РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2014г. Прикубанский районный суд г. Краснодара
в составе
председательствующего Карасевой Л.Г..
при секретаре Арцыбашевой И.А.
с участием помощника прокурора Прикубанского административного округа г. Краснодара Ким Н.В.
адвоката Корниенко С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Б.Ю. к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовно преследования,
УСТАНОВИЛ:
Б.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о компенсации морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовно преследования в размере 1 000 000 руб., требования мотивированы тем, что в период с 25.05.2012 г. по 19.03.2014г. Б.Ю. подвергался незаконному уголовному преследованию, в отношении него избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде, в связи с чем он был ограничен в свободе передвижения, в виду этого истец перенес невосполнимые моральные и нравственные страдания, в связи с незаконным и необоснованным уголовным преследованием. Кроме того, з-за серьезных психологических нагрузок, вызванных необоснованным уголовным преследованием, истец в период предварительного расследования неоднократно находился на стационарном лечении в различных медицинских учреждениях <данные изъяты>
Адвокат Корниенко С.В. в интересах истца Б.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Я.С. полагала требования истца о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей завышенными, и с учетом того, что в отношении истца была применена мера пресечения в виде подписке о невыезде и надлежащем, а не заключение под стражу, полагала возможным в взыскать сумму в размере 100 000 руб.
Выслушав стороны, их доводы и возражения, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку в отношении истца избиралась мера пресечения в виде подписке о невыезде, которая не связана лишением свободы, а также то, что истцом не представлено доказательств причинно-следственной связи между заболеваниями истца и привлечением его в уголовной ответственности, исследовав материалы дела, оценив в совокупности предоставленные доказательства, пришел к выводу – исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, в период с 25.05.2012 г. по 19.03.2014г. Б.Ю. подвергался незаконному уголовному преследованию.
Постановлением заместителя начальника отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 19.03.2014 г. уголовное преследование в отношении Б.Ю. прекращено по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ – в связи с отсутствием в деянии состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ и за ним признано право на реабилитацию.
Указанное постановление вступило в законную силу.
В период привлечения Б.Ю. к незаконному уголовному преследованию постановлением следователя от 14.03.2013 г. в отношении него избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.
В силу требований ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера, причиненных потерпевшему нравственных и физических страданий, степени вины причинителя вреда, иных заслуживающих внимание обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Учитывая, что Б.Ю. в период с 25.05.2012 г. по 19.03.2014г. подвергался незаконному и необоснованному уголовному преследованию, в отношении него 14.03.2013г. избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде, а также то, что уголовное преследование в отношении него прекращено по п.2 ч.1 ст. 24 УПК РФ – в связи с отсутствием в деянии состава преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, и указанное обстоятельство подтверждено и установлено вступившим в законную силу постановлением заместителя начальника отдела следственной части по расследованию организованной преступной деятельности ГСУ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 19.03.2014 г., суд полагает, что причинение морального вреда истцу следует считать доказанным.
Б.Ю. заявлены исковые требования о компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации морального вреда истцу, суд учитывает, что причиненный моральный вред, выражается в нравственных страданиях, связанных с незаконным привлечением его к уголовной ответственности за совершение тяжкого преступления на протяжении более полутора лет, избрании в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, в виду чего он на протяжении длительного времени был ограничен в свободе передвижения, а также то обстоятельство, что в ходе предварительного расследования в отношении него дважды 25.02.2013 г. и 05.03.2013 г. предпринимались попытки избрания таких исключительных мер как заключение под стражу и домашний арест, проведение обысков по его месту жительства.
Также суд принимает во внимание и то, что из-за серьезных психологических нагрузок, вызванных необоснованным уголовным преследованием Б.Ю. в период предварительного расследования неоднократно находился на стационарном лечении в различных медицинских учреждениях г. Краснодара с <данные изъяты> что подтверждается представленными суду медицинскими документами.
Таким образом, за период предварительного расследования истец шесть раз находился на стационарном лечении и перенес малый инсульт.
С учетом всех обстоятельств, суд полагает возможным определить сумму компенсации морального вреда, причиненного Б.Ю. в размере 400 000 рублей, взыскав ее с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь 151, 1101 ГК РФ; ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства Финансов в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в счет компенсации морального вреда сумму в размере 400 000 (четыреста тысяч) рублей в пользу Б.Ю..
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Прикубанский районный суд города Краснодара в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме – 19.10.2014 г.
Председательствующий: подпись:
Копия верна: Судья:
Секретарь: