Дело № 2а-2-148/2018
Решение
Именем Российской Федерации
15 августа 2018 года село Балтай
Саратовской области
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Верейкина А.А.,
при секретаре Джанунц Н.М.,
с участием: представителя административного истца – помощника прокурора Балтайского района Саратовской области Лукьянова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Балтайский района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении участков, на которых расположены кладбища, постановки их на кадастровый учет,
установил:
прокурор Балтайского района Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Большеозерского муниципального образования Балтайского муниципального района Саратовской области (далее по тексту – администрации) о признании незаконным бездействие, возложении обязанности по проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении участков, на которых расположены кладбища, постановки их на кадастровый учет.
Требования обоснованы тем, что прокуратурой района проведен анализ исполнения требований земельного законодательства, в ходе которой в деятельности Большеозерского муниципального образования выявлены нарушения указанного законодательства. Так, на территории Большеозерского муниципального образования находятся 2 кладбища в селе Юрьевка и деревне Паник. Однако, земельные участки, на которых расположены указанные кладбища, не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание земельных участков и не определены их границы, право муниципальной собственности на земельные участки не зарегистрировано. Предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии границ земельного участка, а также оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий. Отсутствие границ земельного участка, а также оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища не возможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участков лицом, обладающим такими полномочиями. Принятыми досудебными мерами реагирования в настоящее время устранить приведенные выше нарушения не представляется возможным, в связи с чем для их устранения необходимо обращение в суд за защитой прав и интересов неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконным бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер к проведению землеустроительных и кадастровых работ в отношении земельных участков, на которых расположены кладбища в селе Юрьевка и деревне Паник.
В судебном заседании помощник прокурора Балтайского района Саратовской области поддержал административные исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия. При этом представитель ответчика заявленные требования признает в полном объеме. Явка указанного лица для данной категории дел обязательной не является.
Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу и по следующим основаниям.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии со статьями 9, 11 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
Исходя из вышеназванных положений закона сторона по делу, самостоятельно определяет характер правоотношений, и если считает, какое-либо его право нарушено, то определяет способ его защиты в соответствии со статьёй 12 ГК РФ, а суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных прав.
В силу положений статьи 123 Конституции РФ и статей 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Статья 46 Конституции РФ и глава 22 КАС РФ предусматривают возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Балтайского района Саратовской области проведен анализ исполнения требований земельного законодательства, в ходе которой в деятельности органов местного самоуправления Большеозерского муниципального образования выявлены нарушения указанного законодательства. На территории Большеозерского муниципального образования Балтийского муниципального района находятся 2 кладбища в селе Юрьевка, деревне Паник, имеющие следующие адресные ориентиры:
- Саратовская область, Балтайский район, село Юрьевка, <адрес>
- Саратовская область, Балтайский район, деревня Паник, <адрес>
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесены: организация ритуальный услуг и содержание мест захоронения.
В силу части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъектами РФ и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числе предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Таким образом, полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не закреплены за органами местного самоуправления сельских поселений на основании Федерального закона № 131-ФЗ.
Вместе с тем, Законом Саратовской области от 30.09.2014 года № 108-ЗСО с 01.01.2015 года за сельскими поселениями закреплены полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Согласно статьи 4 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту – Федеральный закон № 8-ФЗ) местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона № 8-ФЗ предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2007 (КГТЕС 2002)), утвержденным приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 года № 329-ст, к услугам по организации похорон и связанным с ними услугами (код 93.03) отнесены услуги: по захоронению и кремации (код 93.03.11); организации кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код 93.03.11.110); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код 93.03.11.130); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код 93.03.11.131).
Согласно частям 1, 2 статьи 99 Земельного кодекса РФ земли гражданских захоронений относятся к землям историко-культурного наследия. Земли историко-культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 17 Федерального закона № 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
19.06.2018 года по данному факту прокуратурой района в адрес главы администрации вносилось представление об устранении выявленных нарушений закона (л.д. 10-32). Однако до настоящего времени нарушения указанные в представлении прокуратуры района не устранены.
Согласно статьи 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
В соответствии со статьёй 42 Конституции РФ, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
На основании статьи 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
В силу частей 1-3 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1-3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Частями 4, 5 статьи 8 Федерального закона № 218-ФЗ установлены перечни основных и дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, вносимых в кадастр недвижимости.
Изучение реестров муниципального имущества показало, что земельные участки, на которых расположены кладбища, не поставлены на кадастровый учет, не проведено межевание земельных участков и не определены его границы, право муниципальной собственности на земельные участки не зарегистрировано.
Таким образом, предоставление мест под захоронение может рассматриваться как составная часть услуг кладбищ по захоронению. При отсутствии границ земельного участка, а также оформленных прав муниципального образования на земельные участки, занятыми кладбищами, услуга по предоставлению гражданам земельных участков на этом кладбище для захоронения осуществляется без имеющихся на то полномочий.
Таким образом, действующим законодательством к земельным участкам, на которых расположены места погребения, и содержанию мест погребения предъявляются особые, в том числе санитарные и экологические требования, обеспечение которых не возможно без определения границ указанных земельных участков.
Отсутствие границ земельного участка, а также оформленного муниципального права на земельные участки, занятые кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища не возможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участков лицом, обладающим такими полномочиями.
Одним из принципов противодействия коррупции в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» является приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Отсутствие полномочий по предоставлению земельных участков на кладбище может создавать условия злоупотребления должностными лицами органов местного самоуправления.
Бездействие администрации влечет нарушение прав граждан, проживающих на территории муниципального образования, круг которых определить невозможно, на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища не возможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который невозможно включить статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища.
Таким образом, представленными прокурором доказательствами подтверждается ненадлежащее исполнение административным ответчиком возложенной на него обязанности. Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались.
Согласно статье 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
При указанных обстоятельствах, суд находит доводы административного истца убедительными, требования прокурора Балтайского района Саратовской области подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░, <░░░░░>
- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (412630, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ № 86).
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░