Дело № 5-3578/2017.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Сыктывкар 25 октября 2017 года
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Станкин Д.А.,
при участии:
представителя ОВМ УМВД России по г. Сыктывкару Большевой А.С.,
иностранного гражданина Ляху М.,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Молдова
Ляху М., ...
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л:
УФМС России по Республике Коми в г. Сыктывкаре в суд предоставлен администра-тивный материал о привлечении Ляху М. к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об АП по факту нарушения правового положения иностранных граждан
в Российской Федерации.
В судебном заседании Ляху М. факт совершения административного правонару-шения не оспаривал, одновременно указав о наличии на территории РФ фактических брачных отношений и несовершеннолетнего ребенка, имеющего гражданство РФ.
Представитель административного органа на привлечении виновного лица к административной ответственности настаивала.
Заслушав явившихся лиц, исследовав представленный административный материал, опросив свидетеля ... Т.Е., подтвердившей совместное проживание с ** ** ** с привлекаемым лицом, наличие совместного ребенка, намерение в дальнейшем вести совместное хозяйство, суд приходит к следующему.
Согласно протоколу № ... об административном правонарушении от ** ** **, Ляху М., с ** ** ** пребывал на территории Российской Федерации
с нарушением режима пребывания, выразившемся в уклонении от выезда из РФ по истечении определенного срока пребывания, а именно, Ляху М. въехал на территорию РФ ** ** ** через КПП «...». ** ** ** решением № ... отделения по вопросам миграции ОМВД России по г. Сосногорску гражданину ... Ляху М. был сокращен срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина до ** ** **
Таким образом, Ляху М. необходимо было выехать из РФ до ** ** **, однако он
не предпринял никаких мер для выезда из Российской Федерации, чем нарушил п. 2 ст. 5
ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и ст. 25.10 ФЗ от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Россий-скую Федерацию».
Нормой ст. 62 Конституции РФ установлено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Основными нормативным правовым актом, устанавливающим эти правила, является Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлены срок действия визы или срок временного пребывания, либо ему выданы новая виза, или разрешение на временное проживание, или вид на жительство, либо у него приняты заявление и иные документы, необходимые для получения им разрешения на временное проживание в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона, либо федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции), принято ходатайство работодателя или заказчика работ (услуг) о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста или заявление работодателя или заказчика работ (услуг) о продлении срока действия разрешения на работу, выданного такому высококвалифицированному специалисту в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В силу ст. ???, 3.2, 3.3, 3.10 КоАП РФ, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, предусмот-ренное ст. 18.8 КоАП РФ, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статья 2.6 КоАП РФ устанавливает, что находящиеся на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях с гражданами РФ (особые правила действуют лишь в отношении лиц, пользующихся соответствующими привилегиями и иммунитетами).
Согласно п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица,
за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч. 1).
Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, являются установленный порядок управления в виде режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, общественный порядок, а также безопасность личности, общества и государства.
В соответствии со ст. 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ** ** **
в отделе по вопросам миграции выявлен гражданин ... Ляху М., допустивший нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся
в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания. Вина Ляху М. подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, копией паспорта, письменным объясне-нием и иными собранными по делу доказательствами. Таким образом, действия Ляху М. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмот-ренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Частью 4 ст. 3.10 Кодекса РФ об АП предусмотрено, что при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение
о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
При этом материалами дела об административном правонарушении достоверно подтверждается факт совместного проживания Ляху М. с ... Т.Е. и наличия у них совместного ... ребенка (... М.М** ** ** являющейся гражданкой Российской Федерации и проживающей на территории данного государства совместно
с матерью.
В соответствии с п. 2 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ въезд
в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства
не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства вынесено решение об административном выдворении за пределы Российской Федерации, о депортации либо передаче Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, –
в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи Российской Федерацией иностранному государству
в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что
не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права
на уважение семейной жизни Ляху М.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий
(в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств. Приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.
Таким образом, назначение Ляху М. административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Признать гражданина Молдова – Ляху М., ... виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ему администра-тивное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (Две тысячи) рублей
без выдворения за пределы Российской Федерации.
Оплата штрафа производится по реквизитам: ...
Разъяснить, что согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов
(ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Д.А. Станкин