Решение по делу № 2-2777/2015 ~ М-1131/2015 от 05.03.2015

Дело № 2- 2777/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2015 года         г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Шабалиной И.А.,

при секретаре Орабинской Е.К.,

с участием истца Соколова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соколова С.В. к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о возложении обязанности предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства,

установил:

Соколов С.В. обратился в суд с иском к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми с требованием о возложении обязанности предоставить ему земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

В обоснование заявленных требований истец указал, что является инвалидом <данные изъяты> бессрочно. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с просьбой о предоставлении ему, как инвалиду, земельного участка для ИЖС в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». ДД.ММ.ГГГГ ДЗО администрации г.Перми отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием порядка предоставления земли инвалидам, отсутствием сформированных и поставленных на учет земельных участков, отсутствием у органов местного самоуправления обязанности по формированию земельных участков для их предоставления инвалидам, а также в связи с недоказанностью нуждаемости в улучшении жилищных условий. Согласно информации об очередности УЖО администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по общему списку с ДД.ММ.ГГГГ. Отказ считает незаконным.

Истец в судебном заседании доводы и требования искового заявления поддержал, дал пояснения аналогичные изложенным в иске, также пояснил, что проживает вместе с матерью в комнате, которая находится в их долевой собственности, по ? доли в праве у каждого, квартира является коммунальной и состоит из 3 комнат.

Ответчик Департамент земельных отношений администрации г.Перми о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом (л.д. 18), просит рассмотреть дело без участия представителя, из представленного отзыва следует, что Департамент с требованиями не согласен, указывают, что истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий исходя из критериев ст. 51 ЖК РФ. Указывают на порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закрепленный в ст. 39.14 ЗК РФ, который истец пытается обойти. В удовлетворении требований просят отказать (л.д. 23-26).

Выслушав истца, оценив доводы возражений ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 2 Федерального закона РФ от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

На основании ч.1 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.14 ст.17 указанного Федерального закона инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В силу ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статьи 28-34 Земельного кодекса РФ утратили силу с 1 марта 2015 года (ФЗ от 23.06.2014 года № 171-ФЗ).

Законом № 171-ФЗ от 23.06.2014 года «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» введена глава V.1 регулирующая предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Поскольку обжалуемое решение принято Департаментом земельных отношений администрации г.Перми ДД.ММ.ГГГГ, то есть до вступления в силу Закона № 171-ФЗ от 23.06.2014 года, то применению к спорным правоотношениям подлежат нормы права, действовавшие в момент принятия оспариваемого решения изложенные ниже.

Согласно ст.28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержались в ст.30.1. Земельного кодекса РФ:

Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В силу п. 14 ч. 2 ст. 39.6 Закона РФ № 171-ФЗ от 23.06.2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ.

Из материалов дела следует, что Соколов С.В. является инвалидом <данные изъяты> бессрочно (л.д.9- справка МСЭ).

ДД.ММ.ГГГГ Соколов С.В. обратился в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства индивидуального жилого дома в г.Перми в соответствии с ФЗ № 17 «О социальной защите инвалидов».

Письмом Департамента земельных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о том, что на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с чем, реализация права на первоочередное получение земельных участков не представляется возможной. Органы государственной власти Пермского края и органы местного самоуправления края не вправе принимать нормативные правовые акты, устанавливающие порядок предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства. На территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст.17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей. Государственной Думой принят ФЗ от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в случае, в том числе предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ» (л.д. 7-8).

В судебном заседании также установлено, что Соколов С.В. постоянно зарегистрирован и проживает по адресу: <Адрес>, регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, совместно с ним на данной жилой площади зарегистрирована и проживает Соколова С. – мать, регистрация с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой о составе семьи ООО «КВАДРАТ СТРОЙ СЕРВИС» (л.д. 28), копией паспорта истца (л.д. 10-11), сведениями ОАСР УФМС России по Пермскому краю (л.д. 19).

Жилое помещение занимаемое истцом по адресу: <Адрес>, представляет собой комнату в трехкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты>., данное жилое помещение принадлежит на праве собственности Соколову С.В. и Соколовой С. по ? доли в праве собственности каждого, что подтверждается свидетельством о регистрации права (л.д. 29), выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.21, 22).

В судебном заседании также установлено, что отношения к жилым помещениям указанным в сообщении ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» (л.д. 20) истец не имеет, поскольку практически с момента рождения проживает и имеет регистрацию в жилом помещении по адресу: <Адрес>.

Согласно сообщения Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 5) Соколов С.В. состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Перми по общему списку с ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время номер его очереди в указанном списке – .

Таким образом, судом достоверно установлено, что иных помещений в собственности либо пользовании у истца и члена его семьи не имеется. Оснований сомневаться в достоверности представленных доказательств у суда не имеется. Доказательств иного суду не предоставлено.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что законодателем с целью защиты жилищных прав инвалидов, и семей, имеющих в своем составе ребенка – инвалида, предусмотрено право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Данное право предоставляется лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Представленными истцом документами подтверждена нуждаемость Соколова С.В. в улучшении жилищных условий.

Указанный вывод суда следует из анализа целей Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», из преамбулы которого следует, что закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Мера социальной поддержки, о предоставлении которой просит истец, является дополнительной гарантией реализации жилищных прав инвалидов. При этом, как следует из названия приведенной нормы, регулирующей обеспечение инвалидов жилой площадью, содержащиеся в ней гарантии непосредственно направлены на обеспечение инвалидов жилой площадью. Из толкования во взаимосвязи части 1 и части 14 статьи 17 вышеназванного Закона следует, что возможность обеспечения инвалидов жилой площадью непосредственно связана с нуждаемостью указанных лиц в улучшении жилищных условий. Следовательно, предоставление в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, с учетом цели использования земельного участка, следует рассматривать в качестве меры, направленной на улучшение жилищных условий нуждающихся в жилом помещении граждан.

Таким образом, действующее законодательство, а именно: ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для жилищного строительства от наличия нуждаемости соответствующей категории лиц в улучшении жилищных условий.

Как установлено судом, и указано выше, истец с матерью проживает в жилом помещении общей площадью <данные изъяты>., следовательно на каждого члена семьи приходится по <данные изъяты>

Пунктом 1 решения Пермской городской Думы от 30.05.2006 г. за № 103, утверждена учетная норма площади жилого помещения по городу Перми в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Таким образом, в силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, истец является нуждающимся в улучшении жилищных условий, что также подтверждено соответствующим сообщением Управления жилищных отношений администрации г.Перми о нахождении истца в соответствующем списке.

В силу ст. 29, 11 Земельного кодекса РФ, обязанность по определению порядка предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, лежит на органах местного самоуправления. Таким образом, бездействие органов местного самоуправления по вопросу определения порядка предоставления земельных участков инвалидам не может ухудшать права граждан, имеющих право на получение в пользование земельных участков в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Суд учитывает, что Департамент, обладая соответствующей компетенцией, обязан предпринимать необходимые действия для обеспечения прав гражданина, который не в состоянии самостоятельно реализовать свое право на бесплатное получение земельного участка.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение не может быть признано законным, с учетом интересов инвалида и наличия его права на предоставление земельного участка, принимая во внимание положения п. 10 ст. 30 ЗК РФ, п. 5.1 Положения о предоставлении земельных участков для строительства и иных целей на территории города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы №315 от 28.10.2008 года, действовавших на момент принятия оспариваемого решения, учитывая, что доказательств свидетельствующих об отсутствии свободных земельных участков на территории г. Перми Департаментом не представлено, суд считает необходимым возложить обязанность на Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить истцу земельный участок в аренду для индивидуального жилищного строительства.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность предоставить Соколову С.В. в аренду земельный участок для индивидуального жилищного строительства.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

    Председательствующий -     подпись

Копия верна. Судья -            (И.А.Шабалина)

2-2777/2015 ~ М-1131/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соколов С.В.
Ответчики
ДЗО администрации г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Судья
Шабалина И.А.
05.03.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2015[И] Передача материалов судье
10.03.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2015[И] Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2015[И] Предварительное судебное заседание
26.05.2015[И] Судебное заседание
01.06.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.06.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2015[И] Дело передано в архив
02.07.2015[И] Дело оформлено
22.01.2016[И] Изучение поступившего ходатайства/заявления
22.01.2016[И] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
31.03.2016[И] Судебное заседание
11.04.2016[И] Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее