1» нашел своё подтверждение. Установлен факт разрушения ООО «ФИО2» культурного слоя объекта археологического наследия.
В судебном заседании представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края просил признать ООО «ФИО3 в совершении административного правонарушения, и назначить наказание в соответствии с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель ООО «ФИО4» вину в совершении административного правонарушения признал, просил снизить штраф.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Судом установлено, что в управление государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края поступило обращение Крутоголовенко К.А. от 10.05.2017 (вход. № 78-4747/17 от 11.05.2017) о фактах повреждения и разрушения объекта культурного наследия «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1». По результатам рассмотрения обращения установлено следующее. Осенью 2015 года ООО «ФИО5» по договору № 03-1 от 06.06.2015, заключенному с ООО «ФИО6», проводило археологические разведки в п. Красный Октябрь Темрюкского района на основании разрешения (открытого листа) на имя К.А. Крутоголовенко № 1278 от 05.08.2015. Разведки проводились для размещения линии электроосвещения на участке протяженностью 1,451 км в пределах полосы дорожного отвода на участке км 0+200 - км 1+651 автодороги «Андреева Гора - ст-ца Варениковская - г. Анапа (ул. Школьная)», проходящей по границе п. Светлый Путь и п. Красный Октябрь, далее - по южной окраине п. Красный Октябрь. В ходе работ было установлено, что на предполагаемом участке размещения линии электроосвещения от ПК 0+900 до ПК 1+344 находится территория и зона охраны объекта культурного наследия «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1», расположенный на южной окраине п. Красный Октябрь Темрюкского района Краснодарского края.
Дата обнаружения события административного правонарушения - 11.05.2017.
Памятник археологии «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1», местонахождение объекта: Краснодарский край, Темрюкский район, южная окраина пос. Красный Октябрь (поворотная точка 1 границы комплекса расположена в 1,12 км к юго-юго-западу от пересечения ул. Школьной и ул. Октябрьской (азимут 14° от объекта, истинный север, отсчет угла правый) и в 1,6 км к юго-западу от моста через р. Курка (азимут 68° от объекта, истинный север, отсчет угла правый), является выявленным объектом культурного наследия. Охраняется государством в соответствии с распоряжением комитета по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края от 18.12.2002 № 3-р, приказа управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края от 15.02.2016 № 20. Датировка памятника IV в. до н.э. - X в. н.э.
В результате археологических разведок 2015 года подготовлен отчёт, план производства археологических работ и учетная карта объекта культурного наследия №. На основании указанной документации на участок, предназначенный для размещения линии электроосвещения в п. Красный Октябрь, были наложены обременения на строительство в соответствии с действующим законодательством.
Крутоголовенко К.А. в апреле 2017 года на территории и в зоне охраны вышеуказанного памятника археологии обнаружены смонтированные вдоль автодороги в п. Красный Октябрь металлические фонарные столбы. Указанные металлические столбы составляют линию электрического освещения, совпадающую по своему расположению с полосой отвода земельного участка, обозначенного на картографических материалах ООО «ФИО7» в 2015 году.
ООО «Светосервис-Кубань» дважды, в декабре 2015 года и в феврале 2016 года, обращалось в управление за согласованием раздела «Охрана объектов культурного наследия» в составе проекта «Обустройство электроосвещеним объекта «Автомобильная дорога Андреева Гора - ст-ца Варениковская - г. Анапа, км 0+200 - км 1+651 в Темрюкском районе». Раздел проекта не был согласован в связи с несоблюдением обязательных требований в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (заключения управления от 14.03.2016 № 78-1208/16-01-21 и от 28.01.2016 № 78-368/16-01-22).
Специалистами управления 10.07.2017 осуществлен выезд на место. Составлен акт осмотра технического состояния объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), являющегося объектом археологического наследия от 10.07.2017, с приложением фотоматериалов. Факт производства работ (установки столбов линии электроосвещения) на территории и в зоне охраны памятника археологии «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1» нашел своё подтверждение. Установлен факт разрушения культурного слоя объекта археологического наследия.
12.07.2017 для производства процессуальных действий, требующих значительных временных затрат (проведение экспертизы), управлением в отношении юридического лица начато административное расследование. 11.08.2017 срок проведения административного расследования продлен на 1 месяц. Дата окончания административного расследования - 11 сентября 2017 года.
Определением от 27.07.2017 была назначена экспертиза в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Производство экспертизы было поручено кандидату исторических наук, научному сотруднику отдела античной археологии Института археологии Российской академии наук Судареву Н.И. Эксперту разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 25.9 КоАП РФ; эксперт предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9КоАП РФ за дачу заведомо ложного заключения. Перед экспертом были поставлены следующие вопросы:
- проводились ли на территории и в границах зон охраны выявленного объекта культурного наследия (памятника археологии) «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1» какие-либо земляные, строительные работы?
был ли уничтожен (поврежден) в результате проведения земляных, строительных работ выявленный объект культурного наследия - памятник археологии «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1», если да, то каков вред, причинен памятнику археологии, какова стоимость мероприятий необходимых для его сохранения?
Для проведения экспертизы эксперту предоставлены все необходимые материалы.
Экспертиза была проведена с 28.07.2017 по 07.09.2017. Эксперт дал следующие ответы на поставленные вопросы:
Вывод по вопросу 1:
Проведя анализ предоставленных документов и материалов, изучив обстоятельства дела непосредственно на месте проведения работ, эксперт пришел к выводу, что на части земельного участка, расположенной по адресу: <адрес>, п. <адрес> ООО «Светосервис-Кубань» произведены земляные и строительные работы по объекту: «Обустройство электроосвещением объекта «Автомобильная дорога Андреева Гора - <адрес>, км 0+200 - 1+651 в Темрюкском районе». Указанные земляные и строительные работы проведены на территории и в границах зон охраны выявленного объекта археологического наследия - «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1», без реализации необходимых спасательных археологических мероприятий (раскопок) и обеспечения надзора со стороны специалиста-археолога.
Вывод по вопросу 2:
Проведя анализ предоставленных документов и материалов, изучив обстоятельства дела непосредственно на месте проведения работ, эксперт пришел к выводу, что в ходе произведенных ООО «Светосервис-Кубань» земляных и строительных работ по объекту: «Обустройство электроосвещением объекта «Автомобильная дорога Андреева Гора - ст. Варениковская - г.-к. Анапа, км 0+200 - 1+651 в Темрюкском районе», был поврежден (разрушен) культурный слой выявленного объекта археологического наследия - «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1», на площади 1,8 кв.м. Размер вреда, причиненного выявленному объекту археологического наследия - «Археологический комплекс «Красный Октябрь 1», выраженный в стоимости мероприятий по сохранению объекта археологического наследия (спасательных археологических полевых работ -раскопок), предусмотренных ст. 45.1 Закона № 73-ФЗ, составляет 91 323,08р. (девяносто одна тысяча триста двадцать три рубля 08 копеек).
Согласно ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ) гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия, отнесены к землям историко-культурного назначения, которые используются строго в соответствии с их целевым назначением и при соблюдении предусмотренных законом ограничений.
Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии со ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ:
- на территории памятника или ансамбля запрещаются строительство объектов капитального строительства и увеличение объемно-пространственных характеристик, существующих на территории памятника или ансамбля объектов капитального строительства; проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ посохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия;
- на территории памятника, ансамбля или достопримечательного места разрешается ведение хозяйственной деятельности, не противоречащей требованиям обеспечения сохранности объекта культурного наследия и позволяющей обеспечить функционирование объекта культурного наследия в современных условиях.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований по обеспечению сохранности указанных объектов.
Согласно п.п. 2,3 ст. 36 Закона № 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, а так же на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 данного Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 данного Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В соответствии со ст. 49 Закона № 73-ФЗ объекты археологического наследия, а также все археологические предметы, залегающие на поверхности земли, в земле или под водой, находятся в государственной собственности.
В случае невозможности обеспечить физическую сохранность объекта археологического наследия под сохранением этого объекта археологического наследия понимаются спасательные археологические полевые работы, проводимые в порядке, определенном статьей 45.1 Закона № 73-ФЗ, с полным или частичным изъятием археологических предметов из раскопов (п.2 ст.40 Закона № 73-ФЗ).
Кроме того, в соответствии с требованиями Закона Краснодарского края от 23.07.2015 № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Краснодарского края» в целях предотвращения перемещения, повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка использования объектов культурного наследия и иных действий, влекущих за собой причинение вреда объектам культурного наследия, физические лица, юридические лица, органы государственной власти Краснодарского края, органы местного самоуправления в Краснодарском крае на стадии проведения землеустройства, формирования, отвода, изменения категории, вида разрешенного использования и иного хозяйственного освоения земельного участка, предусматривающего проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, обязаны обратиться в исполнительный орган государственной власти Краснодарского края, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия с заявлением о согласовании проведения указанных работ на территории, подлежащей хозяйственному освоению.
До начала проектирования и проведения работ осуществляется разработка и реализация необходимых мер по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, в том числе археологические полевые работы (разведки) в целях выявления в зонах производства данных работ неучтенных объектов культурного наследия, за счет средств физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, являющихся заказчиком проводимых работ.
В соответствии с требованиями Закона № 3223-КЗ проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных и иных работ на территории и в зонах охраны объектов культурного наследия осуществляются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия.
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Закона № 3223-КЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ, расположенных на территории Краснодарского края» в качестве предупредительной меры по обеспечению сохранности объектов культурного наследия до разработки и утверждения проектов зон охраны объектов культурного наследия устанавливаются границы зон охраны в зависимости от общей видовой принадлежности объекта культурного наследия и в соответствии с данными государственного учета объектов культурного наследия. Для сохранения объектов археологического наследия поселенческого типа (городища, поселения, селища) установлены границы зон охраны в размере 500 метров от границ памятника по всему его периметру.
В границах зон охраны объекта археологического наследия, установленных ч. 3 ст. 11 Закона № 3223-КЗ, до утверждения в установленном порядке границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон допускаются по согласованию с краевым органом охраны объектов культурного наследия работы, не создающие угрозы повреждения, разрушения или уничтожения объекта археологического наследия, в том числе сельскохозяйственные работы, работы по благоустройству и озеленению территории, не нарушающие природный ландшафт.
За нарушение указанных выше требований закона должностные, физические и юридические лица несут уголовную, административную и иную юридическую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Лица, причинившие вред объекту культурного наследия, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, а лица, причинившие вред объекту археологического наследия -стоимость мероприятий, необходимых для его сохранения, что не освобождает данных лиц от административной и уголовной ответственности, предусмотренной за совершение таких действий.
Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, в ходе самовольно организованных и (или) проведенных земляных, строительных или иных работ в отношении объекта культурного наследия без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, образует состав административного правонарушения.
Состав данного правонарушения является материальным, выражается в конкретном факте нарушения требований сохранения, использования, и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ посредством уничтожения или повреждения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия; в качестве квалифицирующего признака выступает как сам факт причинения вреда, так и размер причиненного вреда.
Таким образом, ООО «Светосервис-Кубань» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия.
В соответствии с пунктом 1 ст. 7.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях: уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе выявленных объектов культурного наследия, влечет наложение административного штрафа.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вина юридического лица ООО «Светосервис-Кубань» подтверждается материалами об административном правонарушении: протоколом об административном правонарушении от 11.09.2017; определением о возбуждении дела об административном правонарушении от 12.07.2017; уведомлением о назначении времени и места составления протокола; актом осмотра состояния объекта; заключением эксперта от 28.07.2017 и другими представленными материалами дела.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд полагает, что действия юридического лица ООО «Светосервис-Кубань» квалифицируются по ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ в соответствии с действующим законодательством.
У юридического лица ООО «Светосервис-Кубань» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При назначении наказания суд принимает во внимание обстоятельства дела, характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины правонарушителя, то, что назначаемое административное наказание не может иметь только карательный характер, не должно свидетельствовать об игнорировании принципов законности, справедливости, неотвратимости юридической ответственности и общеправовой цели наказания, которая несет не только карательный характер, но и является воспитательной мерой, направленной, с одной стороны, на предупреждение новых правонарушений, а с другой стороны, - на неотвратимое, справедливое наказание за уже совершенное нарушение.
В соответствии с ч. 3.2 Федерального закона от 31.12.2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей
Согласно п. 3.3 Федерального закона при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «ФИО8 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 7.14.1 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа:
ИНН 2308038402
КПП 230801001
Получатель - УФК по Краснодарскому краю (администрация Краснодарского края л/с 04182000020)
Расчетный счет 40101810300000010013 в Южном ГУ Банка России г. Краснодар БИК 040349001, ОКТМО 03701000
Для зачисления прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, КБК 80211690020020000140.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Краснодара в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья