Решение по делу № 2-1599/2015 от 26.02.2015

дело № 2-1599/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 апреля 2015 года                             город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Марченко Е.С. при секретаре судебного заседания Ушаковой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фоминой В.В., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФСИ, СЕВ к ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства Омской области», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Фомина В.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФСИ, СЕВ обратились в суд к ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства <адрес>», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. В обоснование иска указано, что в ДД.ММ.ГГГГ их семья приехала из <адрес> как вынужденные переселенцы. До ДД.ММ.ГГГГ они проживали и были зарегистрированы по адресу: <адрес> В ДД.ММ.ГГГГ им была предоставлена <адрес> согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ года. В указанной квартире зарегистрированы: Фомина В.В., ФСИ, СЕВ, Попов В.В., Попов А.В., Попова К.В, С целью приватизации они обратились в «ГП Омской области ЦТиЗ». В устном порядке было разъяснено, что они занимались приватизацией имущества, занимаемого гражданами на условиях социального найма, в настоящее время договор поручения между ГП ОО «ОЦТИЗ» и ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области закончился и приватизация федерального имущества на территории г. Омска не оформляется.

Таким образом воспользоваться правом приватизации жилого помещения, занимаемого на условиях договора социального найма в досудебном порядке, не представляется возможным. Просят признать за Фоминой В.В., ФСИ, СЕВ право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по 1/3 доли за каждым.

Представитель истца Минибаева Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ГП «Омский центр технической инвентаризации и землеустройства Омской области в судебном заседании участия не принимал, о дате судебного заседания извещен надлежаще, представил письменный отзыв, согласно которому ГП «Омский центр ТИЗ» не является органом, регистрирующим недвижимое имущество и сделки с ними, поэтому не может быть ответчиком по делу, возражений по существу заявленных требований не имеет (л.д. 70 – 71).

Ответчик ТУ Росимущество по Омской области в судебном заседании участия не принимали, о дате судебного заседания извещены надлежаще.

Представитель ответчика УФМС России по Омской области Сафарбагина Т.А., действующая на основании доверенности, просила исключить их из числа ответчиков по делу. В связи с получением жилья для постоянного проживания ДД.ММ.ГГГГ квартиры по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца у Попова В.В. и членов его семьи утрачен. (л.д. 111 - 113).

Третьи лица Попова К.В,, Попов А.В., Попов В.В. в судебном заседании участия не принимали, о дате судебного заседания извещены надлежаще, о причинах не явки не сообщили.

Выслушав представителя истцов, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности.

Согласно ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (с изменениями) каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Статьей 4 указанного Закона предусмотрено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Исходя из приведенных норм, право на приобретение в собственность в порядке приватизации бесплатно жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации своего права.

В судебном заседании установлено, что в жилое помещение по адресу: <адрес> истцы вселены на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного Миграционной службой комитета труда, занятости и миграции населения администрации Омской области (л.д.18).

Из ордера следует, что жилое помещение предоставлено Попову В.В. на состав семьи 4 человек: он, две дочери - Попова К.В,, Попова В.В., сын - Попов А.В. Предоставленное жилое помещение состоит из 2 комнат общей площадью 50,64 кв.м. (л.д. 18).

Судебным разбирательством установлено, что спорное жилое помещение представлено истцам как вынужденным переселенцам на основании постановления главы Администрации Первомайского района г. Омска от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списков на получение государственной жилой площади предприятиям, организациям, учреждениям района».

В силу ст. 7 Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О вынужденных переселенцах» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ г.) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством РФ, участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.

Территориальные органы миграционной службы в порядке, определяемом Правительством РФ, предоставляют вынужденному переселенцу и членам его семьи, в том числе проживающим в центрах временного размещения вынужденных переселенцев, жилое помещение из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев (п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона).

Согласно Положению о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ фонд жилья для временного поселения вынужденных переселенцев представляет собой совокупность жилых помещений (жилые дома, квартиры, общежития и другие жилые помещения), предназначенных для временного проживания на территории Российской Федерации лиц, признанных в установленном порядке вынужденными переселенцами, в течение срока действия статуса вынужденного переселенца (далее соответственно именуются - фонд жилья для временного поселения, жилые помещения для временного поселения). Более того, жилые помещения для временного поселения в соответствии с жилищным законодательством являются специализированным жилым помещением. Решение о приобретении, строительстве или об аренде жилья для временного поселения вынужденных переселенцев принимается Министерством по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации на основе предложений ее территориальных органов, согласованных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

    Жилые помещения для временного поселения, за исключением арендуемых, являются федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации. Данные жилые помещения для временного поселения подлежат учету в реестре федерального имущества, который ведется Министерством имущественных отношений Российской Федерации, его территориальными органами и соответствующими органами по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, которым передана часть полномочий Министерства имущественных отношений Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Государственный технический учет и техническая инвентаризация жилищного фонда осуществляется в установленном порядке организациями технической инвентаризации по месту расположения жилых помещений.     Жилые помещения для временного поселения, находящиеся в федеральной собственности, могут быть переданы в муниципальную собственность в установленном порядке (п.п. 8-10 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 845, ст. 11 настоящего Закона).

На основании Постановления главы Администрации Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № 527-п «О миграционной службе Омской области» Миграционная служба Омской области (в настоящее время Управление Федеральной миграционной службы по Омской области) с ДД.ММ.ГГГГ была выделена из Комитета труда и занятости и миграции населения Администрации области в самостоятельное юридическое лицо.

Согласно сведениям, предоставленным УФМС России по Омской области, ДД.ММ.ГГГГ Главное управление труда и занятости населения Администрации Омской области служба Миграции (в последующем Комитет труда, занятости и миграции населения Администрации области, в настоящее время Главное управление государственной службы занятости населения Омской области) выдало, как указано в заявлении истцов, ордер от ДД.ММ.ГГГГ на вселение в квартиру, расположенную по адресу: <адрес> из специального жилищного фонда Федеральной миграционной службы России.

Однако, в перечне имущества, закрепленного за Управлением Федеральной миграционной службы по Омской области на праве собственности, вышеуказанный объект не значится.

По сведениям БТИ от ДД.ММ.ГГГГ субъектом права на <адрес> в <адрес> на основании регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ значится Миграционная служба Омской области (ИНН ) (л.д. 24).

Согласно справкам департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, спорное жилое помещение в муниципальной, федеральной собственности или собственности Омской области не значится (л.д.49, 81).

Таким образом, в период рассмотрения гражданского дела доказательств того, что спорная квартира является специализированным жилым помещением судом не получено. В установленном законодательством порядке указанное жилое помещение не передавалось и учтено в реестре федерального имущества, который ведется Министерством имущественных отношений Российской Федерации в соответствии с жилищным законодательством как специализированное жилое помещение. Права Миграционной службы Омской области на данное жилое помещение никому не передавались, Миграционная служба Омской области как юридическое лицо в настоящее время не зарегистрировано, за Управлением Федеральной миграционной службы по Омской области на праве собственности, либо ином праве, данное жилое помещение не значится, в муниципальную собственность не передавалось. При таких обстоятельствах, у истцов не имеется препятствий к приватизации данного жилого помещения.

Из ордера следует, что жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> вселены Попов В.В., его дочери - Попова К.В,, Попова В.В., сын - Попов А.В. (л.д. 18).

Согласно актовой записи от ДД.ММ.ГГГГ. при заключении брака Поповой В.В. присвоена фамилия супруга Семенова. (л.д. 98).

Из свидетельства о рождении следует, что у супругов Семеновых родилась дочь – СЕВ ДД.ММ.ГГГГ.р. (л.д.27).

ДД.ММ.ГГГГ расторгнут брак между СВТ и Семеновой В.В. (л.д. 28).

ДД.ММ.ГГГГ заключен брак между ФИБ и Семеновой В.В. Супруге присвоена фамилия Фомин (л.д. 29).

Из свидетельства о рождении следует, что у супругов Фоминых родился сын ФСИ ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 26).

Согласно копии лицевого счета от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> постоянно зарегистрированы и проживают: Попов А.В., Попов В.В., Попова К.В,, СЕВ, ФСС, Фомина В.В. (л.д. 83).

В материалы дела представлено нотариальное согласие Сметаниной К.В. (Поповой), Попова А.В., Попова В.В. об отказе от участия в приватизации жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д. 10,11,12).

Из технического паспорта спорного жилого помещения, составленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, следует, что <адрес> состоит из двух комнат, общая площадь квартиры составляет 51,4 кв.м., из них жилая – 29,5 кв.м., подсобная – 21,9 кв.м. (л.д. 30).

    Согласно уведомлению Управления Россреестра по Омской области от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах на <адрес> в <адрес> отсутствуют (л.д. 46).

В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» отмечено, что статьей 25 Всеобщей декларации прав человека на жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализоваться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.

Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением, лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающихся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25,40 Конституции Российской Федерации).

    Основные принципы, формы и порядок реализации права граждан на жилище определены в Жилищном кодексе Российской Федерации, введенном в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

    Учитывая, что в связи с применением Жилищного кодекса Российской Федерации у судов возникли вопросы, требующие разрешения, Пленум Верховного Суда Российской федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности дал соответствующие разъяснения, в том числе в п. 1 указал, что в соответствии со статьей 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

С учетом вышеприведенных норм закона, в судебном заседании достоверно установлено наличие законных оснований вселения семьи Поповых в <адрес> в <адрес>.

В порядке положений ст. 56 ГПК РФ ответчиками в опровержение документов, имеющихся в деле, доказательств не представлено.

Представленные в материалы дела справки из ГП Омской области «Омский Центр технической инвентаризации и землеустройства» и Управления Росреестра по Омской области свидетельствуют о том, что истцы не использовали право на приватизацию жилого помещения (л.д. 51 - 55).

Допрошенные в судебном заседании свидетели БРН, ЛЕГ указали, что истцы проживали в спорном помещении с лета 1996 года, никуда с этого момента не выезжали.

Сведений о том, что занимаемое истцами жилое помещение находится в аварийном состоянии, в материалах дела не имеется.

Принимая во внимание положения ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», суд полагает, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему на основании договора социального найма жилого помещения, он может признать право собственности в порядке приватизации в судебном порядке.

При таких обстоятельствах, требования истцов о признании за ними права собственности в порядке приватизации на <адрес>, суд находит подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    Признать за Фоминой В.В., ФСИ, СЕВ право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по 1/3 доли за каждым.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья             Е.С. Марченко

2-1599/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомина Валентина Викторовна в инт. н/л Фомина С.И.
Семенова Е.В.
Ответчики
Управление Росимущества в Омской области
ГП "ОмЦТИиЗ"
УФМС России по Омской области
Министерство имущественных отношений Омской области
Другие
Попова К.В.
Попов А.В.
Попов В.В.
Суд
Центральный районный суд г. Омск
Дело на сайте суда
centralcourt.oms.sudrf.ru
26.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.02.2015Передача материалов судье
02.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2015Подготовка дела (собеседование)
18.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Судебное заседание
29.04.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.06.2015Дело оформлено
24.04.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее