Дело №2а-921/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 июня 2018 года город Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Глуховой И.С., при секретаре Мурко Е.В., с участием представителя административного истца Плотниковой Е.В., представителей административных ответчиков Короткой В.В., Волынцева М.В., представителей заинтересованных лиц Бирюк Ф.А., Андреева Д.Л,, Шпак В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора города Феодосии Пановой А.Ю. в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ Феодосия к Администрации города Феодосии, Феодосийскому городскому совету, заинтересованные лица: ООО «ИМА-Старт», ООО Аква-Стрим» о признании незаконными действия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Феодосии Панова А.Ю. в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ Феодосия обратилась с административным иском в суд к Администрации города Феодосии, Феодосийскому городскому совету, заинтересованные лица: ООО «ИМА-Старт», ООО Аква-Стрим» о признании незаконными действия, обязании совершить определенные действия, мотивируя тем, что прокуратурой города Феодосии по заданию прокуратуры Республики Крым проведена проверка по вопросу переоформления договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, №, кадастровый номер № между Администрацией города Феодосии и Обществом с ограниченной ответственностью «Аква-Стрим» (далее – ООО «Аква-Стрим»).
Постановлением Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка» принято решение об установлении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, участок № – среднеэтажная жилая застройка.
Прокурором города Феодосии ДД.ММ.ГГГГ № принесен протест главе Администрации города Феодосии Республики Крым на Постановление Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, в связи с несоответствием требованиям законодательства, а именно не проведении публичных слушаний по вопросу установления разрешенного использования земельного участка.
Однако письмом Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированным в прокуратуре города ДД.ММ.ГГГГ, отказано в удовлетворении указанного протеста прокурора города Феодосии по причине принятия решения на основании сведений о цели предоставления земельного участка, содержащихся в договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
Прокуратуре города Феодосии о нарушениях требований законодательства при принятии оспариваемого постановления стало известно во время проведения проверки по заданию прокуратуры Республики Крым «О проведении проверки исполнения органами местного самоуправления законодательства при переоформлении прав на земельные участки», а имеено ДД.ММ.ГГГГ, когда и принесен протест на вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок подачи искового заявления в суд не пропущен.
В связи с чем, обращаясь в суд, административный истец просит признать незаконными действия Администрации города Феодосии Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в отклонении требований, изложенных в протесте прокурора, - в безосновательном отказе в отмене Постановления Администрации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка».
Обязать Администрацию города Феодосии Республики Крым в полном объеме устранить допущенные нарушения закона путем отмены Постановления Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования земельного участка».
Определением суда от 17 мая 2018 года протокольно в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены ООО «ИМА-Старт» и ООО «Аква-Стрим».
Определением суда от 07 июня 2018 года протокольно в качестве второго административного ответчика к участию в деле привлечен Феодосийский городской совет.
Административный истец прокуратура города Феодосии направила своего представителя Плотникову Е.В., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании иск поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Административный ответчик Администрация города Феодосии направила своего представителя Короткую В.В., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании возражала против исковых требований истца.
Представитель заинтересованного лица Феодосийский городской совет Волынцев М.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.
Представители заинтересованного лица ООО «Аква-Стрим» Бирюк Ф.А., действующий на основании уставных документов и доверенности, и адвокат Андреев Д.Л., действующий на основании ордера и доверенности, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Заинтересованное лицо ООО «ИМА-Старт» Шпак В.В., действующий на основании уставных документов, в судебном заседании против исковых требований возражал.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 45, 46 Конституции РФ, государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом прокурор пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности административного истца.
Положения данной статьи об участии прокурора в административном деле являются общими и распространяются на главу 22 КАС РФ, устанавливающую порядок производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.
Частями 8, 9 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что при проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой города Феодосии по заданию прокуратуры Республики Крым проведена проверка по вопросу переоформления договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, №, кадастровый номер №, заключенный между Администрацией города Феодосии и ООО «Аква-Стрим», в ходе которой ДД.ММ.ГГГГ № прокурором города Феодосии на постановление Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка» принесен протест на предмет его отмены как противоречащего требованиям закона.
Протест прокурора Администрацией города Феодосии рассмотрен и ДД.ММ.ГГГГ за № прокурору направлено письмо за подписью главы Администрации города Феодосии, зарегистрированное в прокуратуре города Феодосии ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщалось об отказе в удовлетворении протеста, поскольку оснований для отмены постановления Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ № не усматривается, мотивируя тем, что оспариваемое постановление основано на сведениях о цели предоставления земельного участка, содержащихся в договоре аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января года 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации, в частности, осуществляет надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, их должностными лицами.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона от 17 января года 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона от 17 января года 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Прокурор, реализуя указанные полномочия, вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 2202-1, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22 Федерального закона N 2202-1).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
По смыслу приведенных положений Федерального закона N 2202-1, а также с учетом того, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы, сам по себе протест прокурора, являющийся актом прокурорского реагирования и носит характер предложения (рекомендации), не может быть исполнен принудительно, поскольку он направлен на понуждение указанных в пункте 1 статьи 21 данного Закона органов и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке.
Данная правовая позиция нашла свое отражение в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 года N84-О и от 18 июля 2017 года N 1742-О, согласно которой, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закон о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
Судом также установлено, что решением Феодосийского городского совета 27 сессии 5 созыва № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена техническая документация по землеустройству по составлению документов удостоверяющих право на земельный участок ООО «Аква-Стрим» для строительства жилого комплекса.
На основании данного решения ДД.ММ.ГГГГ между арендодателем Феодосийским городским советом и арендатором ООО «Аква-Стрим» заключен Договор аренды земельных участков, общей площадью <данные изъяты> га, расположенного адресу: <адрес> №: участок №, кадастровый номер №, участок №, кадастровый номер № на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно пункту 15 Договора аренды земельный участок № площадью <данные изъяты> га передается для строительства жилого комплекса, целевое назначение 1.13.3 – жилая застройка и общее назначение; участок № площадью <данные изъяты> га – для строительства рекреационного комплекса, целевое назначение – рекреационное назначение.
Согласно статье 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ (редакция от 31 декабря 2014 года) "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01 января 2015 года) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В связи с обращением директора ООО «Аква-Стрим» от ДД.ММ.ГГГГ об установлении вида разрешенного использования земельного участка, Администрация города Феодосии ДД.ММ.ГГГГ вынесла постановление № «Об установлении вида разрешенного использования земельного участка, которым определено: земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, участок № отнести к виду разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка.
ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 27 сессии Феодосийского городского совета 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Администрации города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ №, постановления Администрации города Феодосии № между Администрацией города Феодосии и ООО «Аква-Стрим» заключен договор № аренды земельного участка, кадастровый номер №, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №, категория земель – земли населенных пунктов, в соответствии с функциональным назначением – для строительства жилого комплекса, вид разрешенного использования – среднеэтажная жилая застройка.
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Аква-Стрим» и ООО «ИМА-Старт» заключен договора о передаче прав и обязаннотей по договору аренды земельного участка.
По общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2 и 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных, в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
При этом на основании статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 18 июня 2017 года №124-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», вплоть до утверждения в установленном ГрК РФ порядке правил землепользования и застройки, но применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области, к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 01 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, до 31 декабря 2017 года решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 4 и статьей 4.1 Закона N 191-ФЗ, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Согласно статье 2 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя", в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-ЗРК).
В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона N 38-ЗРК, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона №6-ФКЗ, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Согласно статье 7 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" разрешенным использованием земельных участков признаются виды функционального использования земельного участка в пределах его целевого назначения, определенные документами, подтверждающими право на земельный участок, землеустроительной и градостроительной документацией, утвержденной в установленном порядке до вступления в силу ФКЗ №6.
В свою очередь, особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены Положением об особенностях отнесения к определённой категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденного Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378 (далее – Положение).
Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.
Утвержденная документация по планировке территории на земельный участок с кадастровым номером № отсутствует.
В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.
Из пункта 5 следует, что изменение категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка на категорию земель и (или) вид разрешенного использования земельного участка, не предусмотренные документами, указанными в пункте 3 или 4 настоящего Положения, возможно только путем внесения изменений в указанные документы или путем принятия новых соответствующих документов.
На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", с учетом требований Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" и "Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель" (далее - Таблица).
Согласно пункту 7 Положения в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.
Далее в соответствии с пунктами 8 и 9 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 года с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.
В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 3-8 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с назначением зданий, расположенных на земельном участке, а при отсутствии зданий - категорией земель и (или) видом разрешенного использования, общим для двух и более смежных земельных участков, а при их отсутствии - в соответствии с заявленной заинтересованным лицом целью использования земельного участка. Цель использования земельного участка указывается как соответствующее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Классификатором.
Разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
Таким образом, Положением N 378 установлено сразу несколько последовательно применяемых оснований для установления категории и вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с Российским законодательством.
Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6-10 настоящего положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка согласно пункту 11 Положения.
Из пункта 15 Положения следует, что Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым или органы местного самоуправления соответствующих сельских, городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.
В соответствии с пунктом 21 Положения, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица принимает решение об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления, а в случае направления запроса Госкомрегистра в течение пяти дней с момента поступления соответствующего запроса.
Пунктом 25 Положения установлено, что подача заявления с нарушением требований установленного пунктами 23 и 24 настоящего Положения, является основанием для возврата заявления без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
В настоящее время на территории муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым отсутствуют утвержденные в порядке, установленном статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правила землепользования и застройки.
В связи с чем, Администрация города Феодосии в пределах своей компетенции с учетом целевого назначения и категории земли в связи с заявлением ООО «Аква-Стрим» приняла оспариваемое постановление, в котором установила вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> га, расположенный по адресу: <адрес>, участок № – среднеэтажная жилая застройка.
На основании пункта 2 Положения №378, категория и (или) вид использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В силу пункта 2 статьи 7 ЗК РФ вышеуказанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 ЗК РФ категория земель указывается, в частности, в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Согласно части 1 статьи ГрК 37 РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
В силу части 2 статьи 37 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 37 ГрК РФ определено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
В соответствии с частью 5 статьи 37 ГрК РФ решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Согласно части 3 статьи 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования. При этом основополагающим фактором для установления видов разрешенного использования земельного участка является категория земель данного участка.
Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержден приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2015 года N709 "О внесении изменений в классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 1 сентября 2014 года N 540". Данный классификатор не разделяет виды использования.
Положение об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 октября 2014 года N 378, так же не конкретизирует, на какие именно виды разрешенного использования земельных участков (основные, условно разрешенные, вспомогательные), оно распространяет свое действие.
Вместе с тем, согласно пункту 15 Положения N 378 органы местного самоуправления городских поселений, городских округов, осуществляющие распоряжение земельными участками, самостоятельно определяют основные и вспомогательные виды разрешенного использования.
Доводы административных ответчиков Администрации города Феодосии, Феодосийского городского совета и заинтересованных лиц «ООО «Аква-Стрим», ООО «ИМА-Старт» о том, что обязанность по установлению вида разрешенного использования земельного участка, арендуемого обществом, была исполнена органом местного самоуправления с принятием постановления от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором установлен вид разрешенного использования земельного участка – среднэтажная жилая застройка, а также то, что публичные слушания будут проведены в дальнейшем приняты судом к вниманию и основаны на законе.
Суд относится критически к доводам административного истца о нарушениях действующего законодательства при принятии Администрацией города Феодосии оспариваемого постановления от ДД.ММ.ГГГГ об установлении вида разрешенного использования земельного участка без проведения публичных слушаний, которые опровергаются материалами дела и основаны на неправильном толковании закона.
При этом как подтвердил в судебном заседании представитель Феодосийского городского совета интересы муниципального образования города Феодосии, в интересах которого административным истцом подан иск, оспариваемым постановлением не нарушены.
По смыслу и содержанию норм действующего законодательства, для признания заявления обоснованным и удовлетворения административного иска на оспариваемое постановление необходимо установление совокупности двух условий - несоответствия оспариваемых действий требованиям закона и нарушение этими действиями прав и свобод заявителя.
Совокупности указанных выше обстоятельств, при рассмотрении дела не установлено, при таких обстоятельствах оспариваемое постановление Администрации города Феодосии не может быть расценено как нарушающее права административного истца. При этом доказательств, свидетельствующих о таких нарушениях, в материалах дела не имеется, что исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.
О своем нарушенном праве административный истец узнал ДД.ММ.ГГГГ, с настоящим иском административный обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, что позволяет считать, что административное заявление подано в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления заместителя прокурора города Феодосии Пановой А.Ю. в интересах Российской Федерации, муниципального образования городской округ Феодосия к Администрации города Феодосии, Феодосийскому городскому совету, заинтересованные лица: ООО «ИМА-Старт», ООО Аква-Стрим» о признании незаконными действия, обязании совершить определенные действия отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий И.С.Глухова
Решение в окончательной форме изготовлено 04 июля 2018 года.