Дело № 2-340\2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2019 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
с участием представителя истца Губчик Т.И., представителя ответчика Проценко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи о признании незаконным решения о сохранении среднего заработка на период трудоустройства,
УСТАНОВИЛ:
04 марта 2019 года директор Государственного казенного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Зеи (далее - ГКУ АО ЦЗН г.Зеи) принял решение № 830 о сохранении среднего заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца Газдиева О.З., уволенного 3 сентября 2018 года из ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» по ст. 81 ч. 1 п. 2 ТК РФ, в решении указано, что Газдиев О.З. обратился в ГКУ АО ЦЗН г.Зеи в течение месяца со дня увольнения и не был трудоустроен в настоящее время.
Истец ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» обратилась в суд с иском о признании данного решения незаконным, в обоснование иска указал, что на основании приказа от 24 августа 2018 года <Номер обезличен>-П «О сокращении численности и штата ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова», ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» осуществляло увольнение работников, в том числе Газдиева О. З., <Дата обезличена> года рождения, сторожа административно-хозяйственного отделения по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. в связи с сокращением штата работников.
Согласно решению <Номер обезличен> от 04 марта 2019 года ГКУ АО ЦЗН г.Зеи на Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» возлагается обязанность за счет собственных средств осуществлять выплату Газдиеву О.З., с которыми ранее трудовой договор расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, среднего заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения в порядке ст. 318 Трудового кодекса РФ.
При принятии данного решения ГКУ АО ЦЗН г.Зеи не указало, в чем заключается исключительность случая, лишь ограничилось ссылкой на своевременность обращения Газдиева О.З. в службу занятости населения и отсутствие подходящей работы, также учреждение не привело никаких доводов о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности возложения данных обязанностей на истца, не указало об исключительности обстоятельств, вследствие возникновения которых у Газдиева О.З. возникло право на получение заработной платы за шестой месяц нетрудоустройства, не учло, что он является пенсионером по старости и, следовательно, ежемесячно получает пенсию и имеет определенные средства к существованию.
В судебном заседании представитель истца Губчик Т.И. на удовлетворении иска настаивала по обстоятельств, изложенным в иске.
Представитель ответчика Проценко О.В. с иском не согласна, из ее объяснений, а также из отзыва ГКУ АО ЦЗН г.Зеи на иск следует, что в силу положений статей 56 и 63 ТК РФ лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций). Все граждане, независимо от их отношения к занятости и места жительства (пребывания), включая высвобождаемых, имеют право на личное обращение в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве и на регистрацию в целях поиска подходящей работы.
Газдиев О. З., <Дата обезличена> года рождения (63 года), работал 11 лет водителем, 5 лет работал дорожным мастером, 2 года - монтером пути, токарем, около 6 лет - сторожем. Уволен из ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им.Б.Е.Смирнова» 03.09.2018, в центр занятости населения города Зеи обратился 06 сентября 2018 года. Он письменно заявил о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Кроме того, подтвердил свое желание найти работу путем ознакомления с вакансиями заявлением о предоставлении ему государственной услуги по информированию о ситуации на рынке труда в Амурской области. На дату обращения в регистрационной базе центра занятости на Газдиева О.З. заведена карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы <Номер обезличен>. В период с 06 сентября 2018 года по 26 марта 2019 года в базе данных подходящих вакансий для Газдиева О.З. не было, об этом он уведомлен письменно.
01.03.2019 Газдиев О.З. обратился в центр занятости о выдаче ему решения на предмет получения сохраняемой среднемесячной заработной платы за шестой месяц нетрудоустройства со дня увольнения. Пояснил, что проживает один, получает пенсию по возрасту в сумме 10976 рублей. Стоимость коммунальных услуг составляет 3446 рублей. Плата за капремонт составляет 1106 рублей. Алименты на содержание сына составляют 5300 рублей. Итого, учтенные расходы в месяц составляют 9852 рубля. В остатке - 1124 рубля. Данные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом материальном положении, причиной которого стала потеря работы. Что является исключительным
случаем Газдиева О.Г. и подтверждает его социальную незащищенность, отсутствие средств к существованию.
Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Газдиев О.З. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (ст.ст. 2, 7 Конституции РФ), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда.
Конституция РФ, относя к числу конституционных прав в данной сфере право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (ч. 1,3 ст. 37), исходит из того, что стабильная занятость является необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.
Согласно преамбуле Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.
Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.
В судебном заседании установлено, что на основании приказа ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» <Номер обезличен>-л от 3 сентября 2019 года Газдиев О.З. уволен с занимаемой должности сторожа (вахтера) на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации с 3 сентября 2018 года.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, Зейский район Амурской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.
Таким образом, Газдиев О.З. выполнял свои трудовые обязанности на территории Зейского района Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (ст. 313-327).
Согласно ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 Трудового кодекса РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ).
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч.2 ст.318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу закона своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения (определение Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 года № 69-КГ17-10).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты – своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного (определение № 2214-О от 29 ноября 2012 года).
Таким образом, именно на органы службы занятости возложено принятие решения о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения.
К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из материалов дела видно, что 6 сентября 2018 года Газдиев О.З. обратился в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Зеи за содействием в трудоустройстве, зарегистрирован в реестре получателей государственных услуг в области содействия занятости населения.
Таким образом, Газдиев О.З. своевременно (в течение месяца со дня увольнения) обратился в орган службы занятости населения и не был трудоустроена, в том числе, в течение шестого месяца со дня его увольнения ввиду отсутствия подходящих вакансий, что подтверждено данными: карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы от 6 сентября 2018 года, листов учёта посещений гражданина для подбора подходящей работы за период 6 сентября 2018 года по 4 марта 2019 года.
04 марта 2019 года директор ГКУ АО ЦЗН г.Зеи принял решение <Номер обезличен> о сохранении среднего заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца Газдиева О.З., уволенного 3 сентября 2018 года из ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» по ст. 81 ч. 1 п. 2 ТК РФ, в решении указано, что Газдиев О.З. обратился в ГКУ АО ЦЗН г.Зеи в течение месяца со дня увольнения и не был трудоустроен в настоящее время. Разъяснено, что выплата сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы в установленное на данном предприятии время выдачи заработной платы по предъявлении настоящего решения, документа, удостоверяющего личность и трудовой книжки.
Из документов, представленным ответчиком, следует, что при принятии оспариваемого решения ГКУ АО ЦЗН г.Зеи были учтены не только факты своевременного обращения уволенного работника в орган службы занятости населения и его нетрудоустройства этим органом, но и иные обстоятельства, свидетельствующие о наличии исключительности случая, с которым законодатель связывает возможность сохранения за работником среднего месячного заработка в течение шестого месяца со дня увольнения.
Так, было установлено, что Газдиев О.З., <Дата обезличена> года рождения, является пенсионером, получает страховую пенсию по старости в размере 10976 руб. в месяц, холост, проживает по адресу: <адрес>, размер коммунальных платежей составляет более 4000 руб. в месяц, согласно справке судебного пристава – исполнителя ОСП по Зейскому району от 13 декабря 2018 года Газдиев О.З. ежемесячно уплачивает из пенсии алименты на содержание сына ФИО11 в размере 5300 руб.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные ответчиком обстоятельства свидетельствуют о наличии исключительности случая, с которым законодатель связывает возможность сохранения за работником среднемесячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, поскольку указанные обстоятельства как каждое в отдельности, так и в совокупности подтверждают социальную незащищенность работника, отсутствие у него средств к существованию.
С учетом изложенного, суд находит оспариваемое решение ГКУ АО ЦЗН г.Зеи законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» к Государственному казённому учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи о признании незаконным решения о сохранении среднего заработка на период трудоустройства отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий О.Б. Ворсина
Мотивированное решение составлено 22 апреля 2019 года
Судья