1 ноября 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации охраны дошкольных образовательных организаций, обязании принятия мер по организации охраны дошкольных образовательных организаций,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора г. Кызыла Цыганок М.А. в интересах неопределенного круга лиц обратилась с административным иском к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации охраны дошкольных образовательных организаций, обязании принятия мер по организации охраны дошкольных образовательных организаций.
В обоснование административного иска указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения конституционных прав на получение детьми дошкольного образования. Однако в нарушение требований законодательства, охрана дошкольных образовательных организаций № 2, 3, 4, 7, 8, 10, 18, 20, 23, 24, 28, 30, 32, 33, 38, 39 г. Кызыла осуществляется сторожами и вахтерами.
Существующая в указанных дошкольных образовательных организациях охрана не позволяет обеспечить требуемый уровень физической охраны образовательных учреждений, так как вахтеры и сторожа, состоящие в штате дошкольных образовательных организаций, не могут обеспечить надлежащую защиту дошкольного образовательного учреждения по причине отсутствия специальной подготовки, права применения физической силы, специальных средств и мер административного принуждения, что создает возможность для проникновения и пребывания в образовательном учреждении посторонних лиц и совершения противоправных действий, а группе быстрого реагирования полиции требуется время для прибытия в школу. Надлежащая физическая охрана дошкольного образовательного учреждения необходима для пресечения преступлений террористической направленности, обеспечения безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей учреждения, а также их защите от любых посягательств со стороны третьих лиц. Бездействие администраций указанных дошкольных образовательных организаций в части организации надлежащей физической охраны может отрицательно сказаться на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанных дошкольных образовательных учреждениях, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может способствовать совершению в них противоправных действий. Охрана в остальных дошкольных образовательных, организациях осуществляется частными охранными предприятиями. Изучением заключенного между МАДОУ «Детский сад № 9 г. Кызыла «Сылдысчыгаш» в лице директора ФИО3 и ООО ЧОО «Беркут» договора об оказании охранных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ видно, что оплата охранных услуг по настоящему договору составляет <данные изъяты> рублей в месяц, оплата производится заказчиком, МАДОУ «Детский сад № 9 г. Кызыла «Сылдысчыгаш», ежемесячно путем перечисления на расчетный счет исполнителя, ООО ЧОО «Беркут» в срок не позднее <данные изъяты> банковских дней с момента подписания акта об оказании услугах, предоставляемого исполнителем и подписываемого заказчиком, не позднее <данные изъяты> числа месяца, следующего за месяцем, в котором оказывались услуги. Аналогичные договоры установлены и при проверке остальных дошкольных образовательных организаций. Проверкой установлено, что дошкольные образовательные организации на период учебного года заключают договора с частными охранными предприятиями. Несмотря на формальное закрепление «добровольности» оплаты охраны, порядок обеспечения безопасности дошкольных образовательных организаций способствует понуждению родителей к внесению денежных средств на охрану, так как иных финансовых источников оплаты услуг охраны в дошкольных образовательных организациях не предусмотрено. Согласно информации начальника Департамента по образованию ФИО4, в ДД.ММ.ГГГГ на обеспечение охраны дошкольных образовательных организаций г. Кызыла в бюджете г. Кызыла финансовых средств не предусмотрено. Оплата за обеспечение охраны производится за счет внебюджетных средств, поступающих от родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций, тогда как в соответствии с п. 2 ч. 6, 7 ст. 28 и ст. 41 Закона об образовании на образовательную организацию возложены обязанности по созданию безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся. О нарушении принципа добровольности при осуществлении финансовой помощи свидетельствуют также фиксирование для всех воспитанников суммы якобы добровольных пожертвований, определение периодичности их внесения. Решения о принудительном сборе денег, «добровольных» пожертвованиях оформлены протоколами родительских собраний. Изложенное свидетельствует о нарушении принципа бесплатности основного общего образования, что проявляется в принуждении родителей (законных представителей) воспитанников к оказанию благотворительной помощи, добровольных пожертвований на охрану дошкольных образовательных организаций. При указанных обстоятельствах, муниципальные образовательные учреждения г. Кызыла относится к объектам с массовым пребыванием людей, и в отношении данного объекта должны быть обеспечены меры антитеррористической защищенности в соответствии с пунктами 23 и 30 вышеуказанных Требований, является ошибочным. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов является обязанностью не только дошкольных образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления. Согласно п. 4.4. решения Хурала представителей г. Кызыла от 23июля 2013 года № 498 «Об утверждении положения о мэрии г. Кызыла» Мэр города Кызыла, осуществляет непосредственно или через руководителей структурных подразделений исполнительно-распорядительные функции, отнесенные к компетенции мэрии, а также контролирует деятельность образуемых им органов и назначаемых им должностных лиц.
Просит признать незаконным бездействие мэрии г. Кызыла Республики Тыва, выразившееся в непринятии мер по организации охраны дошкольных образовательных организаций, обязать мэрию г. Кызыла Республики Тыва принять меры по организации охраны дошкольных образовательных организаций, а именно предусмотреть в бюджете г. Кызыла финансовые средства на обеспечение всех муниципальных дошкольных образовательных организаций надлежащей физической охраной.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Хурал представителей г. Кызыла.
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент по образованию мэрии г. Кызыла.
Не согласившись с административным иском, представитель ответчика ФИО5 подала письменное возражение, в котором указала, что действующим федеральным законодательством на орган местного самоуправления и на образовательные учреждения не возложено прямой обязанности надлежащей физической охраной, как одной из форм обеспечения антитеррористической защищенности детей, на конкретную форму определяет само учреждение, то есть вправе сами выбрать меры антитеррористической защиты в конкретном учреждении с учетом степени террористической безопасности. Из материалов дела следует, что муниципальные дошкольные образовательные учреждения г. Кызыла имеют договоры с частными охранными предприятиями на период учебного хода образовательной организации, осуществляется ежедневный обход и проверка помещений, а также территории образовательного учреждения на предмет обнаружения посторонних предметов, вокруг здания детского сада установлено периметральное ограждение, имеется освещение в темное время суток.
Таким образом, проведенные в образовательном учреждении мероприятия для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности отвечают установленным п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» принципам противодействия терроризму.
Кроме того, мэрией г. Кызыла при формировании бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ были предусмотрены средства на организацию охраны муниципальных общеобразовательных учреждений (физическая охрана) в рамках подпрограммы «Комплексные меры профилактики терроризма и других проявлений экстремизма» муниципальной программы «Обеспечение безопасности, общественного порядка и профилактики правонарушений в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва» на ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты> рублей. На сегодняшний день программа является действующей и предусматривает, в том числе, реализацию мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Кызыла до ДД.ММ.ГГГГ.
Прокурор ФИО6 в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика мэрии г. Кызыла ФИО5, действующая по доверенности, исковые требования не признала, просила отказать.
Представители заинтересованных лиц МАДОУ Детский сад №1 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №2 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №3 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №4 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №5 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №6 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №7 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №8 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №9 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №10 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №11 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №12 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №15 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №17 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №18 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №19 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №20 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №21 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №23 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №24г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №25 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №28 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №29 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №30 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №31 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №32 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №33 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №34 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №35 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №36 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №37 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №38 г. Кызыла, МБДОУ Детский сад №39 г. Кызыла, МАДОУ Детский сад №40 г. Кызыла в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованного лица Департамента образования мэрии г. Кызыла в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, подала ходатайство о рассмотрении без их участия, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Представители заинтересованных лиц Департамента финансов мэрии г. Кызыла, Хурала представителей г. Кызыла в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений не подавали.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Частью 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что область образования в Российской Федерации является приоритетной.
Частью 3 статьи 5 Закона об образовании предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Согласно статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников; ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 того же закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя, среди прочего, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Из подпункта 12 п.12 Устава городского округа «Город Кызыл Республики Тыва», следует, что к вопросам местного значения г. Кызыла относятся: организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории на территории городского округа.
Согласно статьи 2 Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» к числу основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации относится обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Подпунктом «д» статьи 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.
Согласно ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (п. 1).
В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (п. 2).
Пунктом 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения». Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 года № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 26 января 2011 года № МК-70/15 «О мерах, направленных на усиление антитеррористической защищенности и обеспечение противопожарной безопасности» руководителям образовательных организаций предписывалось незамедлительно принять меры, направленные на усиление антитеррористической защищенности, в частности, обеспечить дополнительные меры по охране организаций, ужесточить пропускной режим на объекты.
Из материалов дела следует, что прокуратурой города Кызыла проведена проверка соблюдения конституционных прав на получение детьми дошкольного образования. Проверкой законности и эффективности принимаемых мэрией г. Кызыла и администрациями дошкольных образовательных организаций мер по обеспечению антитеррористической защищенности таких, организаций установлено, что охрана дошкольных образовательных учреждений города Кызыла осуществляется имеющими лицензии специализированными охранными предприятиями либо техническим персоналом (сторожа, вахтеры).
Данный факт подтверждается сводной таблицей сведений по антитеррористической защищенности объектов образования города Кызыла по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, представленной Департаментом по образованию мэрии г. Кызыла, где в графе «наличие охраны (ЧОП или другое)» указывается «имеется ЧОП», «сотрудники, сторож».
Согласно ответу начальника Департамента финансов мэрии г. Кызыла от ДД.ММ.ГГГГ, на содержание дошкольных образовательных учреждений предусмотрено <данные изъяты>, в том числе на приобретение основных фондов (оборудование, оргтехника, мебель) – <данные изъяты>; на приобретение объектов для комплектования библиотечного фонда – <данные изъяты>; - на проведение капитальных и текущих ремонтных работ – <данные изъяты>
Из представленных материалов, в частности договоров об оказании охранных услуг, ответов заведующих дошкольных образовательных учреждений, следует, что из <данные изъяты> муниципальных дошкольных образовательных учреждений г. Кызыла в <данные изъяты> дошкольных образовательных учреждениях охрана осуществляется сторожами и сотрудниками учреждения, а в <данные изъяты> – имеющими лицензии специализированными частными охранными предприятиями.
Согласно договорам о представлении охранных услуг, представленным в материалы дела, услуги частных охранных предприятий, предоставляемые муниципальным дошкольным образовательным учреждениям г. Кызыла, оказываются платно, стоимость варьируется от <данные изъяты> до <данные изъяты> рублей.
В соответствии с письмом начальника отдела по профилактике правонарушений мэрии г. Кызыла ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ, бюджетом и муниципальной программой мэрии г. Кызыла расходы на охрану детских садов не предусмотрены. На отчетный период все ДОУ оборудованы системами видеонаблюдения и обеспечение контрольно-пропускного режима. В перечень объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 года № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» детские сады и школы не входят.
Согласно ответу начальника Департамента финансов мэрии г. Кызыла ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, при формировании бюджета городского округа «Город Кызыл Республики Тыва» на ДД.ММ.ГГГГ и плановый период ДД.ММ.ГГГГ были предусмотрены средства на организацию охраны муниципальных общеобразовательных учреждений (физическая охрана) в рамках подпрограммы «Комплексные меры профилактики терроризма и других проявлений экстремизма» муниципальной программы «Обеспечение безопасности, общественного порядка и профилактика правонарушений в городском округе «Город Кызыл Республики Тыва» на ДД.ММ.ГГГГ» в общей сумме <данные изъяты>. Бюджетные ассигнования предусмотрены с поэтапным обеспечением организации охраны <данные изъяты> дошкольных образовательных учреждений в ДД.ММ.ГГГГ.
Из пояснений участвующих в деле лиц, представленных доказательств, судом установлено, что физическая охрана в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях г. Кызыла действительно осуществляется техническим персоналом (сторожа, вахтеры) либо имеющими лицензии специализированными охранными предприятиями, оплата услуг которых производится за счет внебюджетных средств, поступающих от родителей (законных представителей) воспитанников дошкольных образовательных организаций. Данное обстоятельство свидетельствует о нарушении принципа бесплатности основного общего образования.
Доводы административного ответчика о том, что мэрией г. Кызыла предприняты достаточные меры по обеспечению физической охраны дошкольных образовательных организаций г. Кызыла, не состоятельны, опровергаются материалами дела.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований административного истца, следует признать бездействие мэрии г. Кызыла незаконным и возложить обязанность принять меры по организации физической охраны дошкольных образовательных организаций г. Кызыла, предусмотреть на эти цели финансовые средства бюджета муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора г. Кызыла в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Кызыла о признании незаконным бездействия, выразившегося в не принятии мер по организации охраны дошкольных образовательных организаций, обязании принятия мер по организации охраны дошкольных образовательных организаций, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие мэрии г. Кызыла в части не принятия мер по организации физической охраны дошкольных образовательных организаций за счет средств муниципального бюджета.
Обязать мэрию г. Кызыла в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу принять меры по организации физической охраны дошкольных образовательных организаций г. Кызыла, предусмотреть на эти цели финансовые средства бюджета муниципального образования городской округ «Город Кызыл Республики Тыва».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Судья Иргит Н.Б.
Копия верна: Иргит Н.Б.