Решение по делу № 33а-1558/2020 от 13.01.2020

Судья: Наточеева М.А. Дело № 33а-1558/2020

УИД: 63RS0039-01-2019-006433-98

Дело № 2а-5719/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 февраля 2020 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Вачковой И.Г.,

судей – Сивохина Д.А., Житниковой О.В.,

при секретаре – Ивановой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Васильевой В.В. в лице представителя по доверенности Михайловой А.А. на решение Ленинского районного суда г. Самара от 21 ноября 2019 г.,

заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Васильевой В.В. – Михайловой А.А. (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Васильева В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара, указав в обоснование, что являясь собственником квартиры расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, обратился к административному ответчику с заявлением от 19 августа 2019 г. о формировании земельного участка под указанным многоквартирным домом. Письмом от 12 сентября 2019 г. №Д05-01-01/9851-0-1 Департамент отказал в формировании земельного участка, сообщив, что формирование земельного участка под многоквартирным домом осуществляется исключительно в соответствии с проектом межевания территории. С таким решением истец не согласен, поскольку обязанность по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, возложена на органы местного самоуправления, которые не вправе произвольно отказаться от ее выполнения.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Васильева В.В. просила суд признать незаконным ответ Департамента градостроительства г.о. Самара от 12 сентября 2019г. №Д05-01-01/9851-0-1 об отказе в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес> обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 05 августа 2019 г., площадью 791 кв. м по вышеназванному адресу, выполненную ООО «СВЗК».

Решением Ленинского районного суда г. Самара от 21 ноября 2019 г. требования Васильевой В.В. удовлетворены частично. Признан незаконным ответ Департамента градостроительства г.о. Самара от 12 сентября 2019 г. № Д05-01-01/9851-0-1 о предоставлении информации, на Департамент градостроительства г.о. Самара возложена обязанность рассмотреть заявление Васильевой В.В. о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>. В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе Васильева В.В. в лице представителя по доверенности Михайловой А.А. просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на административного ответчика обязанности утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В заседании судебной коллегии представитель Васильевой В.В. – Михайлова А.А. (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в силу части 2 статьи 306, статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (пункт 3 статьи 11.3 ЗК РФ).

Согласно пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к их общему имуществу. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 28 мая 2010 г. N12-П, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Одновременно Конституционный Суд РФ указал, что поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Васильева В.В. является собственником квартиры расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 12 мая 2005 г.

19 августа 2019г. Васильева В.В. обратилась в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, предоставив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории от 05 августа 2019 г., выполненную ООО «СВЗК».

Письмом от 12 сентября 2019г. № Д05-01-01/9851-0-1 Департамент сообщил заявителю, что с 01 марта 2015г. формирование земельных участков под многоквартирными домами осуществляется только в рамках проектов межевания территории и к государственным или муниципальным услугам не относится.

Вместе с тем, частью 4 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.

Учитывая, что на соответствующие уполномоченные органы федеральным законом возложена публичная обязанность сформировать земельный участок согласно требованиям земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности как по собственной инициативе, так и по заявлению любого собственника помещения дома, административный ответчик не вправе отказать в формировании земельного участка, в том числе и по мотиву отсутствия проекта межевания территории, на которой расположен многоквартирный жилой дом.

Статьей 43 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" определено, что до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются уполномоченным органом с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса. Не допускается требовать в указанном случае предоставления других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.

В силу частей 1 и 8 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, заключенного по итогам размещения заказа, за исключением случая, упомянутого в части 8.1 данной статьи.

В соответствии со статьей 28 Устава г.о. Самара Департамент градостроительства г.о. Самара является уполномоченным органом по подготовке документов территориального планирования городского округа Самара.

Исходя из этого, Департамент обязан инициировать подготовку документации по планировке территории, после чего в разумный срок сформировать участок, являющийся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном жилом доме.

Отсутствие проведенных мероприятий по публичным слушаниям, а также утвержденных проектов межевания застроенной территории и проекта планировки территории, с учетом пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и статьи 46 Градостроительного кодекса РФ не могут лишить собственников помещений в многоквартирном доме их законного права на формирование земельного участка под их жилым домом. Данная позиция подтверждена определением Верховного суда РФ от 08 февраля 2016 г. №-КГ15-18725.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о несоответствии отказа Департамента градостроительства г. о. Самара в формировании земельного участка под многоквартирным домом требованиям закона является правильным.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Установив, что оспариваемый ответ Департамента градостроительства г. о. Самара от 12 сентября 2019 г. № Д05-01-01/9851-0-1 не соответствуют требованиям закона, суд обоснованно, с соблюдением пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, возложил на Департамент градостроительства г.о. Самара обязанность возобновить рассмотрение заявления Васильевой В.В. о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>.

Довод апелляционной жалобы Васильевой В.В. о том, что суд не в полном объеме устранил допущенное нарушение её прав, не возложил на Департамент градостроительства городского округа Самара обязанность утвердить и выдать схему расположения земельного участка, не могут быть приняты во внимание, поскольку суд не вправе совершать действия, которые входят в предмет компетенции другого государственного (муниципального) органа и тем самым исполнять его функции.

Иных доводов апелляционная жалоба не содержит.

Обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самара от 21 ноября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Васильевой В.В. в лице представителя по доверенности Михайловой А.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий –

Судьи –

33а-1558/2020

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Васильева В.В.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Ахметзянова С.Ю.
ООО Средневолжская землеустроительная компания
Михайлова А.А.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Вачкова И. Г.
13.01.2020[Адм.] Передача дела судье
04.02.2020[Адм.] Судебное заседание
17.02.2020[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее