№ 12 (1)-140/2015
РЕШЕНИЕ
г. Бузулук 15 сентября 2015 года
Судья Бузулукского районного суда Оренбургской области Матыцина Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Резаевой Ю.А,,
с участием защитников ПАО «Оренбургнефть»: Кузьминой О.Г., действующей на основании доверенности от № ** ** ****, Паниной М.П., действующей на основании доверенности № от ** ** ****,
представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области Адакина И.В., действующего на основании доверенности № от ** ** ****,
рассмотрев в открытом судебном разбирательстве жалобу ПАО «Оренбургнефть» на постановление о назначении административного наказания № от ** ** ****,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно постановлению об административном правонарушении от ** ** **** Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Оренбургской области, начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Оренбургской области Чаплыгина Д.А. ОАО «Оренбургнефть» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ, выразившее в несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнений окружающей среды. ОАО «Оренбургнефть подвергнуто административному штрафу в размере <данные изъяты>.
ОАО «Оренбургнефть» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление, указывая, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, просят суд отменить постановление по делу об административном правонарушении от ** ** **** и производство по делу прекратить.
** ** **** организационно-правовая форма ОАО «Оренбургнефть» изменена на ПАО «Оренбургнефть».
В судебном заседании защитники ПАО «Оренбургнефть» Кузьмина О.Г., Панина М.П. поддержали доводы жалобы и дополнительно пояснили, что объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения составляют действия или бездействия, направленные на сокрытие или искажение имеющейся информации в сфере экологии. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды, в связи с чем, наличие в нем ошибок не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ. Обществом были предоставлены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду (из-за неприменения повышающего коэффициента за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ), но с ошибкой. Представление неверных расчетов и непредставление каких-либо сведений полностью либо в части-понятия не тождественные и порождают разные правовые последствия, квалификацию. Также по результатам проверки Обществу выдано предписание №, в котором содержится требование об обеспечение корректировки расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, с учетом повышающего коэффициента за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух сроком исполнения до ** ** ****.
Представитель административного органа - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Оренбургской области Адакин И.В. пояснил, что в период с ** ** **** по ** ** **** Управлением Росприроднадзора проведена внеплановая проверка по соблюдению требований законодательства РФ в области охраны окружающей среды в части охраны атмосферного воздуха при эксплуатации объектов Зайкинского газоперерабатывающего предприятия. Установлено, что ЗГПП эксплуатирует источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Предельно допустимые выбросы установлены на основании проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. (заключение от ** ** ****). Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит информацию об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов, в том числе количественном и качественном составе выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Действия ОАО «Оренбургнефть» по несвоевременному сообщению полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, об источниках загрязнения окружающей среды, а именно: о выбросах загрязняющих веществ в период с ** ** **** по ** ** **** в отсутствие соответствующего разрешения, с применением повышающего коэффициента пятикратного в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду за ** ** **** года образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Выслушав доводы защитников ПАО «Оренбургнефть», представителя Управления Росприроднадзора по Оренбургской области исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам:
В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Объективная сторона данного состава административного правонарушения может выражаться в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации: о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образуют несколько составов:
- несообщение (несвоевременное, неполное) сообщение информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке;
- сокрытие, умышленное искажение указанной информации;
- искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Статьей 16 ФЗ от 10.01.2012 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены положения о взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду. Формы и особенности взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
-выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
-сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
-загрязнение недр, почв;
-размещение отходов производства и потребления;
-загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
-иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 утверждены нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденными Минприроды РФ 26.01.1993.
Исходя из содержания расчета платы за негативное воздействие, форма и порядок заполнения которого определены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204, такой расчет составляется с целью определения размера платежей за негативное воздействие на окружающую среду, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе N 7-ФЗ.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ) установлена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также утвержден Порядок заполнения и представления данной формы.
Как следует из протокола по делу об административном правонарушении и как следует из постановления по делу об административном правонарушении ПАО «Оренбургнефть» объёмы выбросов указаны, верно, то есть, предоставлена полная и достоверная информация о состоянии окружающей природной среды.
ПАО «Оренбургнефть» в расчёте платы за негативное воздействие на окружающую природную среду произвело расчёт за ** ** **** года без применения повышающего коэффициента, что не может быть квалифицировано как сокрытие, умышленном искажение или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации.
Обоснование тому, что расчет платы подпадает под понятие информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, непредставление которой образует событие правонарушения по статье 8.5 КоАП РФ, в постановлении по рассматриваемому административному делу не приведено.
Поскольку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду, данный документ составляется в целях определения размера обязательной (фискальной) платы, нарушения, связанные с непредставлением, несвоевременным представлением или неправильным составлением не образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 КоАП РФ.
В материалах дела отсутствуют доказательства наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
В силу пункта 1 части 2 статьи 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.30.6, - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) о назначении административного наказания № от ** ** **** в отношении ПАО «Оренбургнефть» отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бузулукский районный суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Матыцина Е.И.