В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №
Строка №г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ДД.ММ.ГГГГ судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Квасовой О.А.
судей Глазовой Н.В., Трофимовой М.В.
при секретаре Мурашко А.А., -
с участием прокурора Семенова С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Пермякова В.М. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» о признании права на перерасчет пенсии в связи с увеличением окладов по воинскому званию за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г., взыскании недополученной пенсии,
по апелляционному представлению военной прокуратуры Воронежского гарнизона
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 июня 2016 года
(судья районного суда Е.С. Шумейко)
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Воронежского гарнизона в интересах Пермякова В.М. обратился в суд с иском, в котором просил обязать ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» признать право за Пермяковым В.М. на перерасчет пенсии в связи с увеличением окладов по воинскому званию за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г., взыскать с ответчика недополученную пенсию в размере <данные изъяты>, указав в обоснование заявленных требований, что Пермяков В.М. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, за период с 01.01.1999г. по 30.06.1999г. ему выплачивается пенсия с нарушением требований Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 01.07.2000г.) предусмотрено, что размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению МО РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба) с соблюдением единства основных норм денежного довольствия военнослужащих. При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих воинскую службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям не могут быть менее половины окладов по воинским должностям. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. № «О повышении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, таможенных органов РФ и федеральных органов налоговой полиции» военнослужащим повышены с 01.01.1999г. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями, а с 01.07.1999г. установлены месячные оклады по воинским званиям военнослужащим согласно приложению №. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. № в части, предусматривающей повышение военнослужащим окладов по воинским званиям только лишь с 01.07.1999г., признан не соответствующим абз.2 п. 2 статьи 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих». В силу абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона «О статусе военнослужащих» оклады по первичным воинским званиям не могли быть меньше половины действовавших с 01.01.1999г. окладов по воинским должностям. Считает, что требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисление пенсии (л.д.3-4).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 14 июля 2016 года в удовлетворении исковых требований военному прокурору Воронежского гарнизона отказано (л.д. 45,46-48).
В апелляционном представлении военный прокурор Воронежского гарнизона ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм материального права, полагая, что требование абз. 2 п. 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» являлось обязательным для ответчика, производившего начисления, что суд пришел к необоснованному выводу о том, что признание п. 2 Постановления Правительства РФ от 19.01.1999г. № не означает возникновения права у военнослужащих на повышение окладов по воинскому званию с ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 54-58).
Пермяков В.М. поддержал доводы апелляционного представления и просил отменить решение суда, удовлетворив иск прокурора.
Представитель ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» ФИО1 выразил несогласие с доводами апелляционного представления и просил решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения явившихся участников процесса, заслушав заключение прокурора, поддержавшего доводы апелляционного представления, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему:
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ч. 1 ст. 43 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с подпунктом «б» части 1 ст. 49 указанного Закона РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) пенсии, назначенные лицам, указанным в ст. 1 Закона и их семьям, подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, состоящих на службе, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсии денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением.
Пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до 01.07.2000г.) на Правительство Российской Федерации возложена обязанность в течение 1998 года повысить месячные оклады по воинским должностям и воинским званиям до уровня, установленного абзацем 2 пункта 2 статьи 12 данного Федерального закона.
В силу ст. 12 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до 01.07.2000г.) размеры окладов по воинским должностям, окладов по воинским званиям и дополнительных выплат определяются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) с соблюдением условия единства основных норм денежного довольствия военнослужащих.
При этом оклады по первичным воинским должностям солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда, а оклады по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не могут быть менее половины окладов по воинским должностям.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1998г. № в целях повышения денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и Правительству РФ предписано: повысить с ДД.ММ.ГГГГг. в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащим, повысить с ДД.ММ.ГГГГг. в 2,02 раза месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащим.
Во исполнение Президента Российской Федерации от 24.12.1998г. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. № «О повышении денежного довольствия военнослужащих» с ДД.ММ.ГГГГг. были повышены в 1,62 раза месячные оклады в соответствии с занимаемыми воинскими должностями военнослужащих; с ДД.ММ.ГГГГг. установлены месячные оклады в соответствии с присвоенными воинскими званиями военнослужащих (кроме солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву) согласно приложению №.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец является пенсионером Министерства обороны РФ и получает пенсию за выслугу лет, имеет воинское звание майор. На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19.01.1999г. № с 01.01.1999г. ему была пересчитана пенсия за выслугу в связи с увеличением должностного оклада, а с 01.07.1999г. – в связи с увеличением оклада по воинскому званию, что следует из справки военкомата (л.д.6,15,17).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. № ВКПИ99-18 пункт 2 Постановлением Правительства РФ от 19.01.1999г. № «О повышении денежного довольствия военнослужащих» признан недействительным в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям с 01.07.1999г. как не соответствующий абзацу второму п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
Вынося обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что признание решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации 19.01.1999г. № недействительным (незаконным) в части повышения военнослужащим окладов по воинским званиям лишь с ДД.ММ.ГГГГг. само по себе не означает возникновения права на повышение окладов по воинским званиям в таком же размере с ДД.ММ.ГГГГг., и в том числе с учетом положений абз. 2 п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».
По смыслу абзаца 2 пункта 2 ст. 12 Федерального закона от 27.05.1998г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГг.) определенные рамки для установления Правительством РФ окладов были предусмотрены лишь в отношении военнослужащих - солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту (то есть в отношении первичных воинских должностей и первичных воинских званий).
Следовательно, размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям других военнослужащих определялись Правительством РФ в отсутствие указаний в Законе о границах такого определения.
Учитывая, что размеры окладов по воинским должностям и воинским званиям военнослужащих определяются Правительством Российской Федерации (абз. 1 п. 2 ст. 12 Закона Российской Федерации от 27.05.1998г. № 76-ФЗ), за период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. и в дальнейшем Правительством Российской Федерации, наделенным полномочиями по принятию решений о повышении окладов, после принятия Верховным Судом Российской Федерации решения от ДД.ММ.ГГГГг. каких-либо нормативно-правовых актов, касающихся повышения окладов военнослужащих, не принималось, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для перерасчета с 01.01.1999г. пенсии истцу на основании положений пп. «б» ст. 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в связи с увеличением составной части денежного довольствия - размера оклада по воинскому званию, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу положений ст. 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» перерасчет размеров пенсий за выслугу лет производится со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Согласно приведенной норме перерасчет пенсий носит заявительный характер, т.е. осуществляется на основании заявлений пенсионеров, к которым прилагаются необходимые документы.
Приняв во внимание положения статьи 55 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. №, суд первой инстанции правомерно обратил внимание на то, что Пермяков В.М., считая свои права нарушенными с 1999г., с заявлением о перерасчете пенсии в Военный комиссариат Воронежской области не обращался
Исходя из вышеизложенного, судебная коллегия полагает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционного представления, по существу, аналогичны доводам иска, которым судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, не опровергают сделанный судом первой инстанции вывод по существу заявленных исковых требований, а выражают лишь несогласие с ним, основаны на ошибочном толковании норм материального права, а также не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации, к отмене решения суда.
Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционного представления судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 14 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление Военной прокуратуры Воронежского гарнизона - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: