Дело № 2-1114/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Советская Гавань 29 ноября 2017 года.
Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Бугаёва К.П.
При секретаре Мурадян О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глущенко Натальи Владимировны к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
У С Т А Н О В И Л :
Глущенко Н.В. обратилась с иском к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю» (далее также – ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю») и Министерству обороны Российской Федерации (далее также – Минобороны РФ) о взыскании компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указав, что она работает воспитателем в детском общеобразовательном учреждении № «<данные изъяты>» (далее также - ДОУ №), являющимся структурным подразделением войсковой части № подведомственной Минобороны РФ и финансирующейся через филиал № ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», является педагогическим работником и имеет право на получение ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 рублей в месяц. За период с 01.04.2015 года по 30.09.2017 года выплата компенсации ей не производилась. На основании изложенного Глущенко Н.В. просила взыскать с Министерства обороны Российской Федерации через лицевой счет ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в её пользу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 36 000 рублей.
В письменных возражениях на иск представитель ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» П указал, что с заявленными требованиями не согласен по следующим основаниям. Согласно ч.8 ст.47 ФЗ «Об образовании» размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством РФ и обеспечивается за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов РФ, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2013 г. № 963 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогически работникам, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа). В соответствии с пунктом 4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с выплатой ежемесячной компенсации на оплату коммунальных услуг педагогам, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся образовательные организации. При этом казенным учреждениям доводятся лимиты бюджетных обязательств, а бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии на иные цели в соответствии с абзац 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (целевые субсидии). Дошкольное учреждение, являющееся структурным подразделением войсковой части, в котором трудоустроен истец, учреждено Минобороны РФ, которое является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны РФ и реализацию возложенных на него полномочий (пункт. 31 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082). Названным Положением либо другими нормативными правовыми актами на Минобороны РФ не возложены функции по предоставлению гражданам мер социальной поддержки, в частности компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам. Из правового анализа действующего Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», представленных истцом документов, не следует, что ДОУ № обладает статусом федерального государственного образовательного учреждения, в связи с чем следует, что истец не относится к лицам, имеющим право на получение соответствующей компенсации. Также Минобороны РФ и ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" являются двумя самостоятельными юридическими лицами, в связи с чем, доводы истца о взыскании с Минобороны РФ через ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" спорных денежных средств являются несостоятельными. ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» для финансирования войсковой части № Минобороны РФ денежные средства для выплаты спорной компенсации работникам ДОУ № не выделяются.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были уведомлены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщили и не представили доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание, об отложении дела слушанием не просили, истец представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Учитывая изложенное, руководствуясь ч.ч.1,3,4 и 5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела, обсудив исковые требования и возражения ответчика относительно них, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Глущенко Н.В. зарегистрирована и проживает по адресу <адрес> 07.10.2014 года на основании договора найма служебного жилого помещения № 779 от 19.03.2014 года, <адрес> является сельским поселением.
С 21.02.2012 года истец работает с в должности воспитателя ДОУ № Противолодочной авиационной эскадрильи <адрес> (войсковая часть №
Из Устава ДОУ № «<данные изъяты>» следует, что образовательное учреждение является структурным подразделением войсковой части №, создано 21.10.1985 года, является ведомственным учреждением и расположено в поселке <адрес>, учредителем является Минобороны РФ, которое осуществляет его финансирование в соответствии с заключенным между ними договором.
Войсковая часть № состоит на финансовом обеспечении в филиале № ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» на основании договора на обслуживание № 29 от 01.02.2012 года, в соответствии с условиями которого филиал № обязуется в интересах войсковой части производить планирование и получение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления выплат денежного довольствия, заработной платы и других установленных законодательством видов выплат личному составу.
Ссылаясь на то, что она как педагогический работник, проживающий в сельской местности, имеет право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 1 200 рублей в месяц и данная компенсация ей не предоставляется, истец просит взыскать компенсацию понесенных расходов за период с 01.04.2015 года по 30.09.2017 года в сумме 36 000 рублей в связи с оплатой жилищных и коммунальных услуг в отношении жилого помещения, в котором она проживает.
Заявленные Глущенко Н.В. исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Факт несения истцом расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения подтверждается представленными истцом платежными документами, из которых следует, что на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцом расходовались ежемесячно денежные средства в сумме более чем 1 200 рублей за весть исковой период.
Согласно ч.1 ст.160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Войсковая часть № относится к ведению Минобороны РФ, финансируется из средств федерального бюджета и не является государственным или муниципальным учреждением Хабаровского края.
В соответствии с п.5 ст.55 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.2 Федерального закона от 06.05.2003 года № 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В соответствии с п.8 ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273 "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.84 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.
В соответствии Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 16.08.2004 года № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, министр является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2013 года № 963 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)", которые определяют порядок предоставления в качестве меры социальной поддержки ежемесячной компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в размере 1 200 рублей педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) (п. 1).
Финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением ежемесячной компенсации, производится за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых главным распорядителям средств федерального бюджета, к ведению которых относятся организации (п. 4).
До вступления в законную силу 07 ноября 2013 года указанного выше Постановления Правительства РФ № 963 размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением данных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, законодательством Российской Федерации установлен не был.
Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеприведенными нормами закона суд приходит к выводу, что предъявленные истцом к возмещению расходы в сумме 36 000 рублей подлежат компенсации за счет казны Российской Федерации с Министерства обороны РФ, как главного распорядителя федерального бюджета, к ведению которого относится войсковая часть 65250 со структурным подразделением ДОУ №.
Доводы одного из ответчиков, что ДОУ № не обладает статусом федерального государственного образовательного учреждения, поскольку является структурным подразделением воинской части судом отклоняются в связи со следующим.
На момент образования ДОУ № действовал Закон СССР от 19.07.1973 года № 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" согласно ст. 5 которого, в СССР в соответствии с Конституцией СССР существует и совершенствуется единая система народного образования, которая включает в себя дошкольное образование.
Согласно ст. 9 указанного Закона учебно-воспитательные учреждения находятся в ведении органов государственного управления народным образованием и других государственных органов.
Аналогичные нормы предусмотрены в ст.13 Закона РСФСР от 02.08.1974 "О народном образовании".
Согласно ст.15 Закона детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.
Согласно ст.17 Закона педагогическое руководство и обеспечение педагогическими работниками детских дошкольных учреждений, независимо от их ведомственной подчиненности, осуществляют Министерство просвещения СССР, министерства просвещения союзных и автономных республик и их местные органы.
Таким образом, в момент образования ДОУ № входило в систему народного дошкольного образования и находилось в ведомственном подчинении Минобороны РФ.
В силу ст.91 Закона РСФСР от 02.08.1974 года "О народном образовании" работники народного образования имели право на бесплатное обеспечение жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
При таких данных, изменение законодательного требования к организационно-правовой форме образовательного учреждения (организации), не должно сказываться на социальных гарантиях и льготах педагогических работников, работающих в дошкольных учреждениях, образованных до вступления в силу данного Закона.
Ответчик от уплаты государственной пошлины в силу подп.9 п.1 ст.333.36 НК РФ освобожден.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш ИЛ :
Исковые требования Глущенко Натальи Владимировны удовлетворить.
Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Глущенко Натальи Владимировны компенсацию расходов по оплате за жилое помещение, отопление и электрическую энергию за период с 01.04.2015 года по 30.09.2017года в сумме 36 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Хабаровского краевого суда через Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его принятия.
Судья подпись К.П. Бугаёв
Копия верна: судья К.П. Бугаёв