Решение по делу № 2а-141/2018 ~ М-134/2018 от 27.09.2018

Дело № 2а-141/2018      Копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 октября 2018 года                      город Северодвинск

Северодвинский гарнизонный военный суд под председательством судьи Раевского А.С., при секретаре судебного заседания Иконниковой И.Ю., с участием представителя административного истца Киселева А.В.- Хромова С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего филиала № 2 Федерального государственного казенного учреждения «1469 <данные изъяты>» Министерства обороны Российской Федерации <данные изъяты> Киселева Алексея Владимировича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Киселев А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее по тексту - отделение (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ), связанные с вынесением решения № 29-33/2 от 06 сентября 2018 года об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, возложив на административного ответчика обязанность отменить указанное решение.

Определением Северодвинского гарнизонного военного суда от 08 октября 2018 года к участию в деле в качестве административных соответчиков были привлечены отделение (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ и филиал Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба».

Административный истец Киселев А.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания в него не прибыл, направил в суд своего представителя.

Представитель административного истца Киселева А.В. – Хромов С.Р., в судебном заседании требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по обстоятельствам указанным в заявлении.

Административный ответчик начальник отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ, действующая в своих интересах и в интересах отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ, будучи надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в него не прибыла, своего представителя не направила. В представленных в суд письменных возражениях указала, что Киселев А.В. в период с 1999 по 2006 год на основании ордера № 736 от 13 октября 1999 года был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, общей площадью 62,1 квадратный метр. Данное жилое помещение в 2003 году было приватизировано членами семьи административного истца, сам Киселев А.В. отказался от приватизации, а в 2006 году квартира продана, и приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> общей площадью 65,3 квадратных метров, на каждого члена семьи приходилось по 13,5 квадратных метра. От указанного жилого помещения Киселев А.В. отказался добровольно, на разделе имущества не настаивал. Кроме того, в собственности супруги Киселева А.В. – Киселевой Т.Н. находится жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 32,9 квадратных метра, которая в соответствии со ст. 35 СК РФ является совместной собственностью супругов, в связи с чем, обеспеченность жилым помещением Киселева А.В. составляет 29,5 квадратных метра, что выше учетной нормы.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

При указанных обстоятельствах Киселев А.В. обеспечен жилым помещением более учетной нормы, в связи с чем, у него отсутствует право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма, просила в удовлетворении требований Киселева А.В. отказать, дело рассмотреть в её отсутствие.

Административный ответчик руководитель филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в него не прибыл, своего представителя не направил.

Суд, в соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ дело рассмотрел при данной явке.

Изучив административное исковое заявление, выслушав доводы представителя административного истца, рассмотрев возражения административного ответчика, все представленные доказательства с точки зрения их полноты, относимости и допустимости, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что решением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ от 06 сентября 2018 года № 29-33/2 Киселеву А.В. было отказано в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, основанием для отказа послужило то, что Киселев А.В. при подаче заявления о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях не указал сведения о том, что ранее был обеспечен жилым помещением, отказался от его приватизации, а также что его обеспеченность жилым помещением составляет более учетной нормы.

По мнению административного истца и его представителя, действия административного ответчика являются незаконными, поскольку Киселев А.В. брак с Киселевой Т.Н. расторг в 2014 году, и квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приобретенная его бывшей супругой в 2018 году, не является совместно нажитым имуществом, а кроме того, решением Северодвинского городского суда № 2-5174-13 от 16 октября 2013 года он был выселен из квартиры расположенной по адресу: <адрес>, поскольку не имел права на данную квартиру, по мнению Киселева А.В. указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у него прав на жилые помещения, а действия административного ответчика нарушают его право на обеспечение жилым помещением.

Однако данная позиция административного истца и его представителя по убеждению суда является ошибочной, основанной на неверном толковании действующего законодательства.

Вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями регулируются как нормами жилищного законодательства (ЖК РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ), так и нормами федеральных законов, специальных нормативно-правовых актов министерств и ведомств.

Из материалов дела следует, что заявитель изъявил желание быть обеспеченным жильём, по основаниям, предусмотренным ФЗ «О статусе военнослужащих» и изданными в его развитие подзаконными нормативными правовыми актами. В связи с этим порядок предоставления ему жилья регулировался нормами военно-административного законодательства.

Социальные гарантии и компенсации военнослужащим и членам их семей, установлены положениями ФЗ «О статусе военнослужащих».

Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», в случае обеспечения федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства, документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Как следует из п. 1 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 № 512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» (далее по тексту – Постановление Правительства РФ № 512), признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации, указанных в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Положениями ст. 15 и 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что в свою очередь предполагает взаимную обязанность военнослужащего сдать выделенное ему государством жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Таким образом, если военнослужащий распорядился полученным ранее от государства жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.Кроме того, как следует из пп. «д» п. 10 «Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Согласно ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды, при этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).

В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., к государственному жилищному фонду относились жилые помещения, находившиеся в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

По этой причине в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до 1 марта 2005 г. - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.

Из системного анализа вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление военнослужащим жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации без учета жилых помещений, ранее полученных им или членами его семьи за счет государства, и не сданного в установленном порядке государству, не допустимо, поскольку ведет к сверхнормативному обеспечению военнослужащего и (или) членов его семьи жилым помещением.

Как установлено в судебном заседании, Киселев А.В., желая быть обеспеченным жилым помещением, в 2014 году обратился в уполномоченный жилищный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях.

Решением начальника территориального отделения в Архангельской области – г. Архангельск ФГКУ «Западное региональное управления жилищного обеспечения» МО РФ, № 2920/82 от 04 августа 2014 года, Киселев А.В. был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, по избранному месту жительства г. Балашиха, Московская обл.

Извещением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ № 360288 от 21 марта 2018 года, Киселеву А.В. было распределено жилое помещения расположенное по адресу: <адрес>, с оплатой общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления, за счет средств военнослужащего.

Поскольку Киселев А.В. выразил желание получить указанную квартиру в собственность, в соответствии с п. 6 Приказа Министра обороны РФ № 20 от 02 января 2017 года, ему необходимо было представить документы, в том числе и сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.

Киселевым А.В., как при обращении с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, так и после распределения жилого помещения в собственность, указал на отсутствие жилых помещений занимаемых по договорам социального найма и принадлежащих на праве собственности, а также указал, что в приватизации жилых помещений не участвовал.

Вместе с тем, в ходе проверки документов Киселева А.В., отделением (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ было установлено, что административный истец составом семьи два человека включая бывшую супругу Кузнецову Т.Н., на основании постановления Мэра Северодвинска от 13 октября 1999 года № 3/315 и обменного ордера № 736 от 13 октября 1999 года занимал квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 62,1 квадратных метра, данная квартира входила в состав муниципального имущества. Позже в данную квартиру были вселены в качестве членов семьи нанимателя дед административного истца Щетинен Н.И., дочери Киселева А.А. 1994 г.р. и Киселева К.А. 2001 г.р.

В последующем, согласно договору № 36676 от 03 июня 2003 года о безвозмездной передаче квартиры в собственность граждан, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, приватизирована членами семьи Киселева А.В. (дедом административного истца Щетиненым Н.И. и несовершеннолетними дочерьми Киселевой А.А. 1994 г.р. и Киселевой К.А. 2001 г.р. по 1/3 доли), а сам административный истец и его супруга Киселева Т.Н. дали согласие и отказались от приватизации.

Согласно справки для приватизации квартиры № 36676 от 28 мая 2003 года, в жилом помещения на момент приватизации было зарегистрировано пять человек (административный истец Киселев А.В., его супруга Киселева Т.Н., их несовершеннолетние дочери Киселева А.А., Киселева К.А. и дед административного истца Щетинин Н.И.), на каждого члена семьи приходилось по 12,42 квадратных метров (62,1/5 = 12,42).

После смерти Щетинина Н.И., наследником принадлежащей ему 1/3 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, стала дочь Щетинина Н.И. – Киселева З.Н., которая также приходится матерью административному истцу Киселеву А.В.

В 2005 году, члены семьи Киселева А.В., являющиеся долевыми собственниками Киселева З.Н., Киселева А.А. и Киселева К.А. распорядились по своему усмотрению квартирой расположенной по адресу: <адрес>, продав её третьим лицам. При этом, поскольку дочери административного истца являлись несовершеннолетними, их представителем при совершении сделки купли-продажи квартиры выступала их мать Киселева Т.Н., которая также являлась супругой административного истца, в связи с чем, указанная сделка происходила с ведома и согласия самого административного истца.

Также, как следует из материалов дела, на момент приватизации квартиры расположенной по адресу: <адрес>, на каждого члена семьи приходилось по 12,42 квадратных метра, что превышает установленную в г. Северодвинске учетную норму в 12 квадратных метров, для признания граждан нуждающихся в жилье. И в случае, если бы Киселев А.В., при обращении в жилищный орган с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, указал бы сведения о квартире расположенной по адресу: <адрес> о её приватизации, то оснований для принятия его на учет нуждающихся в жилье, не имелось.

Решением начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ от 06 сентября 2018 года № 29-22/7 Киселев А.В. был снят с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку при обращении о принятии его на учет нуждающихся в жилье представил недостоверные сведения о занимаемых им жилых помещениях.

Указанные обстоятельства в совокупности с приведенными нормами закона позволяют суду прийти к выводу о том, что Киселев А.В. от государства был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, расположенным по адресу: <адрес>, имел право постоянного проживания и пользования данным жилым помещением, распорядился им по своему усмотрению, дав свое согласие на приватизацию жилого помещения членам своей семьи, а также на его продажу, сам отказался от прав на указанное жилье, обратно государству жилое помещение не передал, в связи с чем, не может повторно быть обеспеченным жилым помещением от государства в лице МО РФ.

Доводы административного истца и его представителя о том, что в решении от 06 сентября 2018 года № 29-33/2 об отказе в предоставлении Киселеву А.В. жилого помещения, необоснованно указанно также на обеспеченность Киселева А.В. жилым помещением в квартирах принадлежащих бывшей супруге, на которые он не имеет прав, по мнению суда не могут свидетельствовать о незаконности оспариваемого решения, поскольку как установлено в судебном заседании основанием для отказа Киселеву А.В. в предоставлении жилого помещения, послужило то обстоятельство, что административный истец ранее от государства был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, распорядился указанным жилым помещением, обратно государству жилое помещение не передал и не может повторно быть обеспеченным жилым помещением от государства в лице МО РФ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение начальника отделения (территориальное г. Архангельск) ФГКУ «Северрегионжилье» МО РФ от 06 сентября 2018 года № 29-33/2 об отказе в предоставлении Киселеву А.В. жилого помещения по договору социального найма является законным и обоснованным, вынесенным надлежащим должностным лицом в рамках представленных полномочий, в связи с чем, отказывает в удовлетворении заявленных Киселевым А.В. требований.

В связи с тем, что административному истцу отказано в удовлетворении административного искового заявления, оснований для возмещения
Киселеву А.В. судебных расходов, в соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 111, 174-180 и 227 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Киселева Алексея Владимировича об оспаривании действий начальника отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, отделения (территориальное, г. Архангельск) Федерального государственного казенного учреждения «Северное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и филиала Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Северного флота» - «2 финансово-экономическая служба», связанных с отказом в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, а также в возмещении судебных расходов – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Северодвинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий - судья         (подпись)     А.С. Раевский

Верно.

Председательствующий - судья                 А.С. Раевский

Секретарь судебного заседания                 И.Ю. Иконникова

22.10.2018г.

2а-141/2018 ~ М-134/2018

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Киселев А.В.
Ответчики
Филиал ФКУ ОСК СФ 2 ФЭС
Начальник ФГКУ "СРУЖО" (ТО г. Архангельск)
ФГКУ "СРУЖО" МО РФ
Другие
Хромов С.Р.
Суд
Северодвинский гарнизонный военный суд
Судья
Раевский А.С.
27.09.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
27.09.2018[Адм.] Передача материалов судье
27.09.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
27.09.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.10.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
12.10.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.10.2018[Адм.] Судебное заседание
22.10.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее