Дело № 2-961/14 |
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации |
Ленинский районный суд города Омска в составе:
председательствующего судьи Крига Е.С.,
при секретаре Воротниковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске «24» марта 2014 года гражданское дело по иску Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Истец Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее - Минстрой Омской области) обратился в Ленинский районный суд города Омска, указав, что постановлением судебного пристава-исполнителя от 13.01.2014 года с Минстроя Омской области был взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей по исполнительному производству №, возбужденному на основании исполнительного листа № от 29.10.2013 года, выданного Центральным районным судом города Омска об обязании Министерства образования Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерства имущественных отношений Омской области предоставить Скуратова М.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных социальных норм, во внеочередном порядке. Между тем, в соответствии с п. 7 Порядка Минстрой только организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений в муниципальных районах Омской области в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости. В мотивированной части решения судом установлено, что Скуратова М.П. принята на регистрационный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в настоящее время проживает в муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области. Поскольку Скуратова М.П. поставлена на учет в г. Омске Омской области, то в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение на территории указанного муниципального района Омской области согласно порядку, установленному законодательством Омской области. Предоставление жилых помещений детям-сиротам в Омской области осуществляется в соответствии с Порядком обеспечения жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот, утвержденных постановлением Правительства Омской области от 16.03.2012 г. № 56-п. Согласно подп. 2 п. 4 и п. 7 Порядка Министерство строительства организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений в муниципальных районах Омской области в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на основании заявки Министерства образования. Во исполнение указанной обязанности Министерством образования 14.02.2013г. направлена заявка, согласно которой Министерству строительства необходимо приобрести 80 жилых помещении в муниципальном образовании городской округ г. Омск Омской области путем строительства (участие в долевом строительстве). В силу п.3,4 Порядка заявки Министерства образования на приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот формируются и направляются в Министерство имущества и Минстрой Омской области ежегодно не позднее 15 февраля текущего года. В настоящее время заявки не поступало в связи с чем обязанность по приобретению жилых помещений возникает после ее поступления в Минстрой Омской области. Учитывая вышеизложенное, в действиях Министерства строительства отсутствуют признаки неисполнения требований содержащихся в исполнительном документе, Министерством строительства решение суда в пятидневный срок исполнено. Просит освободить Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области от взыскания исполнительского сбора.
Представитель истца Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области по доверенности Стенькина А.А. в судебное заседание не явилась, о дне и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика - МРО по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области в судебное заседание не явился, о времени и месте уведомлен надлежаще, причин неявки не сообщил.
Представитель УФССП России по Омской области в судебное заседание не явился, о дне и месте слушания извещен надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено, что на основании решения Центрального районного суда г. Омска от 19.09.2013 года на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области возложена обязанность предоставить Скуратовой М.П. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, площадью не ниже установленных норм во внеочередном порядке №
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
25.11.2013 года на основании исполнительного листа № от 29.10.2013г., выданного Центральным районным судом Омской области, постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Поповой А.П. возбуждено исполнительное производство № в пользу взыскателя Скуратовой М.П. о возложении обязанности на должника Министерство строительства Омской области предоставить благоустроенное жилое помещение по договору социального найма не ниже установленных норм во внеочередном порядке.
Из указанного постановления о возбуждении исполнительного производства следует, что должнику в пятидневный срок со дня получения настоящего постановления было предложено добровольно исполнить требования, указанные в исполнительном документе, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику было предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные этим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что в предоставленный для добровольного исполнения пятидневный срок требования исполнительного документа в пользу взыскателя Скуратовой М.П. должником не были исполнены, доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в указанный срок, судебному приставу-исполнителю должником представлено не было.
Признавая причину неисполнения должником исполнительных документов неуважительной, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Омской области Попова А.П. 13.01.2014 года вынесла постановление о взыскании с Министерства строительства Омской области исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству №, взыскателем по которому является Скуратова М.П. Должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа - 03.02.2014 г. №
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 % от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации - 5000 рублей. Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. При отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года № 13-П, должнику обязана быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Оценивая доводы Министерства строительства Омской области об отсутствии вины в неисполнении решения суда в установленный срок, суд находит их необоснованными.
При этом суд считает необходимым отметить, что в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок должник, в нарушение требований постановления об исполнительном производстве, не сообщил судебному приставу-исполнителю о невозможности исполнения решения суда, о наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущего сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа. Суд также считает необходимым отметить, что истцом не представлено доказательств того, что в исполнительном производстве, помимо постановлений о возбуждении исполнительного производства и о взыскании исполнительского сбора, содержится информация о предпринимаемых должником действиях по добровольному исполнению требований исполнительного документа.
Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года № 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области.
Согласно п. 2 названного Порядка уполномоченными органами исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями в соответствии с настоящим Порядком являются Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области. Как указано выше, решением суда на Министерство строительства также возложена обязанность по предоставлению жилого помещения.
Приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области (далее соответственно - заявки, муниципальные образования). Цена приобретения жилых помещений устанавливается в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4 Порядка заявки формируются и направляются в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - список), чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения.
В соответствии с п. 7 указанного Порядка Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области организует деятельность по приобретению в собственность Омской области жилых помещений в муниципальных районах Омской области в соответствии с законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Согласно п. 8 Порядка Министерство строительства в течение 10 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение направляет в Министерство имущества письмо о необходимости его включения в специализированный жилищный фонд Омской области в установленном законодательством порядке.
В соответствии с п. 9 вышеуказанного порядка жилые помещения предоставляются детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с решением Министерства имущества, принимаемым на основании сведений о детях-сиротах, представляемых Министерством образования.
В течение 2 рабочих дней со дня получения документов о регистрации права собственности Омской области на каждое приобретенное жилое помещение или письма Министерства строительства о необходимости включения приобретенного жилого помещения в специализированный жилищный фонд Омской области Министерство имущества направляет в Министерство образования информацию о количестве и месте нахождения указанных жилых помещений с запросом о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения.
Согласно п. 10 Порядка сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества.
Истец в обоснование доводов искового заявления ссылается на то, что заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в собственность Омской области в муниципальных районах, путем участия в долевом строительстве многоквартирных малоэтажных домов, подаются Министерством образования Омской области без указания конкретного лица, для которого необходимо приобрести жилые помещения. В заявке количество жилых помещений в г. Омске Омской области определено в количестве 80 жилых помещений, заявка исполнена, что подтверждается свидетельствами о праве собственности №
Однако, указанные доводы суд находит несостоятельными, так как, исходя из даты возбуждения исполнительного производства в пользу взыскателя Скуратовой М.П. от 25.11.2013 года, она подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, как претендующая на предоставление жилого помещения по решению суда.
Предварительная заявка на приобретение жилых помещений для детей-сирот, направленная Министерством образования в Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области и Министерство имущественных отношений Омской области в 2013 году, в материалы дела истцом не представлена.
Также суд считает необходимым отметить, что отсутствие, либо недостаточность средств бюджета для приобретения жилых помещений в количестве, достаточном для исполнения требований исполнительных документов, не свидетельствует об отсутствии вины Министерства строительства в неисполнении указанных требований. Имущественное положение должника не свидетельствует об отсутствии вины в неисполнении требований исполнительного документа, а может лишь служить основанием для отсрочки, рассрочки взыскания исполнительского сбора, либо уменьшения его размера.
Однако, доказательств обращения в суд в установленном законом порядке для совершения вышеуказанных действий, истцом суду не представлено.
Между тем, в соответствии со ст. 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 г. N 284-п, регулирует отношения, связанные с предоставлением жилых помещений данной категории лиц, возлагая на каждого из уполномоченных органов исполнительной власти Омской области, в том числе и на Министерство строительства Омской области, совершить строго определенные Порядком действия в части исполнения данной меры социальной поддержки. Соответственно, неисполнение в установленный судебным приставом-исполнителем срок обязанностей по выполнению предусмотренных Порядком обязанностей по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями является законным основанием для применения к должнику ответственности за нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
На основании изложенного, суд считает, что правовые основания для освобождения должника - Министерства строительства Омской области от ответственности за нарушение установленного срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа в виде исполнительского сбора, отсутствуют, поскольку указанные в исполнительном документе требования не исполнены, а убедительных доказательств отсутствия вины в этом Министерства строительства Омской области по делу не установлено.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает необходимым отказать Министерству строительства Омской области в удовлетворении требований об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-237 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ 25.11.2013 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ №., ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ |
░.░. ░░░░░ |