Решение по делу № 12-21/2016 от 26.04.2016

Дело №12-21/2016

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 мая 2016 года                                      село Моргауши

Судья Моргаушского районного суда Чувашской Республики Салдыркина Т.М., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, -Тимофеева С.Н., его защитника Парфирьевой Н.В., действующей по доверенности от 24.05.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес>, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца и жителя <адрес> Чувашской Республики, директора <данные изъяты>» о привлечении к административной ответственности по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее- КоАП РФ) в виде штрафа,

установила:

Постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N директор Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «<данные изъяты>» <адрес> Чувашской Республики (далее - <данные изъяты>») ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

ФИО1, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обжаловал указанное постановление, просит отменить.

Жалоба мотивирована тем, что постановление не соответствует нормам права. Очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес> закреплены на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ «<данные изъяты>» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ . Промышленная площадка расположена на северной окраине <адрес>. С севера востока и с запада очистные сооружения окружены оврагом и пустырями, с южной стороны граничат с территорией бывшего молочного завода и жилыми домами по <адрес> мощность -250,0 куб. м в сутки. Расчетный расход стоков равен 45 тыс. куб. м. в год, 123,288 куб.м. в сутки.

При проведении проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения были приняты во внимание сведения, не соответствующие действительности, а именно, установлена производительность очистных сооружений - 450,0 тыс. куб.м. в сутки, при проектной мощности 250,0 тыс. куб. и расчетной производительности -123,288 куб. м. в сутки.

В соответствии с новой редакцией СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (раздел 7.1.13, таблица 7.1.2) для «сооружений механической и биологической очистки с иловыми площадками для сброженных осадков, а также иловых площадок» производительностью до 0,2 тыс. куб. м. в сутки ориентировочная санитарно- защитная зона должна быть принята 150 м.

Согласно пункту 1.2 данные требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г., т.е. со дня вступления в силу изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122. До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 содержал установленные требования и для действующих объектов.

Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. санитарно- защитные зоны разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется.

В соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно- защитные зоны организаций. Данная норма не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается санитарно- защитная зона, а содержит лишь бланкетное положение. Пункт 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Заявитель полагает, что очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, переданные <данные изъяты>» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ , не относятся к вновь строящимся либо реконструируемым объектам, поэтому нормы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в действующей редакции в данном случае не подлежат применению.

В судебном заседании ФИО1, его защитник ФИО3 жалобу поддержали по доводам, изложенным в ней, просили удовлетворить.

Заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте, в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суд не известил. Начальник территориального отдела ФИО4 просил рассмотреть жалобу без участия их представителя. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ считает законным, обоснованным, в удовлетворении жалобы просит отказать. В отзыве также указали, что фактическое расстояние от территории очистных сооружений до селитебной зоны составляет 40 метров. МУП ЖКХ «Моргаушское» не разработан и не обоснован проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту. Полагают, что у директора МУП ЖКХ «Моргаушское» имелась возможность для соблюдения требований статьи 6.4 КоАП РФ.

Суд нашел возможным рассмотрение жалобы при имеющейся явке.

Выслушав пояснения ФИО1, его защитника ФИО3, изучив доводы жалобы, доводы отзыва на жалобу, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в административном материале, суд приходит к следующему.

Постановлением заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, директор МУП ЖКХ «<данные изъяты>», признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ, за то, что на <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении обращения и изучении экспертного заключения филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике-Чувашии в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что жилой     <адрес> находится в санитарно-защитной зоне очистных сооружений МУП ЖКХ «Моргаушское», расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, северная окраина <адрес>. Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» раздела 7.1.13 «Канализационные очистные сооружения» при производительности очистных сооружений 45,0 тыс. куб.м в сутки санитарно-защитная зона должна составлять 400 метров. Фактическое расстояние от территории очистных сооружений до селитебной зоны составляет 40 метров. Не разработан и не обоснован проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту.

ФИО1 как должностное лицо подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.

В установленный законом срок ФИО1 подал жалобу на указанное постановление, просит его отменить, считая незаконным.

    Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Статьей 6.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

Из материалов дела следует, что основанием для вынесения в отношении директора МУП ЖКХ «<данные изъяты> постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания по статье 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил тот факт, что в результате проведенной проверки было выявлено несоблюдение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно:

- в нарушение статей 11, 23 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; пунктов 3.1, 5.1 раздела 7.1.13 №Канализационные очистные сооружения» СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03); пунктов 3.1.6, 3.1.8, 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» не разработан проект санитарно-защитной зоны очистных сооружений, расположенных по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, северная окраина <адрес>, и не получено санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

осуществлять гигиеническое обучение работников.

В силу положений, установленных в пунктах 1,3 статьи 23 названного Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ, жилые помещения по площади, планировке, освещенности, инсоляции, микроклимату, воздухообмену, уровням шума, вибрации, ионизирующих и неионизирующих излучений должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии с пунктом 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования (пункт 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно пункту 3.1.6 санитарных правил "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17 мая 2001 г. (далее-СанПиН 2.1.6.1032-01) для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно - защитные зоны (далее- СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов.

В СЗЗ запрещается размещение объектов для проживания людей. СЗЗ или какая-либо ее часть не могут рассматриваться как резервная территория объекта и использоваться для расширения промышленной или жилой территории (пункт 3.1.8 СанПиН 2.1.6.1032-01).

Согласно пункту 4.1.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:

- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;

- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;

- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;

- получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);

- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;

- информировать органы и учреждения государственной санитарно - эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;

- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.

Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния. Следовательно, необходимо доказать, что именно это лицо совершило данное административное правонарушение.

Согласно пункту 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 9 сентября 2010 г. N 122) требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Доказательств того, что очистные сооружения, расположенные по адресу: <адрес>, являются вновь строящимся либо реконструируемым объектом, материалы дела не содержат.

Таким образом, вывод о том, что СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 подлежат применению в отношении названных очистных сооружений, не является обоснованным.

Аналогичная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в постановлении от 27.11.2014 № 302-АД14-597.

Судом установлено, что указанные очистные сооружения являются собственностью муниципального образования <адрес> Чувашской Республики. По договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией <адрес> Чувашской Республики и МУП ЖКХ «<данные изъяты>», они считаются закрепленными на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ <данные изъяты>» в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

Согласно ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в частности, право хозяйственного ведения.

Однако в нарушение пункта 1.3 указанный договор в предусмотренном законом порядке не зарегистрирован, такие сведения суду не представлены.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 188 в отношении директора МУП ЖКХ «<данные изъяты>» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь статьями 30.7-30.8 КоАП РФ, судья

решила:

Жалобу ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике-Чувашии в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N в отношении директора МУП ЖКХ «<данные изъяты>» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья Моргаушского районного суда

Чувашской Республики                                   Т.М.Салдыркина

12-21/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
Тимофеев С.Н.
Суд
Моргаушский районный суд
Судья
Салдыркина Т.М.
Статьи

КоАП: ст. 6.4

26.04.2016Материалы переданы в производство судье
24.05.2016Судебное заседание
26.05.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2016Дело оформлено
10.06.2016Вступило в законную силу
15.07.2016Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее