Дело № 2-1170/2016 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2016 года |
г. Вилючинск Камчатского края |
Вилючинский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Вороновой В.М.,
при секретаре судебного заседания Новиковой Н.А.,
с участием представителя ответчика Слепова В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корсакова И. Н. к акционерному обществу «Камчатэнергосервис» о защите прав потребителей, признании незаконными действий по выставлению платежных документов с начислениями платы за горячую и холодную воду, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за горячую и холодную воду, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,
установил:
Корсаков И.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ответчику акционерному обществу «Камчатэнергосервис» (далее АО «Камчатэнергосервис»), в котором просил:
- признать незаконными действия ответчика по выставлению платежных документов по <адрес> в г. Вилючинске с начислением платы за горячую и холодную воду на общедомовые нужды (далее ОДН) с апреля 2016 года по август 2016 года;
- обязать ответчика произвести перерасчет платы по <адрес> в г. Вилючинске за горячую воду с апреля 2016 года по июнь 2016 года в размере 130 руб. 44 коп;
- обязать ответчика произвести перерасчет платы по <адрес> в г. Вилючинске за холодную воду с апреля 2016 года по август 2016 года в размере 17 руб. 25 коп;
- взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере, определённом судом, а также штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
Свои требования мотивировал тем, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вилючинск, <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по данному многоквартирному дому действует способ управления управляющей организацией, которой является ООО «Теплый дом», в свою очередь ресурсоснабжающая организация АО «Камчатэнергосервис» предоставляет в дом коммунальные услуги – горячая и холодная вода. Ответчик с апреля 2016 года по август 2016 года выставлял ему платежные документы с начислениями платы за горячую и холодную воду, потребленные на общедомовые нужды (далее ОДН). Всего за период с апреля по июнь 2016 года ему была начислена плата: за горячую воду на ОДН в размере 130 руб. 44 коп., а за холодную воду на ОДН в размере 17 рублей 25 копеек. Полагал, что поскольку собственники многоквартирного <адрес> в г. Вилючинске не принимали решения о внесении платы за коммунальные услуги на ОДН в ресурсоснабжающую организацию, ответчик АО «Камчатэнергосервис» незаконно предъявляет ему документы на оплату за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению на ОДН и незаконно взимает с него такую плату. Данные действия ответчика нарушают его права как потребителя коммунальных услуг на начисление и оплату коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством. При этом, по мнению истца, в апреле и июне 2016 года начисленная плата за горячую воду на ОДН превышала нормативный размер платы за ОДН по горячей воде для квартиры истца. На обращение в АО «Камчатэнергосервис» об устранении допущенных нарушений его прав как потребителя, он получил отказ. Поскольку действия ответчика нарушают его права как потребителя, полагал, что ответчик должен компенсировать ему моральный вред и уплатить штраф за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке.
В судебное заседание истец Корсаков И.Н. не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивал.
Представитель ответчика АО «Камчатэнергосервис» Слепов В.И. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что многоквартирный <адрес> г. Вилючинска является благоустроенным и присоединенным к централизованным сетям теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения жилого района Приморский г. Вилючинска. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ АО «Камчатэнергосервис», как ресурсоснабжающая организация, предоставляет населению Вилючинского городского округа, в том числе и истцу, проживающему в многоквартирном <адрес>, коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению и водоотведению, а также производит начисления и расчеты с потребителями за предоставленные коммунальные услуги. Данные действия ответчик производил, поскольку между ресурсоснабжающей организацией (ответчик) и управляющей компанией (ООО «Теплый дом») до настоящего времени договоры ресурсоснабжения в письменной форме не заключены, в связи с чем, АО «Камчатэнергосервис» на основании п.п. 2, 8, 9, 14 пп. «б» п.17, п.п. 31, 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 года, является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по горячему и холодному водоснабжению, и как следствие вправе производить начисления платы за предоставленные истцу коммунальные услуги, в том числе и на ОДН. Пояснил, что в настоящее время дело об обязании АО «Камчатэнергосервис» заключить с ООО «Теплый Дом» договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.02.2016 No 525-16Х/В и договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.02.2016 No 525-16 на условиях, изложенных в протоколах разногласий к указанным договорам, находится в производстве Арбитражного суда Камчатского края и назначено к рассмотрению на декабрь 2016 года. Считал, что собственниками помещений многоквартирного <адрес> принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, что отражено в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, после внесения Федеральным законом № 176-ФЗ изменений в ч. 7.1 ст.155 Жилищного кодекса РФ, ответчик на основании указанного решения общего собрания собственников имеет право на выставление истцу квитанций с начислениями платы за все предоставленные ответчиком коммунальные услуги, в том числе и на ОДН. Полагал, что при изложенных им обстоятельствах АО «Камчатэнергосервис» на законных основаниях с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставляло истцу квитанции с начислениями оплаты за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, в связи с чем, просил в удовлетворении требований отказать.
Третье лицо ООО «Теплый Дом»» о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, своего представителя для участия в судебном заседании не направило, просило рассмотреть гражданское дело в отсутствие его представителя. Кроме того, генеральный директор ООО «Теплый дом» сообщил, что до настоящего времени договор приобретения коммунальных ресурсов между ООО «Теплый Дом» и АО «Камчатэнергосервис» не заключен, дело об обязании АО «Камчатэнергосервис» заключить с ООО «Теплый Дом» договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.02.2016 N 525-16Х/В и договор теплоснабжения и горячего водоснабжения от 01.02.2016 N 525-16 на условиях, изложенных в протоколах разногласий к указанным договорам, находится в производстве Арбитражного суда Камчатского края (л.д. 39-44).
Привлеченная на основании ст. 47 ГПК РФ к участию в деле и извещенная о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом Государственная жилищная инспекция Камчатского края своего представителя в судебное заседание не направила, просила о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции. В представленном письменном заключении представитель Инспекции Трунова А.А., ссылаясь на положения пунктов 6, 7, 9, 14-17, 31, 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 года, ч. 2 ст. 138, ч.ч. 6.3, 7.1 ст. 155, ч.ч. 1, 2, 3, 16 ст. 161 ЖК РФ, полагала, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного способа управления домом, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам коммунальные услуги принадлежит ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном порядке решения общего собрания собственников многоквартирного дома о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации. Однако, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, право ресурсоснабжающей организации взыскивать напрямую с потребителей платы за коммунальный ресурс, потребленный на ОДН, не предусмотрено действующим законодательством, независимо от наличия вышеуказанного решения собственников, поскольку ресурсоснабжающая организация не управляет многоквартирным домом, в связи с чем, не отвечает за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Так как АО «Камчатэнергосервис» не является исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирном <адрес> в г. Вилючинске, по которому выбран способ управления – управляющей организацией, которой является ООО «Теплый Дом», то ответчик в отсутствие правовых оснований производит расчет и требует от жильцов указанного дома платы за коммунальный ресурс, израсходованный на общедомовые нужды.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца Корсакова И.Н., представителей третьего лица и ГЖИ по Камчатскому края, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, и не просивших об его отложении.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы и обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам государственную защиту их прав и свобод, и устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
В соответствии с требованиями ст.ст. 12, 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права, то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон РФ «О защите прав потребителей» применяется в части, не урегулированной специальными законами.
В соответствии со ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
В силу ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно п.п.10 и 11 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения, в том числе по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 8 ЖК РФ предусмотрено, что к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными актами, а также из действий участников жилищных отношений.
Согласно п. 2 ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников сособственников), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии со ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе вопрос о выборе способа управления многоквартирным домом, определение порядка внесения платы за коммунальные услуги.
Обязанности собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение по его содержанию, а также по содержанию общего имущества многоквартирного дома, по оплате жилья и коммунальных услуг предусмотрены нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Жилищного кодекса Российской Федерации (ст. 210 ГК РФ, ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 36, ст.ст. 39, 153,155 ЖК РФ).
Плата за горячую и холодную воду включена в состав платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ определено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (ч. 1.1. ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Из доводов истца, изложенных в иске, а также представленной суду копии свидетельства о государственной регистрации права №, следует, что Корсаков И.Н. является собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в <адрес> г. Вилючинска (л.д.29).
Доказательств обратного суду не представлено и стороной ответчика данное обстоятельство не оспорено.
На основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес>, оформленного протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, между собственниками помещений указанного многоквартирного дома и ООО «Теплый дом» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор управления многоквартирным домом, согласно условиям которого управляющая организация ООО «Теплый дом» по заданию собственников помещений, в течение действия данного договора за плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, а также предоставлять коммунальные услуги (л.д. 8-23,60-77, 78-80).
В силу п. 5.1 Договора управления, Управляющая организация предоставляет собственникам коммунальные услуги по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению и электроснабжению путем заключения Управляющей организацией от своего имени в интересах собственников и за счет собственников договоров с ресурсоснабжающими организациями в соответствии с Правилами обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договором с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 124.
Согласно п. 5.3 Договора управления, условия предоставления собственникам коммунальных услуг определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354.
В соответствии с п.14.1, п.14.2 Договора управления, данный договор вступил в силу с момента его подписания и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие между сторонами с ДД.ММ.ГГГГ, срок договора определен 5 лет.
Доказательств, свидетельствующих, что избранный на общем собрании собственников помещений ДД.ММ.ГГГГ способ управления домом <адрес> – управление управляющей организации, до настоящего времени не реализован или в настоящее время прекращен (изменен), суду не представлено.
Также отсутствуют доказательства изменения, расторжения или прекращения с ООО «Теплый дом» договорных отношений, основанных на вышеуказанном Договоре управления.
Таким образом, судом установлено, что истец Корсаков И.Н. в рассматриваемый период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого помещения – <адрес>, расположенной в многоквартирном <адрес> г. Вилючинска, по которому реализован способ управления в виде управления управляющей организацией, которой избранно ООО «Теплый дом».
В свою очередь АО «Камчатэнергосервис», зарегистрированное с ДД.ММ.ГГГГ в качестве юридического лица, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет на территории Вилючинского городского округа деятельность единой теплоснабжающей организации, а также гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения, то есть является ресурсоснабжающей организацией по поставке, в том числе холодной и горячей воды в многоквартирные дома расположенные на территории ж/р Приморский г. Вилючинска.
Доказательств, опровергающих вышеизложенные обстоятельства, суду не представлено и при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.
Из содержания искового заявления, представленных истцом платежных документов (л.д.24, 25, 26, 27, 28), а также пояснений представителя ответчика и выписки из ЕГРЮЛ (л.д.39) следует, что ответчик АО «Камчатэнергосервис» выставил истцу, как собственнику жилого помещения, расположенного по адресу: г. Вилючинск <адрес>, за период с апреля 2016 года по август 2016 года платежные документы на плату за предоставленные коммунальные услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, отоплению и водоотведению, в том числе содержащие плату за коммунальные услуги в виде горячего (по июнь 2016 года включительно) и холодного водоснабжения (по август 2016 года включительно), предоставленные на общедомовые нужды, при этом получателем платежа является АО «Камчатэнергосервис» ИНН 4101145793.
Так, в платежных документах (квитанциях) выставленных ответчиком в адрес истца в период с апреля 2016 года по август 2016 года помимо индивидуального потребления, истцу начислялось к оплате:
- за период с апреля по июнь 2016 года включительно плата за горячее водоснабжение на ОДН, общий размер которой составил 130 рублей 44 копеек;
- за период с апреля по август 2016 года включительно за холодное водоснабжение на ОДН, общий размер которого составил 17 рубля 25 копеек.
Таким образом, при рассмотрении дела установлено, что, несмотря на реализованный с ДД.ММ.ГГГГ по многоквартирному дому № по <адрес> г. Вилючинска способ управления домом в виде управления управляющей организацией и заключение с ООО «Теплый дом» договора управления, данная управляющая организация с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений указанного дома, в том числе истцу, не приступила, договоры ресурсоснабжения в указанный период времени не заключила, в связи с чем, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в силу пп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, отоплению и водоотведению истцу предоставлялись непосредственно ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис», которая производила расчеты с потребителями за предоставленные коммунальные услуги и в целях чего ежемесячно выставляла истцу соответствующие платежные документы.
Истец, ссылается на нарушение его прав как потребителя услуг, мотивирует это тем, что при действующем способе управления домом в виде управления управляющей организацией, ответчик АО «Камчатэнергосервис», как ресурсоснабжающая организация, в нарушение требований действующего жилищного законодательства напрямую выставляет ему плату за горячее и холодное водоснабжение, предоставленное на общедомовые нужды, поскольку общее собрание собственников дома решения о внесении платы за коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, напрямую ресурсоснабжающим организациям, не принимало.
В свою очередь ответчик АО «Камчатэнергосервис» считает, что он на законных основаниях указывает в квитанциях и выставляет истцу к оплате начисления за горячую и холодную воду, потребленную на общедомовые нужды, поскольку в силу п.п. 8, 9 пп. «б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354, именно АО «Камчатэнергосервис» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлось исполнителем коммунальной услуги по горячему и холодному водоснабжению, так как управляющая организация ООО «Теплый Дом» к предоставлению коммунальных услуг по дому № по <адрес> г. Вилючинска не приступила в виду незаключения в указанный период с ответчиком договоров ресурсоснабжения, кроме того имеется решение общего собрания собственников помещений указанного дома о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Доказательств, свидетельствующих о заключении до ДД.ММ.ГГГГ договоров ресурсоснабжения между управляющей организацией ООО «Теплый Дом» и ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» суду не представлено и в судебном заседании таких обстоятельств не установлено.
Рассматривая доводы сторон, суд приходит к следующему.
В силу п. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч.1 ст. 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ч. 7 ст. 162 ЖК РФ если иное не установлено договором управления многоквартирным домом, управляющая организация обязана приступить к выполнению такого договора не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг гражданам с 01 сентября 2012 года урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (Правила предоставления коммунальных услуг № 354), которые устанавливают права и обязанности исполнителей и потребителей, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии; порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг; порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность; регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 установлено, что исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, в свою очередь потребитель - это лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных бытовых вод).
Пунктом 31 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В свою очередь потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (п.п. «а» п. 33) и обязан в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п.п. «и» п. 34).
В соответствии с п.п. «а» п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг №354, в Договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме с Управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, определяются условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме. При этом Управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.
Согласно п. 13 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров. Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.В соответствии с п. 14 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты расторжения договора о приобретении коммунального ресурса, заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.
В силу пп. «а, б» п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, газоснабжении заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в следующих случая:
- по многоквартирному дому, по которому в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил;
- по многоквартирному дому, по которому не выбран способ управления либо способ управления выбран, но не наступили события, указанные в пунктах 14 и 15 настоящих Правил - со дня прекращения ранее выбранного способа управления многоквартирным домом до дня начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанных в пункте 14 или 15 настоящих Правил.
Совокупность вышеуказанных норм, устанавливает, что управляющая организация, которая несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержащие общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиями, не вправе:
- отказаться от предоставления коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома;
- отказываться от заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление.
При этом управляющая организация обязана приступить к выполнению договора управления домом не позднее чем через тридцать дней со дня его подписания, в целях чего обязана обеспечить в период управления многоквартирным домом предоставление собственникам помещений коммунальных услуг надлежащего качества посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении жилищно-коммунальных услуг потребителям.
Между тем, управляющая организация может приступить к предоставлению коммунальных услуг соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления управляющей организацией, со дня начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией, а до наступления указанного события коммунальные услуги временно предоставляются собственникам и пользователям помещений в таком многоквартирном доме непосредственно ресурсоснабжающими организациями, для которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, электроснабжении, теплоснабжении, заключение договора с потребителем является обязательным.
Частью 18 ст. 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
В силу ст.ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает, в том числе плату за электроснабжение.
В соответствии с п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
В ст. 155 ЖК РФ перечислены случаи, когда допускается оплата гражданами коммунальных услуг напрямую ресурсоснабжающим организациям, эти случаи связаны с выбором собственниками жилых помещений способа непосредственного управления многоквартирным жилым домом или с наличием соответствующего решения общего собрания собственников помещений в таком доме или общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В свою очередь, в соответствии с положениями ч.ч. 4, 7 ст. 155 ЖК РФ наниматели и собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, по общему правилу плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ.
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества
В силу ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции, действующей с 30 июня 2015 года) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Из содержания п. 64 Правил предоставления коммунальных услуг № 354 следует, что потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении. Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
В соответствии с ч. 16 ст. 161 ЖК РФ лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Из анализа вышеизложенных положений действующего в спорный период времени жилищного законодательств следует, что порядок предоставления коммунальных услуг и порядок их оплаты в многоквартирном доме напрямую зависит от выбранного собственниками способа управления многоквартирным домом и определяется на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при этом, для определения статуса «исполнителя коммунальных услуг» имеет правовое значение выбранный собственниками способ управления многоквартирным жилым домом, а не факт наличия либо отсутствия заключенных между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией договоров поставки коммунальных ресурсов (договоров ресурсоснабжения), сроки заключение которых напрямую от потребителя коммунальной услуги не зависят, следовательно, отсутствие такого договора ресурсоснабжения между двумя хозяйствующими субъектами не может влечь за собой неблагоприятные последствия для потребителя и возлагать на него какие-либо дополнительные обязанности.
При рассмотрении доводов сторон, суд принимает во внимание, что объем коммунального ресурса, потребленного в многоквартирном доме на общедомовые нужды и потери внутридомовых инженерных сетях, напрямую зависят от надлежащего исполнения управляющей организацией обязанностей по содержанию общедомовых инженерных сетей, в свою очередь собственники и наниматели, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, не являются исполнителями услуг по содержанию общего имущества дома, то есть фактически не влияют на экономию коммунальных ресурсов при использовании такого имущества, не осуществляют функцию управления домом, следовательно, в рассматриваемом случае потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно ресурсоснабжающей организации покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества дома.
Иное понимание допускает возможность необоснованного расходования коммунального ресурса на общедомовые нужды, поскольку ресурсоснабжающая организация заинтересована в оплате общего количества проданного ресурса и не связана перед потребителями обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома, в свою очередь у управляющей организации в данной ситуации будет отсутствовать стимул к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом, выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг, совершения действий по энергосбережению и т.п.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, последняя, как исполнитель коммунальных услуг, обязана приобрести у ресурсоснабжающей организации, как поставщика, коммунальный ресурс необходимый для предоставления потребителям (собственникам, нанимателем) коммунальных услуг надлежащего качества, следовательно, лицом, обязанным оплатить поставленные в дом коммунальные ресурсы является именно управляющая организация, в свою очередь потребители коммунальных услуг обязаны оплачивать коммунальные услуги исполнителю, то есть управляющей организации, если решением общего собрания собственников не определен иной порядок.
При этом, закрепление решением общего собрания собственников помещений дома порядка внесения платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, не изменяет как такового статуса управляющей организации как исполнителя услуг, а лишь означает установление иного способа исполнения потребителем своих обязательств по оплате коммунальных услуг перед исполнителем в лице управляющей организации.
Из вышеизложенных положений жилищного законодательства следует, что порядок предоставления коммунальных услуг и порядок их оплаты в многоквартирном доме напрямую зависит от выбранного жильцами способа управления и определяется на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при этом исключением из общего правила о предоставлении собственникам коммунальных услуг управляющей организацией является выраженное в установленном законом порядке волеизъявление собственников помещений многоквартирного дома о сохранении ранее действовавшего порядка предоставления коммунальных услуг, при этом возможность принятия такого решения при избранной форме управления в виде управления управляющей организации у собственников появилась только после вступления в законную силу Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Между тем, при рассмотрении дела установлено, что общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес> после ДД.ММ.ГГГГ решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом, а также решений о внесении платы за все или некоторые коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям не принималось.
Доказательств обратного суду со стороны ответчика не представлено и при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.
Доводы стороны ответчика, о том, что собственниками было принято решение о внесении платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, что отражено в протоколе общего собрания собственников № от ДД.ММ.ГГГГ, которое позволяет ответчику с ДД.ММ.ГГГГ начислять и выставлять истцу квитанции содержащие, в том числе плату за коммунальные услуги предоставленные на ОДН, суд находит несостоятельными, поскольку из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений указанного дома от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при выборе способа управления многоквартирным домом № по <адрес> и выборе управляющей организации ООО «Теплый дом», собственниками помещений данного дома было принято решение о внесении с ДД.ММ.ГГГГ платы за все коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, между тем, на момент принятия данного решения действующее законодательство (ч. 7.5 ст.155 ЖК РФ) содержало прямой запрет на внесение платы за предоставленные коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, непосредственно ресурсоснабжающим организациям, следовательно, в силу действующий на тот момент правовых норм, указанное решение собственников определяет порядок внесения платы непосредственно в ресурсоснабжающие организации за все коммунальные услуги, которые были предоставлены в целях индивидуального потребления по определенным жилым (нежилым) помещениям.
Доказательств, свидетельствующих о том, что после ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска было принято решение о внесении платы за коммунальные услуги предоставленные на общедомовые нужды непосредственно ресурсоснабжающим организациям, суду не представлено и при рассмотрении дела таких обстоятельств не установлено.
Доводы представителя ответчика о том, что в рассматриваемой ситуации АО «Камчатэнергосервис» в силу пп. «б» п. 17, п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг № являлось исполнителем коммунальных услуг, в связи с чем, в имело право в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ начислять и выставлять истцу плату за горячую и холодную воду, израсходованные на общедомовые нужды, основаны на неверном толковании вышеуказанных правовых норм, поскольку, как указано выше для определения статуса исполнителя коммунальных услуг правовое значение имеет выбранный собственниками способ управления многоквартирным домом, в свою очередь сам по себе факт отсутствия между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договоров ресурсоснабжения в рассматриваемой ситуации, без наличия соответствующих решений общего собрания собственников помещений дома, не изменяет статуса управляющей организации ООО «Теплый Дом» по отношению к собственникам помещений многоквартирного <адрес> г. Вилючинска, как исполнителя коммунальных услуг, а только лишь возлагает на ресурсоснабжающую организацию обязанность приступить к предоставлению соответствующих коммунальных услуг, что направлено в данном случае на обеспечение стабильности оказания коммунальных услуг при смене по решению общего собрания собственников помещений одной управляющей организации на другую, либо при изменении способа управления многоквартирным домом, а также в случае невыполнения управляющей организацией своей обязанности по заключению соответствующих договоров ресурсоснабжения.
При этом судом учитывается, что договоры ресурсоснабжения между управляющей организацией ООО «Теплый дом» и ресурсоснабжающей организацией АО «Камчатэнергосервис» не заключены в течение более года, что значительно превышает сроки, установленные ч. 7 ст. 162 ЖК РФ, а также не свидетельствует о добросовестности поведения данных юридических лиц и явно указывает на нарушение прав потребителей, избравших определенный способ управления домом, при котором наличие таких договоров ресурсоснабжения является обязательным, как для управляющей организации, так и для ресурсоснабжающей организаций.
При таких обстоятельствах, исходя из действующего с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время способа управления многоквартирным домом № <адрес> и условий заключенного ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Теплый дом» договора управления домом, принимая во внимание, что действующим в спорный период времени жилищным законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено безусловное право производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, находящихся в управлении управляющей организацией, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, учитывая, что ресурсоснабжающие организации не управляют многоквартирными домами, в связи с чем, не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей, суд, оставаясь в пределах заявленных требований, приходит к выводу, что у ответчика АО «Камчатэнергосервис» отсутствуют законные основания к выставлению истцу по его жилому помещению платежных документов с начислениями платы за горячее и холодное водоснабжение, потребленное в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств и представленных сторонами доказательств, суд находит требования истца о признании незаконными действий АО «Камчатэнергосервис» по выставлению ему платежных документов по его жилому помещению – <адрес> г. Вилючинска за период с апреля 2016 года по август 2016 года с начислениями платы за горячую и холодную воду, потребленные на общедомовые нужды, обоснованными, но подлежащими частичному удовлетворению, исходя из того, что в июле и августе 2016 года ответчик не выставлял истцу платежные документы (квитанции) содержащие начисления платы за горячее водоснабжение, потребленное на общедомовые нужды.
Требования истца о возложении на АО «Камчатэнергосервис» обязанности произвести перерасчет платы за горячую и холодную воду, потребленные в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, а именно за горячее водоснабжение за период с апреля по июнь 2016 года включительно в размере 130 рублей 44 копейки, а за холодное водоснабжение за период с апреля по август 2016 года включительно в размере 17 рублей 25 копеек, по <адрес> г. Вилючинска, направлены на восстановление нарушенных прав истца, в связи с чем, суд находит данные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Исходя из представленных стороной истца квитанций, оснований не согласиться с расчетом произведенным истцом у суда не имеется, при этом расчет истца стороной ответчика в судебном заседании не оспорен.
Удовлетворяя требование истца в части возложения обязанности по производству перерасчета, суд полагает необходимым согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ установить срок ответчику для производства перерасчета 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика в его пользу компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Статья 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда.
Статьей 15 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также ст. ст. 151, 1064, 1099 ГК РФ устанавливается обязанность виновного лица компенсировать потребителю причиненный моральный вред. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Согласно разъяснениям, данным в п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 17 от 28 июня 2012 года «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств, лежит на исполнителе услуги.
Установив факт нарушения АО «Камчатэнергосервис» прав истца как потребителя, руководствуясь ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», принимая во внимание фактические обстоятельства дела, степень вины нарушителя, характер и степень нравственных страданий истца, а также учитывая длительность допущенных нарушений, размер произведенных ответчиком начислений, исходя из требований разумности и справедливости, суд считает возможным и объективным удовлетворить требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, определив ее в размере 500 рублей.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
При таких обстоятельствах, поскольку ДД.ММ.ГГГГ истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием о перерасчете платы за горячую и холодную воду за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере выставленной платы за ОДН и не начислении такой платы в дальнейшем в связи с незаконностью ее начисления (л.д. 30), суд приходит к выводу, что с АО «Камчатэнергосервис» в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а именно в размере 323 руб.85 коп. ((130,44 +17,25+ 500)/ 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины, при рассмотрении дела не установлено.
В силу требований пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из положений п. 10 ст. 91, ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, пп. 1 п. 1 ст.333.20 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика, составит 700 рублей (300 (требования не имущественного характера) + 400 (по требованию имущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Корсакова И. Н. к акционерному обществу «Камчатэнергосервис» о защите прав потребителей, признании незаконными действий по выставлению платежных документов с начислениями платы за горячую и холодную воду, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности произвести перерасчет платы за горячую и холодную воду, взыскании штрафа, компенсации морального вреда, - удовлетворить частично.
Признать действия акционерного общества «Камчатэнергосервис», выразившиеся в выставлении Корсакову И. Н. в период с апреля 2016 года по июнь 2016 года включительно по жилому помещению – <адрес> г. Вилючинск платежных документов с начислениями платы за горячее водоснабжение, потребленное в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, - незаконными.
Признать действия акционерного общества «Камчатэнергосервис», выразившиеся в выставлении Корсакову И. Н. в период с апреля 2016 года по август 2016 года включительно по жилому помещению – <адрес> г. Вилючинск платежных документов с начислениями платы за холодное водоснабжение, потребленное в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, - незаконными.
Обязать акционерное общество «Камчатэнергосервис» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести в пользу Корсакова И. Н. по жилому помещению – <адрес> г. Вилючинск перерасчет платы: за горячее водоснабжение, потребленное в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за период с апреля 2016 года по июнь 2016 года включительно на сумму 130 рублей 44 копейки; за холодное водоснабжение, потребленное в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, за период с апреля 2016 года по август 2016 года включительно на сумму 17 рубля 25 копеек.
Взыскать с акционерного общества «Камчатэнергосервис» в пользу Корсакова И. Н. 500 рублей в счет компенсации морального вреда.
Взыскать с акционерного общества «Камчатэнергосервис» в пользу Корсакова И. Н. штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке в размере 323 рубля 85 копеек.
Взыскать с акционерного общества «Камчатэнергосервис» государственную пошлину в размере 700 рублей в доход местного бюджета.
В удовлетворении исковых требований Корсакова И. Н. о признании незаконными действий акционерного общества «Камчатэнергосервис», выразившихся в выставлении за июль 2016 года и август 2016 года по жилому помещению – <адрес> г. Вилючинск платежных документов с начислениями платы за горячую воду, потребленную в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Вилючинский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 02 декабря 2016 года.
Судья |
В.М. Воронова |