Дело № 2-1284/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 декабря 2018 года город Лаишево
Лаишевский районный суд Республики Татарстан
под председательством судьи Рябина Е.Е.
при секретаре судебного заседания Бондаревой Е.Д.
с участием истца Худайназаровой И.И.,
представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан Малышевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Худайназаровой И. И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан об обязании включить период работы в страховой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Худайназарова И.И. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан и просит включить в специальный стаж работы периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском комбинате бытового обслуживания населения Республики Туркменистан, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она является получателем пенсии по старости. Однако Управлением Пенсионного фонда РФ <адрес> Республики Татарстан в страховой стаж необоснованно не включены спорные периоды. В подтверждение страхового стажа была представлена трудовая книжка и справки с места работы.
В судебном заседании истец Худайназарова И.И. исковые требования поддержала по изложенным основаниям. Показала, что все периоды, которые указаны в трудовой книжке, она отработала. Она получила справки о работе в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан, однако получить справки о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском комбинате бытового обслуживания населения Республики Туркменистан не получается по той причине, что соответствующий архив сгорел.
Представитель ответчика Малышева О.В. иск не признала, представила письменный отзыв. Пояснила, что для подтверждения стажа необходимо поступление ответов на запросы ото компетентных органов. На запросы Управления Пенсионного фонда архивные справки не поступили. По какой причине – сказать не может.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, пенсионное дело Худайназаровой И.И., приходит к выводу об удовлетворении иска.
В соответствии со ст. ст. 8, 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ), вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, право на страховую пенсию по старости в ДД.ММ.ГГГГ имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 7 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 9.
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона N 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (ч. 2 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ).
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР" утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).
В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 203-16).Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что согласно записям трудовой книжки, подлинник которой представлен истцом в суд, Худайназарова И.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ8 года работала в Небит-Дагском комбинате бытового обслуживания населения Республики Туркменистан швеей 4 разряда по пошиву женского легкого платья. ДД.ММ.ГГГГ уволена по ст. 31 КЗоТ ТССР по собственному желанию (л.д. 10).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Худайназарова И.И. работала в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан, в частности с ДД.ММ.ГГГГ на должности электромеханика регулировки А№ участка ГТС объединенного узла связи (л.д. 11).
Записи в трудовой книжке о работе в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан подтверждаются также справками от компетентных органов, в частности:
- справкой об учтенном заработке при исчислении пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18),
- актом встречной сверки периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, произведенной на основании приказов, карточки Т-2, ведомостей начисления заработной платы (лицевых счетов), штатных расписаний за ДД.ММ.ГГГГ, табелей учета рабочего времени, должностных инструкций, технического регламента,
- справкой о стаже работы Худайназаровой И.И. в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,
- справкой о заработной плате Худайназаровой И.И. с ДД.ММ.ГГГГ,
- справкой об уточняющем особом характере работ, в которой указано, что Худайназарова И.И. отвлечений от работы не имела,
- выписками из приказов, в том числе об изменении оклада, компенсации отпускных,
- справкой о перенаименовании предприятия.
Из указанных документов, в частности, следует, что за период работы Худайназаровой И.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан производились начисления заработной платы, учитываемый при исчислении пенсии.
Предусмотренных законом оснований не учитывать представленные по официальному запросу архивные справки для решения вопроса о назначении страховой пенсии у ответчика не имелось, представленные справки составлены на русском языке, сведения о размере заработной платы указаны на основании, в том числе, первичных бухгалтерских документов.
Из материалов пенсионного дела Худайназаровой И.И. следует, что на запросы Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан в Пенсионный фонд Республики Туркменистан от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ответы не поступили.
Суд исходит из того, что периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском комбинате бытового обслуживания населения Республики Туркменистан, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан подтверждены надлежащим образом, а именно записями в трудовой книжке, которая в силу норм действующего в настоящее время и действовавшего ранее законодательства (ст. 39 Кодекса законов о труде Российской Федерации) является основным документом о трудовой деятельности работника.
Довод ответчика о том, что был направлен запрос в компетентный орган Республики Туркменистан об истребовании документов, подтверждающих спорный период работы истца, однако ответ на него не поступил, в связи с чем оснований для включения указанного периода работы не имеется, судом отклоняется, поскольку непредставление соответствующих сведений компетентными органами Республики Туркменистан не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде невключения вышеуказанных периодов в стаж на соответствующих видах работ.
Более того, согласно Инструкции от ДД.ММ.ГГГГ N 102 "О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР") обязанность начислять страховые взносы на пенсионное обеспечение на все виды заработка, возложена на предприятия, учреждения и организации.
На работника не может быть возложена обязанность доказывания факта отчисления страховых взносов.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Разрешая заявленные исковые требования, проанализировав предоставленные суду документы, в том числе трудовую книжку истца, которая содержит все необходимые, внесенные в нее записи относительно спорных периодов работы и которые являются понятными и читаемыми, где указаны номера и даты приказов о приеме на работу, а также последующем увольнении, при этом, принимая во внимание, что истец после увольнения из очередной организации трудоустраивался в другое, о чем свидетельствует трудовая книжка, суд приходит к выводу о том, что в подтверждение вышеизложенных судом спорных периодов работы истцом предоставлены суду доказательства, подтверждающие факт его работы.
В этой связи исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-197, 234-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Худайназаровой И. И. к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в <адрес> Республики Татарстан включить в страховой стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском комбинате бытового обслуживания населения Республики Туркменистан, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Небит-Дагском эксплуатационно-техническом узле связи Республики Туркменистан.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Татарстан через Лаишевский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательном виде.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.Е. Рябин