Решение по делу № 2а-1273/2016 ~ М-36/2016 от 12.01.2016

Дело №2а-1273/2016                                

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                 10 февраля 2016 года

Дзержинский районный суд города Перми в составе:

председательствующего судьи Шерстюкова И.В.,

секретаря Никитиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску административного истца Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми к административному ответчику Шиликову С. Д. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,

установил:

УПФ РФ (гу) в Дзержинском районе г. Перми обратилось в суд с иском к Шиликову С.Д. о взыскании в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации недоимки и пеней за ..., ... года в размере ... руб.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что Шиликов С.Д. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в период с Дата по Дата и в указанный период являлся плательщиком страховых взносов – страхователем по обязательному пенсионному страхованию, однако надлежащим образом в спорный период свои обязанности по выплате страховых взносов не исполнил. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования», плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся и административный ответчик, плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212 – ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования», плательщики страховых взносов уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Федеральный Фонд медицинского страхования самостоятельно, в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в территориальный орган ПФ РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно.

Пунктом 11 статьи 14 названного Федерального закона предусмотрено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно письму ИФНС по Дзержинскому району г. Перми, административным ответчиком Шиликовым С.Д. налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за ... год не представлена.

Согласно расчета по начисленным и уплаченным взносам, задолженность административного ответчика Шиликова С.Д. составляет за ... год: ... рублей ... копеек - по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в Федеральный Фонд медицинского страхования – ... рублей ... копеек.

Административному ответчику направлялись требования о погашении задолженности, которые не были удовлетворены в добровольном порядке. В связи с неисполнением в срок обязанности по уплате страховых взносов были начислены пени.

В соответствии со статьей 25 Закона № 212 – ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечиваются пенями. В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – ... рублей ... копеек, пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд медицинского страхования – ... рублей ... копеек( период с Дата по Дата).

Процентная ставка применена раной 1\300 ставки действующей в соответствующий период ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Дата административному ответчику было направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени, начисленных на недоимку предложено уплатить задолженность в добровольном порядке, которое не было исполнено.

Согласно письму ИФНС по Дзержинскому району г. Перми, административным ответчиком Шиликовым С.Д. налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за ... год не представлена.

Согласно расчета по начисленным и уплаченным взносам, задолженность административного ответчика Марковой Г.В. составляет за ... год: ... рублей ... копеек - по страховым взносам в Пенсионный Фонд Российской Федерации, в Федеральный Фонд медицинского страхования – ... рублей ... копеек.

В связи с неисполнением обязанности по уплате страховых взносов ответчику начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ... рублей ... копеек, в Федеральный Фонд медицинского страхования – ... рублей ... копеек, за период с Дата по Дата

Дата ответчику направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам за ... года, которое не было исполнено, задолженность не погашена.

Административный истец в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление об отказе от иска и прекращении производства по делу в части взыскания страховых взносов и пени в сумме ... руб., указав, что на удовлетворении исковых требований в размере ... руб. настаивает в полном объеме.

Определением Дзержинского районного суда г. Перми от Дата частичный отказ от иска принят и производство по делу в данной части прекращено.

Административный ответчик Шиликов С.Д. в судебное заседание не явился. По сведениям УФМС РФ по ПК был зарегистрирован по адресу Адрес, с Дата снят с регистрационного учета в связи с убытием в Адрес. Сведения о регистрации административного ответчика в Адрес отсутствуют. В силу положений части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Указанный основополагающий принцип осуществления гражданских прав закреплен также и положениями статьи 10 ГК РФ, в силу которых не допускается злоупотребление правом. Уклонение стороны от явки в судебное заседание не может являться основанием для не рассмотрения гражданского дела, поскольку ведёт к нарушению гарантированных каждому право на судебную защиту, при этом с учетом положений статьи 10 КАС РФ, административное судопроизводство во всяком случае должно осуществляться в разумный срок, не рассмотрение административного дела в случае не явки стороны по делу, нарушает законные права и интересы других лиц, участвующих в деле, делает неотъемлемое право гражданина на судебную защиту иллюзорным. Конституция Российской Федерации, провозглашая признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства (статья 2), гарантирует каждому свободу экономической деятельности, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, защиту указанных прав и свобод, в том числе судебную защиту, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (статья 8; статья 19, части 1 и 2; статья 35, части 1 и 2; статья 45, часть 1; статья 46, часть 1).

Административный ответчик имел статус индивидуального предпринимателя, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Избрав для себя по своему усмотрению, вид деятельности, индивидуальный предприниматель Шиликов С.Д., несмотря на принятие решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не был лишен возможности при перемене места жительства, поручить отделению почтовой связи производить переадресовку поступающей на его имя почтовой корреспонденции на его адрес, а также выдать доверенность уполномоченному им лицу на получение почтовой корреспонденции, административные исковые требования основаны на периоде деятельности административного ответчика, связанные с наличием у Шиликова С.Д. в данный период деятельности статуса индивидуального предпринимателя, при этом Шиликову С.Д. известно, что он зарегистрирован в качестве страхователя в органах Пенсионного Фонда Российской Федерации и при должной осмотрительности, предусмотрел бы возможность провести сверку с соответствующими органами, в том числе с органом по контролю за уплатой страховых взносов, в данном случае с административным истцом – государственным учреждением «Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Перми», Шиликов С.Д., снимаясь с регистрационного учета и меняя место жительство, не был лишен возможности выяснить в органах Пенсионного Фонда РФ о том имеется ли задолженность по уплате страховых взносов, произвести сверку, составить акт сверки, при не согласии представить соответствующий контрасчет, само по себе как прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, так переезд на другое место жительство, не освобождают от исполнения обязанностей по уплате обязательных платежей, поскольку иное понимание нарушило бы Конституционный принцип равенства всех перед законом.

В силу ч.1 ст. 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) административное исковое заявление к гражданину, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть подано в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

Поскольку место жительства административного ответчика не известно, суд считает возможным рассмотреть данное административное дело Дзержинским районным судом г. Перми.

О времени и месте рассмотрения дела административный ответчик извещался по последнему известному месту жительства в г. Перми надлежащим образом – заказной корреспонденцией. Почтовая корреспонденция возвращена в суд с пометкой «за истечением срока хранения».

В соответствии с ч. 1 ст. 96 КАС РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

Согласно ст. 101 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по административному делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение направляются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, даже если адресат по этому адресу более не проживает или не находится.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «за истечением срока хранения», следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта «О гражданских и политических правах», гарантирующей равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.

Таким образом, с учетом того, что суд принял все необходимые меры для извещения административного ответчика о дате судебного заседания, суд признает причину неявки административного ответчика неуважительной и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации, закрепляя свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1; статья 37, часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в установленных законом случаях и размерах, реализация которого гарантируется в Российской Федерации, в частности, путем создания системы обязательного пенсионного страхования. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ № 211-О от 12 мая 2005 года, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №167-ФЗ).

Положения Закона № 212 – ФЗ не содержат норм, освобождающих плательщиков от уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Соответственно, факт получения индивидуальным предпринимателем дохода либо его отсутствия по любым причинам не влияет на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов и не предусматривает освобождение какой – либо категории плательщиков от уплаты страховых взносов. В соответствии со ст.11 Закона № 167 – ФЗ снятие с регистрационного учета индивидуального предпринимателя осуществляется по месту регистрации в территориальном органе в пятидневный срок со дня представления в территориальные органы ПФ РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведений об исключении из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей(ЕГРИП), запись в реестр производится на основании поданного в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности по форме Р26001, гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности, и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели, физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты.

Шиликов С.Д. имеет регистрационный номер страхователя в Пенсионном Фонде Российской Федерации - № .... Приобретение и прекращения статуса индивидуального предпринимателя определены статьей 23 Гражданского Кодекса Российской Федерации, главой 7 Федерального закона от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей - ОРГНИП ..., ИНН ... содержится следующая информация в отношении индивидуального предпринимателя Шиликова С.Д. - дата постановки на учет – Дата, дата снятия с учета - Дата. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, возможность получения права на пенсионное обеспечение, индивидуальные предприниматели, являясь участниками системы обязательного пенсионного страхования, имеют возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, при этом с учетом специфики предпринимательского дохода уплата ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, определённой её минимальным размером, обязательной для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуальных предпринимателей страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 12.04.2005 г., само по себе прекращение физическим лицом занятия предпринимательской деятельностью не влечет к освобождению его от исполнения возложенных на него по уплате страховых взносов. Весь период по Дата подлежит включению в страховой стаж Шиликова С.Д., который будет учтен при наступлении страхового события, назначения пенсии, соответственно за указанный период должны уплачиваться страховые взносы. Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в виде фиксированного платежа. Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве. Утрата статуса индивидуального предпринимателя не влечет освобождения его от уплаты задолженности, образовавшейся за период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, так же не имеет значение наличие или отсутствия прибыли и осуществлялась ли предпринимательская деятельность или нет, а также получение пенсии или достижение пенсионного возраста.

Таким образом, современная система пенсионного обеспечения на основе обязательного страхования работников, осуществляемого в силу закона, т.е. независимо от воли участников соответствующих отношений, предусматривает всеобщность пенсионного страхования работников и необходимость уплаты в их пользу страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и одновременно - единство в правовом регулировании социально-страховых отношений по формированию страховой части трудовых пенсий и их дифференциацию применительно к формированию накопительной части трудовых пенсий с помощью различных нормативов распределения страховых взносов.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41, часть 1). Приведенные положения создают конституционные основы финансирования медицинской помощи, оказываемой гражданам государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения бесплатно. Одной из конституционных гарантий такой помощи является обязательное медицинское страхование.

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"). Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе индивидуальным предпринимателям, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов. Каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к медицинскому страхованию, что означает не только равные права на получение бесплатной медицинской помощи, но и равные обязанности в несении бремени по образованию фондов обязательного медицинского страхования. Поскольку индивидуальные предприниматели, как самозанятые граждане, осуществляют свободно избранную ими профессиональную деятельность на принципах автономии воли и имущественной самостоятельности, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования. Кроме того, в отличие от страховых взносов, уплачиваемых в рамках обязательного пенсионного страхования, страховые взносы на обязательное медицинское страхование, являясь обязательными, обладают (как это закреплено в пункте 6 статьи 3 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации") обезличенным характером и, хотя их целевым назначением является обеспечение прав застрахованного лица на получение страхового обеспечения, суммы взносов перечисляются на страховое обеспечение неопределенного круга застрахованных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона (редакции от 2 июля 2013 года), плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона № 212 – ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона № 167 – ФЗ страхователи – индивидуальные предприниматели, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого из государственных внебюджетных фондов.

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 212 – ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212 – ФЗ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона № 212 – ФЗ.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212 - ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальный фонды обязательного медицинского страхования»:

1.1. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

(часть 1.1 в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 237-ФЗ)

1.2. Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона № 212 – ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Законом: в Пенсионный Фонд Российской Федерации – 26 процентов, в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 процента.

Минимальный размер оплаты труда с Дата установлен в сумме ... рублей ... копеек. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Согласно п. 11 ст. 14 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - ФЗ от 24.07.2009 212-ФЗ) сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов. В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Согласно части 4.1 статьи 14 Закона № 212 – ФЗ, - Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В соответствии с частью 8 статьи 16 указанного закона, - В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

Ответчику подлежат начислению и уплате страховые взносы за ... год

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии – ... рублей ... копеек

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования – ... рублей ... копеек;

Согласно выписки из лицевого счета страхователя Шиликова С.Д. ..., задолженность за ... год по страховым взносам составляет ... рублей ... копеек, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования задолженности за ... год нет.

Индивидуальные предприниматели, независимо от того осуществляют или не осуществляют предпринимательскую деятельность (если не ведется деятельность, представляется нулевой отчет), обязаны представить в органы налоговой службы декларации о доходах за ... г. до Дата.: отчеты 3-НДФЛ, ЕСХН, УСНО, ЕНВД и т.д.

В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно.

В силу ч. 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 данной статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Согласно информации Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г. Перми от Дата... за отчетные периоды ... год и расчетный период с Дата по Дата Шиликовым С.Д. налоговая декларация в налоговый орган не предоставлялась. С Дата по Дата подлежит уплате на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд Российской Федерации - ... руб. ... копеек, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ... рублей ... копейки.

Требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от Дата,Дата, содержащее требование об уплате недоимки в срок до Дата было направлено страхователю Шиликову С.Д. Дата заказным почтовым отправлением .... Согласно ч. 6 ст. 19 Закона о страховых взносах направленное по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести дней со дня направления.

Учтенные на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при наступлении страхового случая. Размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы, накопленных на лицевом счете страховых взносов, уплаченных страхователями, при распределительном методе и принципе солидарности поколений. Таким образом, современная система пенсионного обеспечения на основе обязательного страхования работников, осуществляемого в силу закона, т.е. независимо от воли участников соответствующих отношений, предусматривает всеобщность пенсионного страхования работников и необходимость уплаты в их пользу страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и одновременно - единство в правовом регулировании социально-страховых отношений по формированию страховой части трудовых пенсий и их дифференциацию применительно к формированию накопительной части трудовых пенсий с помощью различных нормативов распределения страховых взносов.

Федеральный закон от 01.04.1996 г. № 27 – ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», Федеральный закон « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривают включению в страховой стаж всего периода, в течение которого физическое лицо, имело статус индивидуального предпринимателя. Весь период, в течение которого Щиликов С.Д. имела статус индивидуального предпринимателя, включается в её страховой стаж, все уплачиваемые им взносы отражаются на её индивидуальном лицевом счете. Уплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, возможность получения права на пенсионное обеспечение, индивидуальные предприниматели, являясь участниками системы обязательного пенсионного страхования, имеют возможность самостоятельно формировать свои пенсионные права, при этом с учетом специфики предпринимательского дохода уплата ими страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в виде фиксированного платежа, т.е. в твердой сумме, определённой её минимальным размером, обязательной для уплаты. Такое регулирование взимания с индивидуального предпринимателя страховых взносов позволяет не ставить приобретение ими права на трудовую пенсию в зависимость от получения дохода. Весь период деятельности в качестве индивидуального предпринимателя подлежит включению в страховой стаж Шиликова С.Д., который будет учтен при наступлении страхового события, назначения пенсии, соответственно за указанный период должны уплачиваться страховые взносы, независимо от того осуществлялась ли предпринимательская деятельность и имел ли прибыль индивидуальный предприниматель. Шиликов С.Д. имел возможность в любой момент обратится в государственный орган с заявлением о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве предпринимателя, препятствий для этого не имелось, каких – либо событий экстраординарного характера, препятствующих подачи заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не имелось. Шиликов С.Д. имел возможность провести сверку с органом Пенсионного Фонда, представить контрасчет, представить доказательства погашения задолженности, что сделано не было.

В силу ст. ст. 6, 14 ФЗ Федерального закона №167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели. Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд.

В силу положений ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №212-ФЗ) плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа не ставится Законом в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.

В силу ст. 12 Федерального закона №212-ФЗ применяются следующие тарифы страховых взносов: пенсионный фонд – 26%. При этом в силу ст. 22 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, в бюджет пенсионного фонда России: для физических лиц 1966 года рождения и старше – 26% полностью на страховую часть трудовой пенсии), для физических лиц 1967 года рождения и моложе – 20% на страховую часть трудовой пенсии, 6% на накопительную часть трудовой пенсии. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 5,1 %. Таким образом, современная система пенсионного обеспечения на основе обязательного страхования работников, осуществляемого в силу закона, т.е. независимо от воли участников соответствующих отношений, предусматривает всеобщность пенсионного страхования работников и необходимость уплаты в их пользу страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и одновременно - единство в правовом регулировании социально-страховых отношений по формированию страховой части трудовых пенсий и их дифференциацию применительно к формированию накопительной части трудовых пенсий с помощью различных нормативов распределения страховых взносов.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона №212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

В силу ст. 25 Федерального закона №212-ФЗ в случае ненадлежащего исполнения плательщиком обязанности по уплате страховых взносов на имеющуюся недоимку начисляются пени за каждый календарный день просрочки в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов, равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 17.12.1996 №20-П, Определением Конституционного суда Российской Федерации от 04.07.2002 №200-О, п. 19, 20 Постановлением Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 №5 пени начисляются по день фактической уплаты недоимки.

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона №167-ФЗ, взыскание страховых взносов с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, осуществляется в судебном порядке.

За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик не надлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него законом по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и на обязательное медицинское страхование за ...-... года, в связи с чем, образовалась недоимка.

    Административным истцом представлен расчет недоимки и пени, не доверять представленному расчету, не оспоренному административным ответчиком, у суда оснований не имеется, административным ответчиком иной расчет не представлен, расчет соответствует действующему законодательству.

С учетом изложенного, отсутствия доказательств исполнения обязательств административным ответчиком в части уплаты в добровольном порядке, требования о взыскании суммы задолженности по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Таким образом, с административного ответчика подлежит взысканию задолженность по страховым взносам и пени за ..., ... года в полном объеме в размере ... руб.

В соответствии с ч.1 ст.111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Пеня является компенсацией потерь бюджета Пенсионного Фонда в результате недополучения сумм в срок в случае задержки уплаты платежей. Неуплата платежа в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения страхового взноса. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок страхового взноса (недоимки) законодательством добавлен дополнительный платеж - пеня как компенсацию потерь бюджета ПФ РФ в результате недополучения сумм в срок в случае задержки уплаты. Таким образом, пеня является мерой ответственности в отношении страхователя по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ с Шиликова С.Д. подлежат взысканию все понесенные по делу судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме ... рублей ... копеек.

Размер государственной пошлины определяется подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации. В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ, в случае, если административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ, государственная пошлина уплачивается административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Руководствуясь статьями 174 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

Взыскать с Шиликова С. Д. в доход бюджета Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Дзержинском районе г. Перми недоимку и пени по страховым взносам за ..., ... года в размере ... руб. ... копеек, в том числе,

по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ... руб. (КБК 39210202140061100160);

по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ... руб. (КБК 39210202103081011160);

пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в размере ... руб. ... копейки (КБК 39210202140062100160);

пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере ... руб. ... копеек (КБК 39210202103082011160).

Банковские реквизиты: ...

Взыскать с Шиликова С. Д. в доход бюджета пошлину в размере ... руб.... копеек.

Решение в течение месяца с даты принятия в окончательной форме (с 09 часов 00 минут 11 февраля 2016 года) может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми.

Судья     И.В. Шерстюков

2а-1273/2016 ~ М-36/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
УПФР в Дзержинском районе г. Перми
Ответчики
Шиликов С.Д.
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Шерстюков И.В.
12.01.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
13.01.2016[Адм.] Передача материалов судье
13.01.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.02.2016[Адм.] Судебное заседание
11.02.2016[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2016[Адм.] Дело оформлено
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее