Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Матвеевой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-2442/2019 по административному исковому заявлению Загулиной Т.А., Карасенко В.Л., Полиенко И.И., Стручковой Н.Б., Федотовой Г.И., Турлачева Ю.В. об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной рыночной стоимости,
с участием представителя административных истцов по доверенности Петрушовой Е.Н.,
у с т а н о в и л:
Загулина Т.А., Карасенко В.Л., Полиенко И.И., Стручкова Н.Б., Федотова Г.И., Турлачев Ю.В. обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просили восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением и установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 165 635 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 382 527 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 533 985 рубля, нежилого помещения с кадастровым номером №- размере 468030 рублей, нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 1 169 440 руб., нежилого помещения с кадастровым номером №- в размере 357 681 руб., нежилого помещения с кадастровым номером № - размере 2 040 813 руб..
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что являются собственниками вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых превышает размер их рыночной стоимости, затрагивая их права и обязанности как плательщиков налога на имущество.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Петрушова Е.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица: филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация г.о. Тольятти не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменные пояснения.
Заслушав представителя административных истцов, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Загулиной Т.А. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 91,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Карасенко В.Л. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 109 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Полиенко И.И. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 42,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Турлачеву Ю.В. на праве собственности принадлежат:
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 36,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;
- нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 92,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Стручковой Н.Б. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 28,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Федотовой Г.И. на праве общей долевой собственности (доля в праве 2/3) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 160,9 кв. м., расположенное по адресу: <адрес>.
Кадастровая стоимость указанных нежилых помещений определена в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» от 14 марта 2012 года № 118 в следующих размерах:
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 2 480 593 рубля 29 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 2 942 161 рубль 79 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 136 376 рублей 25 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 996 016 рублей 24 копейки;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 2 488 690 рублей 98 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 761 183 рубля 14 копеек;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 4 343 062 рубля 68 копеек.
В силу статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и согласно статье 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года № 107-ГД административный истец уплачивает налог на имущество, исходя из его кадастровой стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Кадастровая стоимость затрагивает права административных истцов, владеющих объектами недвижимости на праве собственности и праве общей долевой собственности, как плательщиков налога на имущество.
Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений и считая свои права нарушенными, 27 ноября 2019 года Загулина Т.А., Карасенко В.Л., Полиенко И.И., Стручкова Н.Б., Федотова Г.И., Турлачев Ю.В. с пропуском срока обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
Согласно пункта 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» от 30 июня 2015 года № 28 отмечено, что согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости спорных объектов, а также сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объектов недвижимости, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд приходит к выводу о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд.
В обоснование заявленных требований административные истцы представили отчет об оценке рыночной стоимости №, выполненный 19 ноября 2019 года независимым оценщиком ФИО1, в котором рыночная стоимость нежилых помещений определена с выделением в ее составе НДС, что противоречит требованиям законодательства об оценочной деятельности.
В связи с этим административным истцом представлено дополнение к указанному отчету, выполненному Трушиной Л.И. от 16 декабря 2019 года, которым рыночная стоимость объектов недвижимости без выделения в ее составе НДС определена в следующих размерах:
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 165 635 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 382 527 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 533 985 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 468 030 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 169 440 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 357 681 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 2 040 813 руб..
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка выполнена по состоянию на 19 августа 2013 года, на 24 июля 2013 года, на 17 августа 2013 года, то есть на даты определения кадастровой стоимости нежилых помещений.
Для оценки оценщик применил сравнительный и доходный подходы. От применения затратного подхода оценщик мотивированно отказался.
Согласовав результаты, полученные в результате двух подходов, оценщик определил итоговую величину рыночной стоимости нежилых помещений в следующих размерах: - нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 165 635 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 382 527 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 533 985 рубля;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 468 030 рублей;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 169 440 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 357 681 руб.;
- нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 2 040 813 руб..
Давая оценку представленному отчету, суд отмечает, что приведённые в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости нежилых помещений на основе качественных и количественных характеристик объектов оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенных в рамках выбранных оценщиком подходов. Суждение о величинах рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая, что сторонами не приведено конкретных замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в иных размерах сторонами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость нежилых помещений является достоверной.
Проанализировав отчет об оценке, а также принимая во внимание, что обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года, на 24 июля 2013 года, на 17 августа 2013 года, на даты, по состоянию на которые установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объекта недвижимости, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости установленной отчетом об оценке.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 27 ноября 2019 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Загулиной Т.А., Карасенко В.Л., Полиенко И.И., Стручковой Н.Б., Федотовой Г.И., Турлачева Ю.В. удовлетворить.
Восстановить пропущенный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 91,9 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 165 635 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 109 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 1 382 527 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 42,1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 533 985 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 36,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 468 030 рублей.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 92,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 19 августа 2013 года в размере 1 169 440 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 28,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 357 681 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 160,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной рыночной стоимости по состоянию на 17 августа 2013 года в размере 2 040 813 руб.
Датой обращения административных истцов в суд считать 27 ноября 2019 года.
Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Т.А.Родина
Мотивированное решение изготовлено 24 декабря 2019 года.