Дело №
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Новоаннинский «20» ноября 2018 года.
Новоаннинский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Захарова Р.П.,
при секретаре судебного заседания Болкуновой Е.Н.,
с участием истца Жилейкиной ЕВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ДГ и АА,
ответчика – представителя администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Дугина РП, действующего на основании доверенности от 09.07.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Жилейкиной ЕВ, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ДГ и АА, к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным уведомления об отказе в выплате единовременной материальной помощи и возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь,
УСТАНОВИЛ:
Жилейкина Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Д.Г. и А.А., обратилась в Новоаннинский районный суд Волгоградской области с иском к администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным уведомления об отказе в выплате единовременной материальной помощи и возложении обязанности выплатить единовременную материальную помощь. В обоснование заявленных исковых требований указывает, что истец Жилейкина Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Д.Г. и А.А., обратилась в к ответчику с целью получения единовременного социального пособия после паводка, произошедшего в апреле 2018 года, предоставив в нужный срок, то есть до 27.04.2018 года, следующие документы: - заявление по форме согласно приложению № к Перечню документов, обосновывающих размер и необходимость для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденному приказом; - заявление о способе выплаты единовременной материальной помощи; - копии документов, удостоверяющих ее личность и личность детей (с предъявлением оригиналов). По результатам заявления, уведомлением № от 20.06.2018 года, Жилейкиной Е.В. было отказано в соответствии с п. 7 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации в связи с паводком на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в 2018 году, утвержденным постановлением администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 16.04.2018 года №-а, который гласит, что администрация отказывает в выплате единовременной материальной помощи в случае отсутствия у гражданина права на получение единовременной материальной помощи в соответствии с п. 2 настоящего Порядка. В соответствии с указанным пунктом, право на получение единовременной материальной помощи имеют граждане, фактически проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях (домовладениях), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации. Согласно решению Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 25.05.2018 года установлен юридический факт проживания Жилейкиной Е.В., А.А. и Д.Г. по адресу: <адрес>, с 19.09.2017 года. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав или обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ. Отказ администрации повлек нарушение прав истца на получение финансовой помощи от государства. Просит суд: признать незаконным уведомление об отказе в выплате единовременной материальной помощи № 05/2199 от 20.06.2018 года; обязать администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области выплатить компенсацию на основании постановления порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации в связи с паводком на территории Новоаннинского района Волгоградской области от 16.04.2018 года №-а.
Истец Жилейкина Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Д.Г. и А.А., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просит их удовлетворить по основаниям и доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что она вместе с детьми не только зарегистрирована по адресу: <адрес>, и фактически там проживала и проживает, но и является сособственником данного жилого дома с 2017 года. В связи с паводком, ее имущество было частично повреждено.
Ответчик – представитель администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области Дугин Р.П., действующий на основании доверенности от 09.07.2018 года, в судебном заседании возражает в удовлетворении заявленных исковых требований, пояснив, что на момент затопления, Жилейкина Е.В. не была зарегистрирована в указанном жилом доме, что является обязательным условием для выплаты единовременной материальной помощи. Считает отказ в такой выплате законным и обоснованным.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, оценив изложенные в исковом заявлении доводы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе: из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии с п. «з» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно ст. 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (п.п. «а» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
В целях реализации Закона Волгоградской области от 21.11.2008 года № 1779-ОД «О защите населения и территории Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановления Администрации Волгоградской области от 09.06.2008 года № 10-п «Об утверждении Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Администрации Волгоградской области», Постановлением Правительства Волгоградской области от 22.09.2014 года № 535-п утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Администрации Волгоградской области на финансирование мероприятий для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
Согласно п.п. «е» п. 3 указанных Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда Администрации Волгоградской области выделяются органам исполнительной власти Волгоградской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе, на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, в размере 10 тысяч рублей на человека.
В соответствии с п. 4 вышеуказанных Правил, выделение бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 3 настоящих Правил, осуществляется при одновременном выполнении на день введения режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций следующих условий: постоянное проживание гражданина в жилом помещении, которое попало в зону чрезвычайной ситуации и в котором он зарегистрирован по месту жительства; нарушение условий жизнедеятельности гражданина в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации.
Однако, указанный п. 4 Правил был введен постановлением Администрации Волгоградской области от 08.10.2018 года № 462-п.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
На основании ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации – Волгоградской области следует, что проживающие на территории Волгоградской области граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются, в том числе, законодательством данного субъекта Российской Федерации.
Постановлением губернатора Волгоградской области от 04.04.2018 года № 286, в связи с неблагоприятным метеорологическим и гидрологическим прогнозом и в целях минимизации последствий от возможных чрезвычайных ситуаций на объектах социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, энергетического комплекса и на автомобильных дорогах, а также принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории Волгоградской области с 14 часов 00 минут 04.04.2018 года введен режим чрезвычайной ситуации.
16.04.2018 года постановлением администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области № 257-а утвержден Порядок оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации в связи с паводком на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в 2018 году.
Согласно п. 3 указанного Порядка, размер единовременной материальной помощи составляет 10 000 рублей.
Из п. 4 Порядка следует, что для получения единовременной материальной помощи гражданин представляет в администрацию следующие документы:
заявление по форме согласно приложению № 11 к Перечню документов, обосновывающих размер и необходимость выделения средств из резервного фонда для частичного покрытия расходов по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденному приказом;
заявление о способе выплаты единовременной материальной помощи (сведения о реквизитах счета, открытого в банке на имя заявителя, либо доставке на дом через отделения почтовой связи, получение в кассе);
копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов семьи заявителя (с предъявлением оригиналов);
заверенный в установленном порядке документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае подачи документов представителем).
В соответствии с п. 6 Порядка, в течение 7 дней со дня поступления документов, указанных в п. 4, администрация принимает решение о выплате единовременной материальной помощи или об отказе в выплате единовременной материальной помощи.
Согласно п. 7 Порядка, администрация отказывает в выплате единовременной материальной помощи в следующих случаях: отсутствия у гражданина права на получение единовременной материальной помощи в соответствии с п. 2 настоящего Порядка; непредставления гражданином документов, указанных в п. 4 настоящего Порядка.
В силу п. 2 Порядка, право на получение единовременной материальной помощи имеют граждане, фактически проживающие и зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях (домовладениях), пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
В судебном заседании установлено, что Жилейкина Е.В., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей А.А. и Д.Г., 18.04.2018 года обратилась в администрацию Новоаннинского муниципального района Волгоградской области с заявлением о включении ее и членов ее семьи в списки на оказание единовременной материальной помощи в связи с паводком, предоставив предусмотренные Порядком документы /л.д. 23-34/. Согласно акта осмотра жилого помещения, находящегося в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории Новоаннинского муниципального района от 20.04.2018 года /л.д. 29/, 1/4 доля жилого дома по ул. Воровского, 27 в г. Новоаннинский Волгоградской области, как и весь жилой дом полностью подтоплен. В <данные изъяты> доле дома уровень воды в доме поднялся на 30 см. выше уровня пола, частичное повреждение цоколя и отмостки. В указанном жилом помещении (домовладении) фактически проживают: Жилейкина Е.В.; Д.Г.; А.А..
Решением Новоаннинского районного суда Волгоградской области от 25.05.2018 года, вступившим в законную силу 30.06.2018 года /л.д. 8-9/, установлен юридический факт проживания истца и ее детей по адресу: <адрес> / №, с 19.09.2017 года.
Более того, согласно выписке из ЕГРН Жилейкина Е.В., Д.Г. и А.А., на основании договора купли-продажи от 14.09.2017 года, являются сособственниками указанного жилого дома /л.д. 14-16/. При этом, Жилейкина Е.В. и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы по данному адресу с 17.04.2018 года /л.д. 10, 28/.
Вместе с тем, администрацией Новоаннинского муниципального района Волгоградской области 20.06.2018 года № /л.д. 7/, Жилейкиной Е.В. отказано в выплате единовременной материальной помощи в соответствии с п. 7 Порядка оказания единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от чрезвычайной ситуации в связи с паводком на территории Новоаннинского муниципального района Волгоградской области в 2018 году, утвержденного постановлением администрации Новоаннинского муниципального района Волгоградской области от 16.04.2018 года № 257-а.
Между тем, отказ Жилейкиной Е.В. в удовлетворении заявления о включении ее в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи, является незаконным, поскольку заявителем были предоставлены все необходимые и предусмотренные документы.
Администрацией оставлено без внимания то обстоятельство, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество содержатся сведения о регистрации права собственности Жилейкиной Е.В. и ее детей на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> Также оставлено без внимания и то обстоятельство, что вступившим в законную силу решением суда установлен юридический факт проживания истца и ее семьи в указанном жилом доме с момента его приобретения.
Кроме того, суд обращает внимание на положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий.
Так, согласно п. 3 и п. 4 ст. 1 ГК РФ, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
В соответствии с п. 1 ст. 10 ГК РФ, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Исследованные в судебном заседании материалы дела, свидетельствуют о добросовестном поведении Жилейкиной Е.В., как участника гражданских правоотношений.
Доводы представителя ответчика Дугина Р.П. в судебном заседании об отсутствии регистрации истца в домовладении в момент его подтопления, не может являться безусловным основанием к отказу в иске.
По смыслу положений Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», регистрация по месту жительства (пребывания) является административным актом, и сама по себе не свидетельствует о наличии, отсутствии либо характере жилищных правоотношений лица по отношению к жилому помещению, в котором у него имеется регистрация.
Согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Таким образом, отсутствие регистрации истца и ее детей в момент подтопления в домовладении по адресу: <адрес>, не свидетельствует об отсутствии у них права на получение материальной и финансовой помощи при наличии доказательств их проживания в данном домовладении и права собственности на указанное имущество.
При таких основаниях, исковое заявление Жилейкиной Е.В. подлежит удовлетворению.
Истцом при подаче иска была оплачена государственная пошлина в сумме 300 рублей /л.д. 4/, однако, ходатайств о ее взыскании с ответчика не заявлено.
Руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░.░., ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ 20.06.2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2018 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ 2018 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16.04.2018 ░░░░ №-░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 25 ░░░░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░