Дело № 2-336/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Судья Центрального районного суда г. Прокопьевска Тихонова Л.Г.
при секретаре Дьяконовой Ю.Р.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
31 мая 2017 года
гражданское дело по иску Козловой ФИО7, Козлова ФИО8, Козлова ФИО9 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском к администрации г. Прокопьевска о предоставлении им жилого помещения по договору социального найма, мотивировав тем, что они проживают в жилом помещении по <адрес>7 в <адрес>, общей площадью 59,2 кв.м. Нанимателем данного жилого помещения является Козлова Т.М. на основании договоров социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ и №. Заключением МВК № от ДД.ММ.ГГГГ данный дом был признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим сносу. Согласно распоряжению администрации города Прокопьевска от ДД.ММ.ГГГГ №-р предусмотрено осуществить снос дома по <адрес> и выселить из него граждан в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что данное распоряжение нарушает их права. С 2007 года они состоят на учете в отделе по учету и распределению жилья администрации г. Прокопьевска в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер очереди - 91. Дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении создает угрозу для жизни и здоровья истцов.
Истец Козлова Т.М. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и пояснила, что она состоит на очереди в администрации гор. Прокопьевска, как нуждающаяся в жилом помещении. В доме по <адрес>7 жить невозможно, штукатурка в доме сыпется, в стенах трещины, постоянно зимой промерзает вода, ремонт в доме не проводится, обслуживающая организация ничего не делает. В данной квартире она проживает одна.
Истец Козлов Ю.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что он как инвалид не может поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, проживает по <адрес>29 в <адрес>.
Истец Козлов С.Ю. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что коммунальные услуги они не оплачивают с 2005 года. Соседи, которые проживают под ними этажом ниже, в квартире не проживают, а там находится узел воды, который постоянно промерзает. В настоящее время он со своей семьей проживает и работает в гор. Новокузнецке.
Представитель ответчика - администрации города Прокопьевска Бабкина И.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с договором социального найма <адрес> занимают истцы. Нанимателем данной квартиры является Козлова Т.М., куда истцы Козлов Ю.Н. и Козлов С.Ю. включены в качестве членов семьи нанимателя, однако данная квартира является местом жительства только для Козловой Т.М. Согласно заключению МВК дом по <адрес> признан аварийным и подлежит сносу. Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.04.2013 № 160 «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2012 года в установленном порядке аварийным и подлежащими сносу» на 2013-2017 года утвержден список сноса домов подлежащих сносу до 2017 год включительно, куда данный дом не включен. Ссылка истцов на ст. 86-89 ЖК РФ не обоснованна, т.к. данные статьи регулирую отношения, связанные со сносом жилого помещения, а в данном случае администрация города Прокопьевска распоряжение о сносе данного дома не издавала. Ст. 57 ЖК также не применима, поскольку она регулирует порядок предоставления жилого помещения взамен аварийного малоимущим гражданам, а истцы таковыми не являются, их доход превышает установленную норму.
Выслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
Суд считает, что в данном случае отношения сторон возникли из договора социального найма, носят длящийся характер, а права и обязанности сторон по предоставлению жилого помещения в связи со сносом дома, возникли с даты выдачи МВК заключения о признании дома аварийным.
В силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Аналогичное положение установлено в статье 10 ЖК РСФСР: никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном законом.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых помещений (ч. 2 ст. 15 ЖК РФ).
Также и в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от 29.04.2014 года указано, если при рассмотрении дела будет установлено, что жилое помещение, в котором проживание гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Закрепляя право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция РФ одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ч. 1 ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данном Кодексом порядке, при этом малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (ч. 2 ст. 49 ЖК РФ).
Исходя из названных норм для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Статьей 51 ЖК РФ установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее также - нуждающиеся в жилых помещениях), и установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относятся к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 3, 7 ст. 13 ЖК РФ).
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, жилые помещения по договорам социального найма на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляются гражданам, которые, как признанные решением органа местного самоуправления малоимущими в порядке, установленном законом субъекта РФ и признанные нуждающимися в жилых помещениях, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В связи с изложенным, для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законом предусмотрена возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).
В судебном заседании установлено, что истцы зарегистрированы в жилом помещении по <адрес>7: Козлов Ю.Н. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ, Козлова Т.М. – с ДД.ММ.ГГГГ, Козлов С.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26), предоставленном Козловой Т.М. на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, куда Козлов С.Ю. и Козлов Ю.Н. включены в качестве членов семьи нанимателя (л.д. 22-23).
В судебном заседании установлено, что в настоящее время в данном жилом помещении проживает только Козлова Т.М.
Актом МВК № от ДД.ММ.ГГГГ и заключением МВК № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О сносе многоквартирного жилого дома» предусмотрено осуществить снос дома по <адрес> и отселить из него граждан в соответствии с жилищным законодательством РФ в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки, предоставленной администрацией города Прокопьевска, дом по <адрес> не включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы» (л.д. 37).
Таким образом, органом местного самоуправления (администрацией города Прокопьевска) принято решение об установлении предположительного срока сноса дома по <адрес> в <адрес>, имеющее своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в указанном доме (в том числе и истцам) и подлежащем сносу, других благоустроенных жилых помещений, и направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
По сведениям администрации города Прокопьевска истец Козлова Т.М. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, состав семьи 3 человека (л.д. 39).
Согласно ч. 1 ст.49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина не только нуждающимся в улучшении жилищных условий, но и малоимущими.
Вместе с тем, доказательства того, что истцы в установленном законом порядке признаны малоимущим, материалы дела не содержат.
В соответствии со статьей 10 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 № 65-ОЗ «О порядке признания органами местного самоуправления граждан малоимущими» после постановки на учет граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в получении жилых помещений, при предоставлении жилых помещений проводится переоценка доходов и стоимости имущества в целях подтверждения оснований для предоставления жилых помещений.
На основании п. 1 ст. 3 данного Закона размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, определяются за расчетный период, состоящий из двенадцати календарных месяцев, следующих подряд непосредственно предшествующему месяцу подачи заявления о принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, рассчитывается путем деления общей суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число двенадцать и на число членов семьи (п. 1 ст. 7 Закона).
Из представленных в суд материалов следует, что среднемесячный доход истцов складывается из пенсии Козлова Ю.Н. в размере <данные изъяты> рублей и ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> рублей; из пенсии Козловой Т.М. в размере <данные изъяты> рублей; из пенсии Козлова С.Ю. в размере <данные изъяты> рубля, ежемесячной денежной выплаты в размере <данные изъяты> рубля, заработной платы <данные изъяты> рублей (104014 за ДД.ММ.ГГГГ + <данные изъяты>5ДД.ММ.ГГГГ год).
Постановлением администрации города Прокопьевска от 21.07.2005 № 11-п «Об установлении размера дохода и стоимости имущества, подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими» установлено пороговое значение совокупного дохода в размере 1,5 прожиточных минимума семьи (одиноко проживающего гражданина), исходя из установленной величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области.
Согласно постановлению Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.05.2017 № 194 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Кемеровской области за первый квартал 2017 года» величина прожиточного минимума в целом по Кемеровской области за первый квартал 2017 года в расчете на душу населения составляет 9019 рублей.
Таким образом, пороговое значения дохода, в целях признания граждан малоимущими, на территории Прокопьевского округа составляет 13528,50 руб., а значит истцы к категории малоимущих не относятся.
Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.032009 № 376-0-П, согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции РФ обязанность государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путём предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье.
Таким образом, не смотря на то, что дом по <адрес> отнесен к категории аварийных (непригодных для проживания), принимая во внимание, что истцы Козлов Ю.Н. и Козлов С.Ю. не проживают в аварийном доме, т.е. отсутствует опасность для их жизни и здоровья, а также принимая во внимание, что истцы не являются малоимущими, суд отказывает им в иске о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Отказ истцам в иске не может рассматриваться в качестве решения, нарушающего их права и свободы, создающего препятствия к осуществлению ими их прав и свобод либо возлагающего на них незаконно какие-либо обязанности, поскольку при сносе дома и расселении граждан они будут обеспечены жилым помещением в соответствии с действующим жилищным законодательством.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Козловой ФИО10, Козлову ФИО11, Козлову ФИО12 к администрации города Прокопьевска о предоставлении жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дна изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.Г. Тихонова