Именем Российской Федерации
12 декабря 2014 года г. Муром Владимирской области
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Синицыной О.Б.
при секретаре Шероновой Е.А.
с участием прокурора Лобаненковой И.Ю.,
представителя ответчика МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» Волковой Н.Ю.,
представителя ответчика Муниципального образования Муромский район Владимирской области в лице администрации Муромского района Владимирской области Ильиной Ю.С.,
представителя ответчика Управления образования администрации Муромского района Хохловой О.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Муроме гражданское дело по иску Муромского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа», муниципальному образованию Муромский район Владимирской области и Управлению образования администрации Муромского района Владимирской области о возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Муромский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределен-ного круга лиц, с иском к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа», Муници-пальному образованию Муромский район Владимирской области и просит:
Обязать муниципальное образование Муромский район в лице адми-нистрации Муромского района выделить денежные средства, необходимые для:
- проведения ремонта кровли здания муниципального бюджетного образовательного учреждение «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также кровли и частично разрушенной стены здания спортивного зала структурного подразделения школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а;
- проведения ремонта с целью устранения трещин и деформаций на потолках коридора на 2 этаже здания школы по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также в потолках и стенах здания спортивного зала структурного подразделения школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а;
- проведения ремонта ограждения территории структурного подразделения школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а;
- установки кнопок тревожной сигнализации в зданиях школы и ее структурных подразделений, расположенных по адресам: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а, с. Степаньково, ул. Центральная, д. 2а.
2. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» организовать проведение работ по приведению зданий и территории школы и ее структурного подразделения, расположенных по адресам: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а, в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно:
- произвести ремонт кровли здания школы по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также кровли и частично разрушенной стены здания спортивного зала структурного подразделения школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а;
- устранить трещины и деформации в потолках коридора на 2 этаже здания школы по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также в потолках и стенах здания спортивного зала структурного подразделения школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1 а;
- устранить проемы в ограждении территории школы по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также территории структурного подраз-деления школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д.1а;
- установить кнопки тревожной сигнализации в зданиях школы и ее структурных подразделений, расположенных по адресам: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а, с. Степаньково, ул. Центральная, д. 2а.
3. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чаа-даевская средняя общеобразовательная школа» прекратить эксплуатацию спортивного зала школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а до окончания работ по ремонту фасада кирпичной стены и кровли здания спортивного зала.
Определением суда от 14 октября 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования администрации Муромского района.
В обосновании заявленных требований прокурор указал, что 12.08.2014 года Муромской городской прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства об образовании в МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа», в том числе по соблюдению требований санитарных норм и правил, а также безопасности при организации образовательного процесса.
В ходе проверки были выявлены нарушения федерального законодательства о безопасности зданий и сооружений, а именно: в здании школы на потолке в коридоре второго этажа имеются неровности, трещины, образовавшиеся в результате протечек кровли. В спортивном зале структурного подразделения школы на потолках и стенах имеются неровности, трещины, образовавшиеся в результате протечек кровли. В ограждении территории школы имеются проемы, проломы, что не исключает доступ на территорию посторонних лиц, автотранспорта, животных и не обеспечивает безопасность жизни и здоровью обучающихся. Кроме того, в зданиях школы и её структурных подразделений, расположенных по адресам: Муромский р-он, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а, с. Степаньково, ул. Центральная, д. 2а, отсутствуют кнопки тревожной сигнализации.
В судебном заседании помощник Муромского городского прокурора Лобаненкова И.Ю. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразователь-ная школа» Волкова Н.Ю. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика муниципального образования Муромский район в лице администрации Муромского района Владимирской области Ильина Ю.С. по иску возражала, указав, что администрация Муромского района является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройству прилегающих к ним территорий, а также осуществлению функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования Муромский район для подведомственных муниципальных образовательных организаций возложено на управление образования администрации Муромского района. На основании решения .... от 13.12.2013 года №69 «О бюджете Муромского района на 2014 год и на плановый период 2015 – 2016 годов» из местного бюджета муниципального образования Муромский район на 2014 год главному распорядителю бюджетных средств - Управлению образования администрации Муромского района распределены соответствующие денежные средства, которые в соответствии с полномочиями должны быть распределены для подведомственных образовательных организаций.
Представитель ответчика Управления образования администрации Муромского района Хохлова О.В. по иску возражала, по тому основанию, что комиссией по приемке образовательных учреждений Муромского района к 2014 – 2015 учебному году, в состав которой входил представитель .... .... здание и территория МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» признана соответствующей требованиям СанПиН. Кроме того, являясь распорядителем бюджетных средств, управление образования Муромского района может распределять бюджетные средства только в том объеме, в котором они выделены финансовым управлением администрации Муромского района, в то время как на 2014-2015 год денежные средства на проведение ремонта здания МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа», установки кнопки тревожной сигнализации не заложены.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив письменные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению в части.
В судебном заседании установлено, что 12.08.2014 года Муромской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа».
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно статье 31 Закона РФ от 10 июля 1992г. N 3266-1 "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов.
В соответствии со статьей 32 Закона образовательное учреждение самостоя-тельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Статьей 51 Закона установлено, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Постановлением .... от 19 марта 2001 года № 196 утверждено Типовое положение об общеобразовательном учреждении.
Согласно пункту 14 Положения учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктами 75 и 76 указанного Типового положения деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства.
Согласно Уставу МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» является муниципальным бюджетным учреждением, не наделенным правом собственности на имущество, закрепленное за ним в установленном порядке Учредителем.
Уставом муниципального бюджетного образовательного учреждения "Чада-евская средняя общеобразовательная школа" установлено, что Учредителем бюджетного образовательного учреждения является муниципальное образование Муромский район Владимирской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет управление образования администрации Муромского района.
Собственником имущества МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразо-вательная школа является муниципальное образование Муромский район Владимирской области.
Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
На основании решения .... от 13.12.2013 года № 69 «О бюджете Муромского района на 2014 год и на плановый период 2015 – 2016 годов» из местного бюджета муниципального образовании Муромский район на 2014 год распределены денежные средства в размере 145127, 2 тыс. руб. – главному распорядителю бюджетных средств – управлению образования, что составляет 65,7 % от расходов бюджета Муромского района. Согласно проекту бюджета на 2015 год в рамках муниципальной программы «Развитие образования Муромского района на 2014 – 2017 годы» управлению образования распределено 161795, 4 тыс. руб.
При указанных обстоятельствах требования Муромского городского прокурора к Муниципальному образованию Муромский район в лице администрации Муромского района Владимирской области, Управлению образования администрации Муромского района об обязании выделения денежных средств удовлетворению не подлежат, поскольку суд не может вмешиваться в финансовую деятельность органов местного самоуправления, в противном случае, решение суда будет противоречить принципам, закрепленным Конституцией РФ и Бюджетным кодексом.
Согласно статье 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в образовательных учреждениях должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, и выполняться требования санитарного законодательства. Данные меры предполагают обязанность по соблюдению санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате:
1) разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей;
2) разрушения всего здания, сооружения или их части;
3) деформации недопустимой величины строительных конструкций,
основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей
территории;
4) повреждения части здания или сооружения в результате деформации,
перемещений либо потери устойчивости несущих строительных
конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Постановлением .... от 29.12.2010 N189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемио-логические требования к условиям и организации обучения в общеобразо-вательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Согласно пункту 3.1 Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ о 29 декабря 2010 года N 189, территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
В соответствии с пунктами 4.28, 4.29 Санитарно-эпидемиологических правил потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств.
Пунктами 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 года № 35-ФЗ, одним из принципов противодействия терроризму в РФ является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Пунктом 5.39 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения» предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».
Согласно ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
В результате ненадлежащего исполнения учреждением возложенной законом обязанности по охране здоровья учащихся, а именно осуществление образовательного процесса в кабинетах, не соответствующих санитарно – гигиеническим требованиям, а также нахождением ограждения школы в ненадлежащем состоянии нарушаются права неопределенного круга лиц: учащихся, учителей и иных работников школы.
Отсутствие в школе тревожной кнопки препятствует экстренному сообщению органам внутренних дел о действиях противоправного характера, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в школе, и также влечет нарушение прав неопределенного круга лиц и несовершеннолетних учащихся на охрану жизни и здоровья.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств по делу, суд полагает, что исковые требования Муромского городского прокурора в интересах неопределённого круга лиц к МБОУ «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Муромского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить в части.
Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» в срок до 01 сентября 2015 года организовать проведение работ по приведению зданий и территории школы и ее структурного подразделения, расположенных по адресам: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а, в соответствие с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», а именно:
- произвести ремонт кровли здания школы по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также кровли и частично разрушенной стены здания спортивного зала структурного подразделения школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а;
- устранить трещины и деформации в потолках коридора на 2 этаже здания школы по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также в потолках и стенах здания спортивного зала структурного подразделения школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а;
- устранить проемы в ограждении территории школы по адресу: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, а также территории структурного подраз-деления школы по адресу: Муромский район, с. Степаньково, ул. Школьная, д.1а;
- установить кнопки тревожной сигнализации в зданиях школы и ее структурных подразделений, расположенных по адресам: Муромский район, с. Чаадаево, ул. Новая, д. 21, с. Степаньково, ул. Школьная, д. 1а, с. Степаньково, ул. Центральная, д.2 а.
3. Обязать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Чаадаевская средняя общеобразовательная школа» прекратить эксплуатацию спортивного зала школы по адресу: Муромский район, с Степаньково, ул. Школьная, д. 1а до окончания работ по ремонту фасада кирпичной стены и кровли здания спортивного зала.
В остальной части исковых требований Муромскому городскому прокурору отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Б. Синицына