Дело № 2-3809/17 18 апреля 2017 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
Председательствующего судьи Игнатьевой О.С.
При секретаре Рахваловой А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга об оспаривании результатов открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,
установил:
Истец ФИО1 обратился с иском к Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о признании незаконным открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, итоги которого оформлены протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что является собственником <адрес> доме по указанному адресу, который управляется ЖСК-957. В октябре 2016 г. истцу стало известно о проведении открытого конкурса по отбору управляющей компании, вместе с тем, фактически дом не является единым целым, он вводился в эксплуатацию поэтапно, состоит из трёх блок-секций, каждая из которых управляется отдельной управляющей организацией: ЖСК-957, ЖСК-959 и ТСЖ «Наш дом», что соответствовало законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ. Таким образом, собственники выбрали способ управления домом, тогда как организация и проведение конкурса по отбору управляющей компании предусмотрены законом для случаев, когда способ управления домом не выбран.
В судебном заседании представители истца ФИО4 и ФИО5, действующие по доверенности, поддержали исковые требования, настаивали на их удовлетворении по изложенным в иске основаниям. Дополнительно пояснили, что конкурс должен был быть проведен не ранее 01 июня 2017 г., что было разъяснено письмом Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2016 г., в котором указано, что районным администрациям поручено провести открытые конкурсы по отбору управляющих организаций в отношении тех домов, где не выбран либо не изменен способ управления своими домами или такое решение не будет реализовано в срок до 01.06.2017 г., решение о проведении конкурсов было принято Жилищным комитетом Санкт-Петербурга в июне 2016 г., следовательно, по мнению представителей истца, с этого времени имеется срок в один год для проведения собрания.
Представитель ответчика ФИО6, действующая по доверенности, исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, ссылаясь на то, что конкурс был проведен без нарушения процедуры его проведения. Представила письменные возражения против иска (л.д.35-37).
Представитель третьего лица ЖСК-959 ФИО7, действующий по доверенности, поддержал исковые требования, полагал их подлежащим удовлетворению. Суду дополнительно пояснил, что конкурс не был проведен до 01.05.2008 г. в соответствии со сроком, установленным в соответствии с положениями ст. 18 Федерального закона № 189-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»; в настоящее время проводится общее собрание собственников помещений многоквартирного дома по выбору единой управляющей организации.
Представитель третьего лица ТСЖ «Наш дом» - председатель правления ФИО8 в судебное заседание явилась, возражений против иска не представила, пояснила, что весной 2016 г. ТСЖ получало письмо Администрации Приморского района Санкт-Петербурга о необходимости проведения собрания, была предпринята попытка провести общее собрание собственников, однако, кворума не было.
Дело рассмотрено судом на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ в отсутствие третьих лиц ЖСК-957 и ООО «Жилкомсервис № 3 Приморского района Санкт-Петербурга», извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного разбирательства.
Заслушав стороны, явившихся третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Судом установлено, что истец является собственником квартиры №.(л.д. 10).
Многоквартирный дом по указанному адресу состоит из трех строений, имеет общую площадь 35992,4 кв м и является единым объектом недвижимости (л.д. 92-94), при этом каждое из строений управляется отдельной управляющей организацией, а именно ЖСК-959, ЖСК-957 и ТСЖ «Наш дом».
Согласно ч.9 ст. 161 Жилищного кодекса РФ многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В соответствии с ч.4 ст. 161 Жилищного кодекса РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Порядок проведения открытого конкурса установлен Постановлением Правительства от 06.02.2006 г. № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом» (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с п.32 Порядка информация о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу www.torgi.gov.ru.
На основании п.37 Порядка извещение о проведении конкурса размещается организатором конкурса или по его поручению специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за 30 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Согласно п.39 Порядка в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
В соответствии с пп. «а» п. 40 Порядка не позднее чем за 25 дней до даты начала процедуры вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе организатор конкурса обязан уведомить о дате проведения конкурса всех собственников помещений в многоквартирном доме (многоквартирных домах) путем размещения сообщения в местах, удобных для ознакомления собственниками помещений в многоквартирном доме, - на досках объявлений, размещенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также путем размещения сообщения о проведении конкурса на официальном сайте.
Из материалов дела усматривается, что в адрес Администрации Приморского района Санкт-Петербурга поступило письмо Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 26 апреля 2016 г. с просьбой провести работу по выявлению многоквартирных домов, в которых управление осуществляется одновременно несколькими способами и принять меры по проведению открытых конкурсов по отбору управляющих организаций для управления многоквартирными домами (л.д. 38).
ДД.ММ.ГГГГ ответчиком направлены письма руководителям управляющих компаний выявленных многоквартирных домов, управляемых несколькими управляющими компаниями, в том числе по спорному адресу Санкт-Петербург, <адрес>, о необходимости приведения способа управления домом в соответствие с требованиями жилищного законодательства в срок до 15.06.2016 г.(л.д. 42).
01.07.2016 г. ответчиком получено письмо Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга от 30.06.2016 г. о необходимости проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации, в котором также разъяснено, что ввиду того, что по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> не принято решение о выборе единого способа управления, обязанность по проведению открытого конкурса возлагается на Администрацию Приморского района Санкт-Петербурга (л.д. 47).
В ответ на обращение ЖСК №, ЖСК № и ТСЖ «Наш дом» по вопросу отсрочки объявления открытого конкурса районная администрация письмом от 23.08.2016 г. известила их о том, что во исполнение поручения, данного на совещании в государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга 16.07.2016 г. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> объявлен открытый конкурс по отбору управляющей организации (л.д. 48).
Информация о проведении конкурса была размещена на сайте www.torgi.gov.ru ДД.ММ.ГГГГ не менее чем за 30 дней до его проведения.
Всего на конкурс по данному лоту было подано 3 заявки, одна из которых была от ООО «Жилкомсервис № <адрес>», ООО «Жилкомсервис № <адрес>» было допущено к участию в конкурсе по выбору управляющей компании и признано победителем конкурса, у которого возникло право на заключение договора управления.
Итоги конкурса оформлены протоколом №/УО-03 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-15).
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и в период с 12.08.2016 г. по 31.08.2016 г. было проведено общее собрание собственников помещений многоквартирного дома (всех строений) в очно-заочной форме по вопросу выбора управляющей компании для управления домом, общее собрание признано несостоявшимся ввиду отсутствия необходимого кворума (л.д. 50-51).
Таким образом, вплоть до даты проведения конкурса собственниками единый способ управления домом в соответствии с требованиями действующего законодательства выбран не был, поэтому оснований для отмены конкурса не имелось.
Собственники были уведомлены о проведении конкурса путем размещения информации в сети «Интернет», письмом от ДД.ММ.ГГГГ, путем размещения информации в форме письменного уведомления на общедоступных местах на дверях подъездов, что подтверждается материалами фотофиксации (л.д. 48, 95-100).
Каких-либо нарушений по процедуре проведения конкурса в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доводы истца о том, что фактически дом состоит из трех строений (блок-секций), которые имеют самостоятельные входы, являются обособленными, отклоняются судом, поскольку такой порядок управления многоквартирным домом, при котором каждое из строений управляется отдельной управляющей организацией, противоречит действующему законодательству.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 1 мая 2008 года открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 1 января 2007 года не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано. Субъекты Российской Федерации вправе установить сроки начала и окончания проведения указанных конкурсов для всех или отдельных муниципальных образований при условии их проведения не позднее 1 мая 2008 года.
Ранее возникшие обязательства организаций, отвечающих за управление, содержание и ремонт многоквартирного дома, сохраняются до момента возникновения обязательств, связанных с управлением многоквартирным домом в соответствии с положениями раздела VIII Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из указанных положений, которые следует рассматривать в их единстве и взаимосвязи с положениями ст. 161 ЖК РФ, следует вывод, что форма управления многоквартирным домом должна быть приведена в соответствие с Жилищным кодексом РФ после его введения в действие, а вплоть до приведения формы управления в соответствие с действующим законодательством, ранее возникшие обязательства управляющих организаций сохраняются, при этом в случае, если собственники не осуществили выбор управляющей организации самостоятельно, на орган местного самоуправления (а в данном случае районную администрацию) возлагается обязанность по проведению конкурса по отбору управляющей организации.
Установленный в статье 18 Вводного закона срок проведения конкурса не позднее 01 мая 2008 года не является пресекательным и не свидетельствует о незаконности проведения конкурса после указанной даты.
Ссылки на письмо Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 28.11.2016 г. о проведении конкурса не ранее 01 июня 2017 г. не имеют правового значения, данное письмо не носит характера нормативно-правового акта, не устанавливает обязательных сроков проведения конкурса, конкурс проведен ответчиком по исполнение указаний органов власти Санкт-Петербурга.
Доводы представителей истца о том, что конкурс должен быть проведен, если не проведено общее собрание по выбору управляющей компании в течение года после принятия решения органами власти Санкт-Петербурга о необходимости проведения конкурса, не основаны на положениях ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
Последующее после конкурса проведение общего собрания по выбору единой управляющей организации не может служить основанием для признания проведения конкурса незаконным, а результатов конкурса недействительными.
Доказательств того, что в результате проведения конкурса нарушены права истца, в материалы дела не представлено, напротив, проведение такого конкурса отвечает интересам собственников, они не лишены были возможности более чем в течение 10 лет после введения в действие Жилищного кодекса РФ осуществить выбор управляющей компании в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах правовых оснований для признания открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> не имеется.
Кроме того, суд учитывает, что в силу статьи 162 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом.
Деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 55, 56, 167, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморский районный суд.
Судья
Решение изготовлено в окончательной форме 15 мая 2017 года.