Дело № 2-238-13
Решение
Именем Российской Федерации
г. Пермь 28 февраля 2013 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Суворовой К.А.,
при секретаре Щетниковой Ю.Ю.,
с участием представителя ответчика Летягина Е.В., действующего на основании доверенности от 08.01.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ширинкина И.Ю. к НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст.Пермь-2 ОАО «РЖД»» о признании действий незаконными, компенсации морального вреда,
установил:
Истец обратился в суд с иском о признании неправомерными действий ответчика, выразившиеся в не выдаче истцу, как врачу-..., средств индивидуальной защиты: 4-х халатов хлопчатобумажных, 4-х колпаков хлопчатобумажных, фартука непромокаемого и 1 пары резиновых перчаток, также просит компенсировать моральный вред в размере ... руб.
Свои требования мотивирует тем, что работает в НУЗ «ОКБ на ст.Пермь-2 ОАО «РЖД»» врачом... с 15.03.2005. Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, эти средства ему не выдавались с 2005 года. Эти бездействия являются незаконными, нарушают ст.221 ТК РФ, противоречат Нормам бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организацией здравоохранения, утвержденным Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 № 65. Не предоставление ему перечисленных средств индивидуальной защиты нарушает его законные права и интересы, является несоблюдением норм охраны труда, создает угрозу его здоровью и здоровью иных лиц.
Истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, от них поступили телефонограммы о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель ответчика иск не признал, показал, что настоящее дело подлежит прекращению, т.к. 07.08.2012 определением Дзержинского районного суда г.Перми был принят отказ от иска Пермского транспортного прокурора в интересах Ширинкина И.Ю. к НУЗ «ОКБ на ст.Пермь-2 ОАО «РЖД»» о возложении обязанности обеспечить врача-... Ширинкина И.Ю. средствами индивидуальной защиты: 4 халатами хлопчатобумажными, 4 колпаками хлопчатобумажными, 1 фартуком непромокаемым, 1 парой резиновых перчаток, производство по делу прекращено. Данные иски тождественны, следовательно, производство по делу подлежит прекращению, кроме этого, им представлен письменный отзыв на исковое заявление.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, также материалы гражданского дела № 2-2670-12 Дзержинского районного суда г.Перми, суд считает иск не подлежащим удовлетворению.
Судом установлено, что Ширинкин И.Ю. 05.08.1986 принят на должность врача бактериолога в Узловую больницу ст.Пермь-Сортировочная Свердловской железной дороги, 01.11.1993 принят переводом в Отделенческую больницу ст.Пермь-2 на должность врача-отоларинголога, 15.03.2005 принят переводом в НУЗ «ОКБ на ст.Пермь-2 ОАО «РЖД»» на должность врача-отоларинголога в амбулаторно-поликлиническое отделение № 1. 22.07.2012 истец уволен по собственному желанию.
Согласно личным карточкам учета выдачи средств индивидуальной защиты, в 2005 году истец получил 2 медицинских халата, 27.06.2012 – халат хлопчатобумажный.
Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая клиническая больница на станции Пермь-2 Открытого акционерного общества «Российские железные дороги»» создано с целью охраны здоровья граждан посредством выполнения медицинских работ и услуг по оказанию доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий и медицинских экспертиз, а также медицинское обеспечение безопасности движения поездов (п. 1.6. Устава).
В соответствии с п. 1.7. Устава, учреждение осуществляет медицинскую деятельность; деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III; фармацевтическую деятельность; научно-исследовательскую деятельность; а также деятельность по мобилизационной подготовке, гражданской обороне, включающую в себя работу с материальными ценностями мобилизационного резерва, работу, связанную с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации и внутренними документами учредителя.
В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса Российской Федерации к отношениям, регулируемым данным Кодексом относятся трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения по: организации труда и управлению трудом; трудоустройству у данного работодателя; профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях; материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда; надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; разрешению трудовых споров.
Пунктом 3 ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Особенности правового регулирования обеспечения прав работников на охрану труда урегулированы в главе 36 Трудового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 1 ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 610 «Об утверждении положения о министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» утверждено положение о министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пункта 5.2.31 данного положения, министерство труда и социальной защиты Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Министерство самостоятельно принимает типовые нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированной специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты.
К средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты (изолирующие костюмы, средства защиты органов дыхания, средства защиты рук, средства защиты головы, средства защиты лица, средства защиты органа слуха, средства защиты глаз, предохранительные приспособления).
Ранее до принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 610 «Об утверждении положения о министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» действовало Постановление Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 г. № 480 «Об утверждении положения о министерстве труда и социального развития Российской Федерации», которым утверждено Положение о министерстве труда и социального развития Российской Федерации.
В соответствии с п. 8.12 данного положения, министерству труда и социального развития Российской Федерации для осуществления возложенных на него задач и функций предоставлено право: утверждать нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты и вносить в эти нормы по предложениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации изменения и дополнения, утверждать по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи.
В пределах полномочий Министерством труда и социального развития Российской Федерации принято постановление от 29.12.1997 г. № 68 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты».
Приложением № 11 к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.12.1997 г. № 68 установлены Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций здравоохранения и социальной защиты населения, медицинских научно-исследовательских организаций и учебных заведений производств бактериальных и биологических препаратов, материалов, учебных наглядных пособий, по заготовке, выращиванию и обработке медицинских пиявок.
В соответствии с данными типовыми нормам, для врачей, среднего медицинского персонала процедурных кабинетов, хирургических, гинекологических, урологических, стоматологических и кожно-венерологических отделений и кабинетов предусмотрена бесплатная выдача работодателем следующих индивидуальных средств защиты: фартук непромокаемый (дежурный), перчатки резиновые (до износа). При этом в примечании указано, что административно-хозяйственному персоналу противолепрозных учреждений для работы на клиническом дворе должны выдаваться: халат хлопчатобумажный, колпак или косынка хлопчатобумажные, галоши, куртка на утепляющей прокладке, перчатки резиновые технические, рукавицы комбинированные. Указанный комплект должен находиться в проходной клинического двора лепрозория и не подлежит выносу на хозяйственный двор.
Таким образом, исходя из анализа указанных нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с действующим законодательством, содержащих нормы трудового права, у работодателя не возникает обязанности по бесплатному предоставлению истцу индивидуальных средств защиты, а именно: 4 халатов хлопчатобумажных, 4 колпаков хлопчатобумажных, поскольку, как отмечено выше, у работодателя возникает обязанность лишь по бесплатному предоставлению непромокаемого фартука и резиновых перчаток.
Между тем, истцом не доказан факт не предоставления ему вышеуказанных халатов и колпаков, непромокаемого фартука и резиновых перчаток. При этом суд отмечает, что отсутствие сведений о выдаче халатов, колпаков, непромокаемого фартука и резиновых перчаток в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты не является обстоятельством, свидетельствующем о ненадлежащем исполнении работодателем обязательств по охране труда, поскольку действующими нормативно-правовыми актами не предусмотрено фиксирование факта выдачи указанных индивидуальных средств защиты в личной карточке.
Доводы, изложенные в исковом заявлении, в части необходимости применения в спорных правоотношениях норм бесплатной выдачи санитарно-гигиенической одежды, санитарной обуви и санитарных принадлежностей работникам учреждений, предприятий и организаций здравоохранения, утвержденных Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 г. № 65, являются несостоятельными, на основании следующего.
Приказом Минздрава СССР от 29.01.1988 г. № 65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви» утверждены Отраслевые нормы бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других индивидуальных средств индивидуальной защиты работникам учреждений, предприятий и организаций системы здравоохранения. Данный приказ утратившим юридическую силу не признан.
В соответствии с указанными нормами, врачам медицинских учреждений по норме выдаче на два года необходимо предоставлять: халат хлопчатобумажный в количестве 4 шт.; колпак хлопчатобумажный в количестве 4 шт.; на дежурство в стационаре: тапочки в количестве 1 шт.; при работе в операционных, перевязочных комнатах: рубашка и брюки хлопчатобумажные в количестве 3 шт.; носки хлопчатобумажные в количестве 3 шт.
На основании ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации, закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи, в том числе, с вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы,
Из данной правовой нормы следует, что трудовой кодекс называет в качестве условия прекращения действия закона или иного нормативного правового акта вступление в силу другого акта равной или высшей юридической силы по тому же вопросу. Это объясняется тем, что не всегда при принятии того или иного акта одновременно признаются утратившими силу соответствующие нормативные правовые акты. Поэтому в нормативном массиве всегда имеются акты, фактически утратившие силу, но формально не отмененные.
При решении вопроса о том, действует ли тот или иной акт, следует исходить из общего положения - имеется ли более поздний акт равной или высшей юридической силы, регулирующий тот же предмет отношений, что и ранее изданный акт.
Тем самым, исходя из положений ст.ст. 5, 12 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что ранее изданный акт, регулирующий тот же предмет отношений, чем более поздний акт равной или высшей юридической силы, в части их противоречия можно считать не подлежащими применению.
Принимая во внимание, что имеется постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.12.1997 г. № 68 «Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» регулирующее тот же предмет отношений, что и ранее изданный Приказ Минздрава СССР от 29.01.1988 г. № 65 «О введении отраслевых норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, а также норм санитарной одежды и санитарной обуви», то суд считает, что при разрешении настоящего спора необходимо руководствоваться положениями более позднего принятого акта.
Суд обращает внимание, что вопрос о целесообразности установления нового правового регулирования не может обсуждаться судом, поскольку это привело бы к нарушению закрепленного в статье 10 Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную и их самостоятельности.
Относительно прорезиненного фартука и резиновых перчаток суд соглашается с доводами ответчика о том, что фартук в годном состоянии во время работы истца являлся дежурным (т.е. для периодического использования при выполнении отдельных видов работ) и находился в помещении поликлиники № 1, где и требовалось его применение. Резиновые перчатки в настоящее время в медицине не используют, а используют одноразовые, доказательств того, что истцу не были предоставлены такие перчатки, суду не представлено.
Отказывая в иске, суд безусловно учитывает то обстоятельство, что 07.08.2012 определением Дзержинского районного суда г.Перми был принят отказ от иска Пермского транспортного прокурора в интересах Ширинкина И.Ю. к НУЗ «ОКБ на ст.Пермь-2 ОАО «РЖД»» о возложении обязанности обеспечить врача-отоларинголога поликлиники № 1 Ширинкина И.Ю. средствами индивидуальной защиты: 4 халатами хлопчатобумажными, 4 колпаками хлопчатобумажными, 1 фартуком непромокаемым, 1 парой резиновых перчаток, производство по делу прекращено. Определение вступило в законную силу 10.10.2012. Тем не менее, суд считает, что прекращение производства по настоящему делу по причине тождества исков приведет к нарушению прав истца, поскольку требование о компенсации морального вреда по первому делу заявлено не было.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Возможность компенсации морального вреда работнику ставится в зависимость от неправомерности действий (бездействий) работодателя, суду не представлено доказательств причинения истцу физических и нравственных страданий, более того, неправомерности действий ответчика судом не установлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Ширинкину И.Ю. к НУЗ «Отделенческая клиническая больница на ст.Пермь-2 ОАО «РЖД»» о признании действий незаконными, компенсации морального вреда – отказать.
Решение в течении месяца может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г.Перми.
Судья К.А. Суворова