Судья Байгозин Н.В. Дело № 33-3491/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:
председательствующего Анисимовой В.И.,
судей Глуховой И.Л., Рогозина А.А.,
при секретаре Шибановой С.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске 24 июля 2017 года гражданское дело по апелляционной жалобе Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области на решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2017 года, которым
исковые требования администрации муниципального образования «<данные изъяты>» о признании права собственности на невостребованную земельную долю удовлетворены.
Прекращено право собственности на земельную долю умершего собственника ИЛА, площадью <данные изъяты> га, земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного ранее ТОО «<данные изъяты>», <данные изъяты> района Удмуртской Республики
Признано право собственности муниципального образования <данные изъяты> на невостребованную земельную долю умершего собственника ИЛА, площадью <данные изъяты> га, на праве общей долевой собственности в земельном участке с кадастровым номером №, предоставленного ранее ТОО «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Удмуртской Республики (администрация в <адрес>).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Глуховой И.Л., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация муниципального образования «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Удмуртской Республики (далее – Администрация МО «<данные изъяты>») обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее – МТУ Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области) о признании права муниципальной собственности на невостребованную земельную долю. В обоснование указала, что в рамках действовавшего законодательства в общую долевую собственность граждан были предоставлены земельные участки категории земель сельскохозяйственного назначения из состава земель, предоставленных ранее колхозу «<данные изъяты>» <данные изъяты> района УР, общей площадью земельных долей <данные изъяты> га сельскохозяйственных угодий, с определением доли собственника в размере <данные изъяты> га. Право на земельную долю приобрел, в том числе, ИЛА, что подтверждено выданным ему свидетельством на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" Администрацией МО «<данные изъяты>» был составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в который включен и ИЛА Данный список был опубликован в районной газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. №. Проведенное ДД.ММ.ГГГГ. общее собрание собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером № признано несостоявшимся из-за отсутствия кворума, в связи с чем постановлением Администрации МО <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. был утвержден список лиц, земельные доли которых признаны невостребованными. Поэтому со ссылкой на ст.12.1 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" истец просил прекратить право собственности умершего ИЛА на земельную долю площадью <данные изъяты> га земельного участка с кадастровым номером №, предоставленного ранее ТОО «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Удмуртской Республики, и признать право собственности муниципального образования «<данные изъяты>» на указанную невостребованную земельную долю.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ по заявлению представителей МО «<данные изъяты>» и МТУ Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области дело рассмотрено в их отсутствие.
Судом вынесено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к данному ответчику. Полагает, что судом неполно исследован вопрос о круге наследников умершего собственника земельной доли, фактически принявших наследство. Указывает, что ответчик не был проинформирован ни нотариусом, ни администрацией МО «<данные изъяты>» о наличии земельных участков с признаками выморочного имущества. В опубликованных истцом списках собственников невостребованных земельных долей Российская Федерации не значилась, в силу чего ответчик не мог направить свои возражения в установленный срок. Поскольку РФ стало известно о земельных долях, имеющих признаки выморочного имущества, только по получении данного иска, неправомерен вывод суда о том, что РФ не распорядилась указанными земельными долями в установленный законом срок.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, судебная коллегия, проверив законность решения суда в соответствии с п.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, оснований его отмены не находит.
В соответствии с п.5 ст.79 ЗК РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно п.1 ст.1 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» названный Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Положениями вышеуказанного закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.
В соответствии с п.1 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд признается невостребованной земельной долей в установленном порядке.
При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в ЕГРП, не могут быть признаны невостребованными земельными долями.
В соответствии с п.2 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Согласно п.4 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
В силу п.5 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
В соответствии с п.6 ст.12.1 п.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Согласно п.7 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ИЛА являлся собственником земельной доли в праве общей долевой собственности на земельный участок колхоза «<данные изъяты>» с разрешенным использованием « сельскохозяйственное производство», с кадастровым номером №, находящийся по адресу: Удмуртская Республика, <данные изъяты> район, ТОО «<данные изъяты>» с размером доли <данные изъяты> га, что подтверждено выданным свидетельством на право собственности на землю серии <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.9-10).
Согласно актовой записи о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ. ИЛА умер ДД.ММ.ГГГГ. Из ответа нотариуса следует, что после смерти ИЛА за оформлением наследственных прав никто не обращался, наследственное дело не открывалось ( л.д.24).
Согласно справки Администрацией МО «<данные изъяты>», выданной на основании похозяйственных книг, на момент смерти ИЛА по месту ее постоянного жительства совместно с ним никто не проживал и не был зарегистрирован.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике право на спорную земельную долю в праве общей собственности ИЛА не зарегистрировано.
То обстоятельство, что истцом соблюден порядок признания спорных земельных долей невостребованными, подтверждается опубликованными в газете «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ. № списками невостребованных земельных долей, информационным сообщением о проведении ДД.ММ.ГГГГ. общего собрания собственников земельных долей на земельный участок с кадастровым номером №, а также копией постановления Администрации МО «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ., утвердившим, в связи с несостоявшимся собранием при явке 6 участников, список невостребованных земельных долей.
После смерти ИЛА Российская Федерация в лице его территориального органа ТУ Росимущества в УР своих прав на данное имущество в порядке наследования не заявляло и не оформляло, право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не регистрировало, не выражало намерения распорядиться земельной долей и не использовало земельную долю по назначению более трёх лет подряд, что свидетельствует о невостребованности указанной земельной доли.
Не были направлены указанным органом и письменные возражения в адрес истца о включении указанной земельной доли в список невостребованных.
В соответствии с п.8 ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном названной статьей порядке невостребованными.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований Администрации МО «<данные изъяты>» <данные изъяты> района Удмуртской Республики в отношении принадлежавшей ИЛА земельной доли, поскольку истцом указанная земельная доля обоснованно признана невостребованной с соблюдением положений Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», который предусматривает право органа местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обратиться в суд с такими требованиями.
При этом чьи-либо права на выражение своего волеизъявления в отношении указанной невостребованной земельной доли нарушены не были.
С мотивами, приведенными в обоснование данных выводов суда, судебная коллегия согласна, поскольку они не противоречат обстоятельствам настоящего дела и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно ст. 1151 ГК РФ (в редакции, действующей до 23 июля 2013 года на момент смерти собственников спорных земельных долей) в случае, если отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» следует, что на основании п.3 ст.1151 ГК РФ, а также ст.4 Федерального закона от 26.11.2001г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п.5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008г. № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п.50 указанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п.1 ст.1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующий отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, не содержит запрета на признание за органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Вместе с тем, положения ст. 1151 ГК РФ не могут являться препятствием для признания выморочных земельных долей невостребованными и в дальнейшем для признания права муниципальной собственности на них. Возможность признания выморочных земельных долей невостребованными установлена п. 2 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
С учётом изложенного, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что МТУ Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области является надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям в отношении земельной доли ИЛА, после смерти которого наследство никем не принято.
Судом установлено и не оспорено ответчиком, что МТУ Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области при соблюдении истцом процедуры признания спорной земельной доли невостребованной по правилам ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило своих прав на указанную земельную долю. Спорное имущество до настоящего времени в реестре федерального имущества не учтено, свидетельства о праве на выморочное имущество налоговым органом не получены, следовательно, Российская Федерация не приняла данное имущество в собственность в установленном законом порядке по правилам, установленным для выморочного имущества.
Доводы жалобы о том, что истцом не предприняты все меры по установлению наследников умершего собственника земельной доли согласно установленной ГК РФ очередности, по которой МТУ Росимущества по Удмуртской Республике и Кировской области привлечено в качестве ответчика, противоречат материалам дела. Факт отсутствия наследников, принявших наследство после смерти ИЛА, подтвержден исследованными доказательствами, что позволяет признать принадлежавшую ей земельную долю невостребованной при соблюдении установленной ст.12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» процедуры, и влечет признание права муниципальной собственности на эту долю.
Судебной коллегией отклоняются также доводы ответчика о том, что он не имел возможности заявить о своих правах на спорную земельную долю, поскольку узнал о них только после получения искового заявления. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не обязывает орган местного самоуправления при решении вопроса о признании земельных долей невостребованными уведомлять уполномоченный распоряжаться выморочным имуществом государственный орган о существовании выморочных земельных долей. Равно такая же обязанность не возлагается данным Федеральным законом, а также и Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1 и на нотариуса.
Порядок уведомления заинтересованных лиц о включении земельной доли в список невостребованных земельных долей установлен п. 4 ст. 12.1 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и является единым для всех заинтересованных лиц. Данный порядок Администрацией МО «<данные изъяты>» был соблюден.
Этот порядок, вопреки утверждению ответчика, не предусматривает обязанности указывать в публикуемом в средстве массовой информации и на официальном сайте в сети интернет списке невостребованных земельных долей сведения о том, что земельные участки являются выморочными.
Данные обстоятельства при соблюдении Администрацией МО «<данные изъяты>» порядка признания земельной доли невостребованной являются основаниями для признания этой доли невостребованной и признания права муниципальной собственности на неё.
Таким образом, при разрешении дела судом верно установлены юридически значимые обстоятельство, не допущено нарушений в применении норм материального и процессуального права, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ. Оснований для отмены решения суда в соответствии с доводами апелляционной жалобы коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Сюмсинского районного суда Удмуртской Республики от 03 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: