РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Дело № 3а-115/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 декабря 2018 года г. Калининград
Калининградский областной суд в лице судьи Шкуратовой А.В.,
при секретаре Корженко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шорохова Евгения Сергеевича к Правительству Калининградской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калининградской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской
области в лице его филиала, администрации МО «Гурьевский городской
округ» об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ :
Шорохов Е.С. обратился в суд с названным выше административным иском, указав с учетом поданных уточнений административных требований (л.д. 95 - 98), что является собственником земельного участка с кадастровым номером № категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для организации проезда, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в пос. Петрово Гурьевского района Калининградской области, кадастровая стоимость которого определена в размере 5442629,42 руб. по состоянию на 28.08.2014 года – дату постановки земельного участка на учет.
Сославшись на неверное определение ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» в лице его филиала кадастровой стоимости указанного земельного участка, которая на основании пунктов 1.2.16, 2.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № не рассчитывается, а устанавливается в размере 1 рубля за весь земельный участок с разрешенным использованием для организации проезда, Шорохов Е.С. просил суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № равной 1 рублю.
В судебном заседании представитель Шорохова Е.С. – Корнаков А.С. просил заявленные административные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Калининградской области Малашевич А.Г. против удовлетворения административного иска возражала, настаивала на правильности примененного административным ответчиком подхода к расчету и установлению кадастровой стоимости находящегося в собственности Шорохова Е.С. земельного участка с кадастровым номером №, с разрешенным использованием для организации проезда, указав, что пункты 1.2.16, 2.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39, на которые административный истец ссылается в обоснование заявленных требований, применялись исключительно к земельным участкам общего пользования, не подлежащим в силу запрета, установленного пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, приватизации.
Шорохов Е.С., представители администрации МО «Гурьевский городской округ», Правительства Калининградской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Калининградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Материалами дела подтверждено, что Шорохов Е.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером № категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для организации проезда, площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного в пос. Петрово Гурьевского района Калининградской области (л.д. 9, 99), поставленного на государственный кадастровый учет 28.08.2014 г. (л.д.10).
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости вышеуказанного земельного участка следует, что его кадастровая стоимость определена по состоянию на 28.08.2014 г. на основании Постановления Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 в размере 5442629,42 руб., сведения о кадастровой стоимости внесены в государственный кадастр недвижимости 28.08.2014 г. (л.д. 100).
Как установлено судом, сведения о земельном участке с кадастровым номером № с разрешенным использованием для организации проезда внесены в Единый государственный реестр недвижимости 28 августа 2014 года на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером №, имевшего вид разрешенного использования для организации проезда.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, в соответствии с требованиями земельного законодательства при разделе земельного участка с кадастровым номером № образуемому земельному участку, которому был впоследствии присвоен кадастровый номер №, был установлен вид разрешенного использования для организации проезда.
Постановлением Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Калининградской области, учтенных в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012 года.
Названным нормативным правовым актом преобразованный в 2014 году земельный участок с кадастровым номером № отнесен к 13 группе видов разрешенного использования, его кадастровая стоимость установлена в размере 5625550,02 руб. (пункт 43744 таблица 1 приложения), удельный показатель кадастровой стоимости земель для 13 вида разрешённого использования для кадастрового квартала № утвержден в размере 247,19 руб. (пункт 834 таблица №2 приложения).
Согласно Постановлению Правительства Калининградской области от 29 августа 2013 года № 641, к 13 группе разрешенного использования отнесены земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков установлен в разделе 2 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утверждённых Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12 августа 2006 года № 222.
Согласно пункту 2.1.17 Порядка, в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
В соответствии с положениями ст. 24.19 ФЗ «Об оценочной деятельности» при осуществлении внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Полномочия по определению кадастровой стоимости ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
Указанными полномочиями Приказом Россреестра от 12.05.2015 № П/210 наделено федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».
Исходя из представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области информации, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № при образовании из земельного участка с кадастровым номером № путем его раздела была рассчитана как произведение площади земельного участка с кадастровым номером № – <данные изъяты> кв. м и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № – 247,19 руб. за кв. м, в результате чего получилась величина в размере 5442629,42 руб., внесенная административным ответчиком в качестве кадастровой стоимости образованного земельного участка с кадастровым номером № в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости.
Приведенный расчет полностью соответствует требованиям изложенных выше нормативных правовых актов, исходные данные, использованные в расчете, утверждены в установленном порядке соответствующим органом государственной власти.
В соответствии с абз. первым ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления в комиссии и в суде.
Под оспариванием результатов определения кадастровой стоимости понимается предъявление любого требования, возможным результатом удовлетворения которого является изменение кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Так, результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления следующих требований:
об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости);
об оспаривании решения или действия (бездействия) Комиссии.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Исходя из установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу о том, что искажения данных земельного участка с кадастровым номером №, на основаниикоторых определялась его кадастровая стоимость, не допущено, в связи с чем административные требования Шорохова Е.С. об установлении судом кадастровой стоимости земельного участка равной 1 рублю подлежат оставлению без удовлетворения.
Шороховым Е.С. заявлены, в том числе, и требования о признании незаконным и об отмене решения административного ответчика от 02.10.2018 года №.
Приведенные Шороховым Е.С. реквизиты письма соответствуют имеющемуся в материалах дела ответу филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Калининградской области на обращение Шорохова Е.С. об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № равной одному рублю, в чем ему было отказано. Фактически данные требования административного истца также сводятся к несогласию с кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка и самостоятельными в рассматриваемом деле не являются.
Доводы административного истца о том, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве собственности земельного участка, подлежащего отнесению к 16 группе разрешенного использования, в силу пункта 2.5 Приказа Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 г. № 39 не должна рассчитываться и подлежала установлению равной одному рублю за земельный участок, суд считает несостоятельными, поскольку земельный участок с кадастровым номером № образован путем раздела из земельного участка с кадастровым номером №, отнесенного к 13 группе разрешенного использования, в связи с чем в силу пункта 3 статьи 11.2 ЗК РФ он правомерно отнесен к 13 группе разрешенного использования земель.
Кроме того, в 16 группу разрешенного использования включены земельные участки, относящиеся к территории общего пользования, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц и которые не могут быть переданы в частную собственность в силу прямого законодательного запрета (пункт 12 статьи 85 ЗК РФ).
Руководствуясь статьями 175-180, 248-249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Шорохова Е.С. об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Калининградского областного суда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2018 года.
Судья Калининградского
областного суда А.В. Шкуратова