Решение по делу № 2-475/2017 ~ М-437/2017 от 30.08.2017

Дело № 2-475/2017 года                                                         принято к окончательной форме 7.11.2017 года

                                                                                            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Осташков                                                    30 октября 2017 года

Осташковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего федерального судьи Ежелого В.Л.,

при секретаре Михайлиной Е.В.,

с участием прокурора Нескучаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Осташковского межрайонного прокурора в интересах Виноградовой Г. В. к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании незаконными действий АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет указанной платы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Осташкова в интересах Виноградовой Г.В. обратился в суд с иском к АО «АтомЭнергоСбыт» о признании действий АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за период с мая по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года по адресу: Тверская область, г.Осташков, Микрорайон, д.11, кв незаконными, обязании произвести перерасчет указанной платы за период с мая по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года в сумме 529 руб. 63 коп., исключив задолженность из лицевого счета, ссылаясь на то, что АО «АтомЭнергоСбыт», являясь гарантирующим поставщиком в границах Тверской области, поставляет электрическую энергию потребителям г.Осташкова по сетям ООО «РСО», находящимся у них в аренде. 30 апреля 2015 года собственники помещений многоквартирного дома №11 Микрорайона г. Осташкова заключили с ООО УК «Дирекция единого заказчика» договор управления многоквартирным домом, в силу п.2.1.4 которого дирекция обязана предоставлять услуги, поставляемые ресурсоснабжающими организациями собственнику помещений, а также нанимателям и членам их семей, арендаторам, иным законным пользователям помещениями собственника в доме в соответствии с обязательными требованиями, установленными Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Правительством РФ, установленного качества и в необходимом объеме, безопасные для жизни, здоровья потребителей и не причиняющие вреда их имуществу: холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение; отопление. АО «АтомЭнергоСбыт» в лице «ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в период с мая по декабрь 2015 г., с августа по декабрь 2016 года начисляло и взыскивало с потребителей дома №11 Микрорайона г. Осташкова, находящегося в управлении ООО УК «Дирекция единого заказчика», плату за услуги по электроснабжению, электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь. Вместе с тем, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома №11 Микрорайона г.Осташкова решение о начислении и взимании платы на общедомовые нужды за услуги по электроснабжению непосредственно ответчику не принималось. Не предусмотрено этого и в договоре управления многоквартирным домом. Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в лице ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» в нарушение ст.ст.153,154, ч.7.1 ст.155, ч.ч.2, 2.2, 2.3 ст.161 ЖК РФ, п.п.8,9,17,44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 6.05.2011 года производило начисление и взимание от жильцов многоквартирного дома №11 Микрорайона г. Осташкова плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды. Так, за период с мая по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года по адресу: Тверская область, г.Осташков, Микрорайон, д.11, кв., общая сумма начисленной ответчиком платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды составила 529 руб. 63 коп.

Определением Осташковского городского суда Тверской области от 3 октября 2017 года ненадлежащий ответчик - АО «АтомЭнергоСбыт» (г.Тверь) был заменен на надлежащего ответчика - АО «АтомЭнергоСбыт» (г.Москва) (л.д.31-34).

В связи с ликвидацией прокуратуры г.Осташкова и образованием Осташковской межрайонной прокуратуры исковые требования поддержаны в судебном заседании старшим помощником Осташковского межрайонного прокурора Нескучаевой О.В., которая просила суд о признании действий АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за период с мая по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года по адресу: Тверская область, г.Осташков, Микрорайон, д.11, кв. незаконными, обязании произвести перерасчет указанной платы за период с мая по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года в сумме 529 руб. 63 коп., исключив задолженность из лицевого счета.

Истец Виноградова Г.В. в установленном законом порядке извещенная о времени и месте слушания дела в телефонограмме поддержала заявленные требования и просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.37). Ходатайство удовлетворено судом на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено судом в отсутствие материального истца.

Ответчик - АО «АтомЭнергоСбыт» - в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (л.д.39) своего представителя в судебное заседание не направил о причинах неявки представителя суду не сообщал, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя либо об обязательном участии представителя в судебном заседании не заявлял, возражений против иска не представил, поэтому на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя ответчика.

Третье лицо – ООО УК «ДЕЗ Осташков» - в установленном законом порядке извещенный о времени и месте слушания дела (л.д.35) своего представителя в судебное заседание не направило о причинах неявки представителя суду не сообщало, ходатайств о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя либо об обязательном участии представителя в судебном заседании не заявляло, возражений против иска не представило, поэтому на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав прокурора, исследовав письменные доказательства, суд считает требования прокурора обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

По делу установлено, что поводом для обращения прокурора г.Осташкова в суд явилась жалоба Виноградовой Г.В., проживающей в квартире многоквартирного жилого дома №11 Микрорайона в г.Осташкове, находящемся в управлении ООО УК «Дирекция Единого заказчика Осташков», по фактам выставления ответчиком (ресурсоснабжающая организация) квитанций на оплату электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды.

Из материалов дела и объяснений сторон следует, что ответчик производил расчет и выставлял на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды потребителю Виноградовой Г.В. в многоквартирном доме №11 Микрорайона в г.Осташкове Тверской области.

Осташковский межрайонный прокурор в обоснование иска ссылался на то, что действующее законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом.

В силу статей 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (ч.2 ст.161 ЖК РФ).

При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности. При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (части 2.2, 2.3 статьи 161 ЖК РФ).

     Согласно части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354 (далее Правила) ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

В остальных случаях, согласно пунктам 8, 9 Правил, исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме являются управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив. Условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре управления многоквартирным домом.

По смыслу приведенных выше норм, порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 44 Правил в редакции, действовавшей в спорный период, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о распределении "сверхнормативного" объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то "сверхнормативный" объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств.

Из нормативного содержания взаимосвязанных положений частей 1, 2.1, 2.3 статьи 161 и части 2 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).

Как усматривается из материалов дела многоквартирный дом №11 Микрорайона в г.Осташкове Тверской области находится в управлении ООО УК «ДЕЗ Осташков» (л.д.15-23), то есть собственниками жилья реализовано право выбора способа управления домом, принято решение о заключении договора управления с управляющей организацией, выступающей в роли исполнителя жилищных и коммунальных услуг, в том числе в части выполнения работ по техническому содержанию внутридомовых электрических сетей. Случаев принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решений о внесении платы за коммунальную услугу "электроснабжение" непосредственно ресурсоснабжающей организации - АО «АтомЭнергоСбыт» не выявлено, так же как и фактов принятия собственниками помещений многоквартирного дома на общих собраниях решения о распределении "сверхнормативного" объема потребленной электроэнергии между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме.

Таким образом, АО «АтомЭнергоСбыт» в отсутствие правовых оснований производил расчет, требовал от жильцов многоквартирного дома, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды.

Действующим законодательством ресурсоснабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, такие организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов многоквартирных домов, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют многоквартирными домами, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.

    На основании изложенного требования Осташковского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

    В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

     Обращение прокурора в суд с настоящим иском относится к делам в защиту жилищных прав Виноградовой Г.В., являющейся пенсионером, которая в силу возраста и состояния здоровья не может самостоятельно защищать свои права.

    Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Иск Осташковского межрайонного прокурора удовлетворить.

    Признать незаконными действия АО «АтомЭнергоСбыт» по начислению и взиманию с Виноградовой Г. В., проживающей в квартире многоквартирного дома №11 Микрорайона города Осташкова Тверской области, управление которым осуществляется ООО УК «ДЕЗ Осташков», платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды за период с мая по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года.

Обязать АО «АтомЭнергоСбыт» произвести Виноградовой Г. В., проживающей в квартире многоквартирного дома №11 Микрорайона города Осташкова Тверской области, управление которым осуществляется ООО УК «ДЕЗ Осташков», перерасчет платы за общедомовые нужды за период с мая по декабрь 2015 года, с августа по декабрь 2016 года в сумме 529 руб. 63 коп., исключив задолженность из лицевого счета.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Осташковский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме-7 ноября 2017 года.

          Федеральный судья:                                                                         В.Л. Ежелый.

2-475/2017 ~ М-437/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор г.Осташкова
Виноградова Галина Владимировна
Ответчики
АО "АтомЭнергоСбыт"
Другие
Общество с ограниченной ответственностью УК "Дирекция единого заказчика Осташков"
Суд
Осташковский городской суд
Судья
Ежелый Валерий Леонидович
30.08.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.08.2017[И] Передача материалов судье
04.09.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2017[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.10.2017[И] Предварительное судебное заседание
30.10.2017[И] Судебное заседание
07.11.2017[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.11.2017[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.12.2017[И] Дело оформлено
11.12.2017[И] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее