Дело № 2а-239/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 мая 2018 года с. Красногвардейское
Красногвардейский районный суд Республики Адыгея в составе председательствующего судьи С.С. Зубовича,
при секретаре Ж.А.Толстых,
с участием представителя административного истца
- помощника прокурора Красногвардейского района Ю.В. Подгорной,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Красногвардейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Садовское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и обязании создать специализированную похоронную службу,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Красногвардейского района Республики Адыгея обратился в Красногвардейский районный суд с вышеуказанным административным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Красногвардейского района Республики Адыгея проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования «Садовское сельское поселение» законодательства об организации погребения и похоронного дела, в ходе которой выявлены нарушения закона. В результате проверки установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, администрацией сельского поселения не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению), не определен порядок ее деятельности. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Садовское сельское поселение» вынесено представление. Указанное представление рассмотрено, однако меры к устранению нарушений не приняты, о чем сообщено ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района. Просил суд признать бездействие администрации муниципального образования «Садовское сельское поселение» Красногвардейского района, в части непринятия мер по созданию специализированной похоронной службы, а также не исполнении требований законодательства, указанных в представлении прокуратуры Красногвардейского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и обязать административного ответчика создать специализированную похоронную службу.
В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Подгорная Ю.В. уточнила исковые требования и просила суд признать бездействие администрации муниципального образования «Садовское сельское поселение» Красногвардейского района, в части непринятия мер по созданию специализированной похоронной службы, и обязать административного ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика - администрации муниципального образования «Садовское сельское поселение» Красногвардейского района Бондаренко В.А. в судебное заседание не явился, предоставил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело без его участия, исковые требования административного истца признает в полном объеме.
Выслушав прокурора, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора по следующим основаниям.
В ходе судебного заседания установлено, что по результатам проверки, проведенной прокуратурой Красногвардейского района Республики Адыгея установлено, что администрацией МО «Садовское сельское поселение» не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению), не определен порядок ее деятельности. В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации МО «Садовское сельское поселение» вынесено представление (л.д. 5-7). Указанное представление рассмотрено, меры к устранению нарушений не приняты, о чем сообщено ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру района (л.д. 8-9).
В соответствии с ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура РФ является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.
При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Таким образом, соблюдение законодательства в сфере оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения может являться предметом прокурорского надзора, а безопасность мест захоронения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории Садовского сельского сельского поселения, а, следовательно, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 39 КАС РФ.
Институт специализированных служб был введен федеральным законодательством (статьями 9 и 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Указом Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших») в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения безродных или оказания близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размера социального пособия на погребение.
Статьей 9 названного Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органами государственной власти субъектов РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).
При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в РФ похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг по погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Положениями п. 22 ч. 1 ст. 14 и п. 17 ч. 1 ст. 15 Федерального закона РФ № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения как поселения, так и муниципального района в равной степени, поэтому обязанность по обеспечению данных государством в указанной части гарантий должны нести и органы местного самоуправления поселения.
Уставом МО «Садовское сельское поселение» к вопросам местного значения муниципального образования отнесены организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (ст. 1 п. 1.1 подп. 10 Устава) (л.д. 16).
В соответствии с Уставом поселения, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, для решения возложенных на орган местного самоуправления задач в указанной сфере, сельское поселение вправе по собственному усмотрению, руководствуясь положениями статьи 4 Устава, создать специализированную службу как в виде самостоятельного юридического лица, так и не исключается создание соответствующей службы посредством образования структурного подразделения администрации МО «Садовское сельское поселение».
В ходе рассмотрения настоящего дела по существу административный ответчик не представил доказательств тому, что органом местного самоуправления поселения были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отсутствие подобной специализированной службы, действующей на территории муниципального образования, нарушает права жителей этого поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции. Обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведенными выше нормами.
Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая реальную возможность ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, принимая во внимание положения действующего законодательства Российской Федерации о порядке финансирования муниципальных бюджетных учреждений, суд полагает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, до ДД.ММ.ГГГГг.
Кроме того, в соответствии со ст. 157 КАС РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175, 177, 178-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Красногвардейского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Садовское сельское поселение» о признании бездействия незаконным и обязании создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Садовское сельское поселение» в части непринятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию муниципального образования «Садовское сельское поселение» в срок до ДД.ММ.ГГГГг. создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца со дня вынесения решения путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Республики Адыгея.
Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2018 года
Мотивированное решение составлено 11 мая 2018 года
Председательствующий: ________________