Решение по делу № 2-932/2019 ~ М-834/2019 от 04.10.2019

Дело № 2-932/2019

УИД №10RS0017-01-2019-001157-84

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2019 года г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Ратомской Е.В. при секретаре Павлюченя М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бужак А.В. к Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке,

установил:

Иск заявлен по тем основаниям, что Бужак А.В. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, площадью 57,5 кв.м., где 15.02.2012 произошел пожар. Постановлением №75 от 25.10.2012 МО «Сортавальское городское поселение» жилое помещение <Номер обезличен> <Адрес обезличен> признано непригодным для проживания. На основании постановления МО «Сортавальское городское поселение» №23 от 15.03.2018 Бужак А.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек; включен в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. 25.04.2019 администрация сообщила истцу, что он состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, за номером 696; за номером 61 значится в списках граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма. Ссылаясь на положения ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст.40 Конституции РФ, ст.ст. 1, 57, 85, 89 ЖК РФ, п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», Бужак А.В. просит обязать ответчика предоставить ему на состав семьи один человек на условиях социального найма во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, применительно к условиям г.Сортавала Республики Карелия, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению по площади, не менее 57,5 к.м. в г.Сортавала; взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 400 руб.

Истец Бужак А.В. в судебном заседании доводы иска поддержал по основаниям, указанным в нем. Представитель истца на основании доверенности Кильдина Н.П. в судебном заседании пояснила, что истец длительное время не имеет жилья, чем нарушаются его конституционные права.

Представитель ответчика АМО «Сортавальское городское поселение» в судебное заседание не явился, уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие, представлен отзыв на иск. Указали, что Бужак А.В. зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>. В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости от 03.11.2019 г., собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, является ФИО3. Указанный многоквартирный дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Полагают, что если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Указали также, что управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия обратилось в Сортавальский городской суд Республики Карелия с исковым заявлением обязать ответчиков (в том числе ФИО3), лиц, за которыми объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой», к XIX в. по адресу: <Адрес обезличен> закреплен на праве собственности, (постановление Председателя Правительства Республики Карелия <Данные изъяты>) провести работы по сохранению данного объекта культурного наследия в соответствии с требованиями законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Просят отказать в удовлетворении иска.

Выяснив позицию участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень является осуществление конституционного права гражданина Российской Федерации на жилище.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2). Статьей 40 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на жилище, при этом, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного кодекса РФ, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

Установлено, что Бужак А.В. зарегистрирован по адресу: <Адрес обезличен>.

Из материалов дела следует, что собственником данного жилого помещения является ФИО3 (свидетельство о государственной регистрации права серии <Данные изъяты>).

15.02.2012 года в жилом доме по адресу: <Адрес обезличен>, произошел пожар, причиной которого, исходя из технического заключения <Номер обезличен> от 04.04.2012 года, вероятнее всего явилось загорание горючих материалов от теплового проявления электрического тока при аварийном пожароопасном режиме работы электросети ( наиболее вероятно-в результате короткого замыкания в электросети) в квартире «5,6».

На основании заключения межведомственной комиссии от 23.10.2012 Постановлением АМО «Сортавальское городское поселение» №75 от 25.10.2012 жилое помещение, расположенное по адресу: <Адрес обезличен>, признано непригодным для проживания.

Из уведомления АМО «Сортавальское городское поселение» от 19.03.2018 следует, что Бужак А.В. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек, включен в список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

АМО «Сортавальское городское поселение» представлены сведения о том, что указанный многоквартирный жилой дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Согласно пп.6 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального, использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.

В соответствии с п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Как следует из материалов дела, Бужак А.В. нанимателем жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен>, не является, а вселен в указанное жилое помещение как член семьи ФИО3, собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

Возможность предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживающим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, либо безвозмездного пользования, действующим законодательством не предусмотрена.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.

Согласно ч.10 ст. 32 ЖК РФ, признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.

Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.

Исходя из содержания приведенных норм права, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение по соглашению с собственником.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Учитывая, что жилое помещение, принадлежащее матери истца на праве собственности, находится в доме, признанном непригодным для проживания и подлежащим сносу, который не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, истец вселен в указанное жилое помещение его собственником и проживал в нем в качестве члена семьи последнего, оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку правом на внеочередное предоставление жилого помещения в связи с признанием жилого дома аварийным в данном случае истец не обладает.

Кроме этого, при рассмотрении дела о предоставлении жилого помещения истцу, как члену семьи собственника, утратившего пригодное для проживания жилье, необходимо принимать во внимание весь комплекс юридически значимых обстоятельств, в том числе характер действий, приведших к уничтожению жилого помещения, а также наличие договора о страховании жилого помещения. Как установлено, причиной пожара, в результате которого был уничтожено жилое помещение истца, явилось ненадлежащее содержание своего имущества жильцами квартиры «5,6», однако истец не воспользовался правом предъявления иска к виновным лицам о возмещении ущерба, равно как и не воспользовался правом заключения договора страхования жилого помещения.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Бужак А.В. к Администрации муниципального образования «Сортавальское городское поселение» о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма во внеочередном порядке – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Ратомская

Мотивированное решение изготовлено 27.11.2019 года.

2-932/2019 ~ М-834/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бужак Андрей Валентинович
Ответчики
АМО "СГП"
Другие
Кильдина Наталья Петровна
Суд
Сортавальский городской суд
Судья
Ратомская Елена Викторовна
04.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.10.2019[И] Передача материалов судье
07.10.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2019[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.10.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.11.2019[И] Судебное заседание
27.11.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.12.2019[И] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее