Дело № 2-1190/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 сентября 2011г. c.Усть-Кулом
Мировой судья Усть-Куломского судебного участка Барбуца О.В.,
при секретаре Куровой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Пашниной <ФИО1> к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о взыскании расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
Пашнина Т.Ж. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению -Управлению Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми о взыскании оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно как неработающий пенсионер, поскольку ответчик добровольно оплатить проезд отказывается.
В судебном заседании Пашнина Т.Ж. не присутствовала, о месте и времени рассмотрения дела была извещена надлежаще, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Представитель ответчика, ведущий специалист отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми <ФИО2> иск не признал и пояснил, что Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты…» внесены изменения в Закон РФ от 19.02.1993г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». При этом статья 4 названного Закона определила затраты на проезд неработающих пенсионеров к месту отдыха и обратно расходными обязательствами РФ, а статья 34 этого же Закона устанавливает, что компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории РФ и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 года № 176 утверждены «Правила компенсации на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории РФ и обратно», которые определяют… порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам к месту отдыха и обратно и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года. Пунктом 2 названного Постановления установлено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией Правил, утвержденных настоящим Постановлением, осуществляется за счет федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда РФ, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов РФ.
В соответствии с пунктом 7 Правил заявление о компенсации в виде представления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, по установленной форме, пенсионер подает в территориальный орган ПРФ по месту жительства с предъявлением путевки, курсовки или иного документа, являющегося для пребывания пенсионера в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха. Согласно пункту 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, по установленной форме, пенсионер подает в территориальный орган ПФР по месту жительства с приложением документов, выданными транспортными организациями, и отрывных талонов к документу, подтверждающему пребывания пенсионера в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Вопрос о компенсации стоимости проезда в случае отдыха пенсионера за пределами Российской Федерации исчерпывающим образом определен законодательством. В соответствии с буквальным толкованием Закона от 19.02.1993 №4520-1 и Постановления от 01.04.2005 № 176 компенсации подлежит проезд к месту отдыха, расположенному на территории Российской Федерации.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему мнению.
Согласно статье 34 Закона РФ « О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19.02.1993г. (в ред. от 29.12.2004 года) компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовой пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно на территории РФ и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством РФ.
В целях реализации статьи 34 указанного Закона Постановлением Правительства РФ от 1 апреля 2005 года № 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно.
Согласно пункту 3 Правил, компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов.
В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил к заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха и обратно на территории РФ и обратно раз в два года гарантирована статьей 34 Закона «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула к Закону). Таким образом, отсутствие или наличие права на предоставление компенсации не может быть поставлено в зависимость, в данном случае, от выбранного гражданином места отдыха. Ограничение права пенсионеров на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз два года к месту отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа, полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию, и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает организованно (по путевке, курсовке и другим документам).
Такое ограничение противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Схожей льготой пенсионеры пользовались ранее в соответствии с пунктом 15 Постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года № 76, в том числе при выезде на отдых за пределы Российской Федерации. Закон РФ от 19 февраля 1993 года №4520 не предусмотрел норм относительно установления порядка компенсации расходов по проезду пенсионерам, отдыхавшим на территории других государства. В то же время с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан нельзя отрицать право этих пенсионеров на получение такой компенсации.
Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена льгот компенсационного характера допустима только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения. Такая правовая позиция неоднократно выражена в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Отсутствие нормативного порядка компенсации не умаляет права пенсионеров на равное отношение со стороны государства.
Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся за пределами Российской Федерации. Пенсионеры по старости, проработавшие в таких районах соответственно 15 и 20 лет имеют право на бесплатный проезд один раз в 2 года к месту отдыха и обратно.
Пашнина Т.Ж. является пенсионером по возрасту, получает государственную пенсию. Льготным проездом ранее не пользовалась, то есть право на оплату льготного проезда на 2011 год имеет. Пребывание в месте отдыха подтверждается представленными использованными проездными билетами и объяснениями истца. У суда нет оснований не доверять указанным доказательствам. Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные билеты не были использованы, суду не представлено.
Управление Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе РК должно нести ответственность по иску, поскольку по Положению об Управлении Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми, Управление входит в систему Пенсионного фонда России, является юридическим лицом, может нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно представленным проездным билетам и справкам стоимость проезда к месту отдыха и обратно составляет 9 243,82 рублей, которая подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
Расчет стоимости проезда:
- автобусный билет по маршруту <ОБЕЗЛИЧИНО> - 600 рублей,
- железнодорожный билет <ОБЕЗЛИЧИНО>) 1 659,60 рублей,
- авиабилет <ОБЕЗЛИЧИНО> - 1 384,22 рублей (11995 рублей х 0,1154 (коэффициент для расчета стоимости проезда до границы Российской Федерации),
-авиабилет - <ОБЕЗЛИЧИНО> - 5000 рублей,
- автобусный <ОБЕЗЛИЧИНО> - 600 рублей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, мировой судья
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 9 243,82 рублей в пользу Пашниной <ФИО1>.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Усть-Куломском районе Республики Коми государственную пошлину в местный бюджет в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Усть-Куломский районный суд через Усть-Куломский судебный участок в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мировой судья О.В. Барбуца