Дело № 2а-770/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Иловля 7 декабря 2017 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Ревенко О.В.,
при секретаре Кривохатько Ю.А.,
с участием представителя административного истца – администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Растегиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, младшему консультанту сектора капитального ремонта отдела лицензионного контроля и жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Зеленскому А. В. о признании незаконными и отмене предписаний,
УСТАНОВИЛ:
администрация Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, младшему консультанту сектора капитального ремонта отдела лицензионного контроля и жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Зеленскому А. В. о признании незаконным предписаний.
В обоснование административного иска указали, что 16 августа 2017 года младшим консультантом сектора капитального ремонта отдела лицензионного контроля и жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Зеленским А.В. была проведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области. По результатам проверки Зеленским А.В. был составлен акт проверки от 16 августа 2017 года № 834, согласно которому выявлены нарушения обязательных требований, правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, ведомственных строительных норм ВСН 58-88р, утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23 ноября 1999 № 312. Администрации Иловлинского городского поселения выданы предписания о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения требований жилищного законодательства.
Согласно предписанию от 16 августа 2017 года № 834-1, выявлены нарушения установленных требований, а именно «оконные заполнения в границах муниципальных квартир №1 и №2 многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, ввиду их длительной эксплуатации находятся в ненадлежащем техническом состоянии, а именно выявлены неплотности по периметру оконных коробок; зазоры повышенной ширины в переплетах, отслоение штапиков; загнивание и коробление деревянных элементов оконных заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок и переплетов, щели в соединениях отдельных элементов между собой – нарушение требований п.4.7.2. ПиН. Также нормами ВСН 58-88р предусмотрено, что деревянные переплеты оконных заполнений подлежат замене при капитальном ремонте по истечении срока эксплуатации, а именно 30 лет».
Данным предписанием на администрацию возложена обязанность выполнить работы по замене либо работы капитального характера по приведению оконных заполнений в надлежащее техническое состояние в границах муниципальных квартир №1 и №2 данного многоквартирного дома.
Оспаривая данное предписание, административный истец указывает на то, что указанные в нем требования об устранении выявленных нарушений без привязки к акту проверки в нарушение принципов правовой определенности и исполнимости не дает возможности администрации Иловлинского городского поселения определить существо допущенного нарушения, требующего устранения, а также способ его исполнения, поскольку не содержит перечня конкретных мероприятий, которые необходимо выполнить в целях устранения выявленного нарушения и его последствий. В связи с неясностью, неконкретностью, неисполнимостью оспариваемого предписания для администрации существует реальный риск его неисполнения.
В предписании № 834-2 от 16 августа 2017 года имеется указание на выявленные нарушения, а именно: «при осмотре конструктивных элементов крыши установлено, что кровля данного дома двухскатная, покрытие из асбестоцементных листов, которые, в свою очередь, имеют многочисленные сколы и трещины, выявлены смещения отдельных элементов, обнаружен недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления асбестоцементных листов к деревянной обрешетке. Конек кровли имеет крен, неплотное прилегание к конструктивным элементам крыши, ввиду чего возможно проникновение атмосферных осадков в чердачное помещение крыши. По периметру дома выявлено разрушение и загнивание деревянной подшивки кровли в границе расположения парапета. При осмотре конструктивных элементов крыши со стороны чердачного помещения установлено, что деревянные конструкции (стойки, лаги) имеют многочисленные участки загнивания, наблюдаются просветы в местах сопряжения оголовков дымовых каналов с кровельным покрытием. Входная группа в чердачное помещение, расположенная со стороны дворового фасада здания, нуждается в ремонтных работах по замене деревянных составляющих – нарушение требований п.п.4.6.3.6, 4.6.1.2, 4.6.1.3 ПиН. При осмотре дымовых каналов выявлены разрушения кирпичных стенок данных конструкций, имеются повреждения цементного и штукатурного слоев – нарушение требований п.4.6.2.3 ПиН».
На администрацию возложена обязанность выполнить работы по приведению конструктивных элементов крыши в границах муниципальных квартир № 1 и №2 и 4 в надлежащее техническое состояние.
Оспаривая данное предписание, административный истец указывает на то, что оно не соответствует требованиям действующего законодательства, так как не мотивировано, не имеет полного правового и доказательственного содержания, в нем отсутствует описание конкретных правонарушений, отсутствует правовая квалификация выявленного нарушения; в нем не содержится указание на конкретные мероприятия по устранению допущенных нарушений (какие работы необходимо выполнить), что исключает возможность установления изложенных в нем требований положениям действующего законодательства, а также нарушает права и законные интересы администрации Иловлинского городского поселения.
По этим основаниям административный истец просит признать предписания государственного жилищного надзора Волгоградской области незаконными и отменить.
В судебном заседании представитель административного истца – администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области Растегина Е.И. требования административного иска и доводы, изложенные в их обоснование, поддержала в полном объеме; также дополнила, что финансовое обеспечение администрации осуществляется за счет средств соответствующего бюджета; согласно положениям бюджетного законодательства, администрация исполняет бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств; бюджетными обязательствами являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году; в связи с тем, что предписания составлены в августе 2017 года, у администрации не было заложено средств в бюджете, и исполнить предписания в установленный срок не было возможности.
Административный ответчик – инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, предоставив заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие и мотивированные возражения по иску.
Административный ответчик – младший консультант сектора капитального ремонта отдела лицензионного контроля и жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Зеленский А.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, не явился, сведений об уважительности причин неявки не представил, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, пунктом 1.1 Положения об инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, утвержденного постановлением <адрес> от 25 августа 2014 года № 478-П (далее - Положение), инспекция государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) является огранном исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.
Согласно п.2.6. Положения, инспекция организует и осуществляет на территории Волгоградской области проверки и обследования жилищного фона независимо от его формы собственности.
В соответствии со статьями 14,30 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Собственник несет бремя содержания общего имущества в соответствующем многоквартирном доме и обязан поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии.
Пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения относится к вопросам местного значения.
В соответствии с п.п.3, 6, статьи 5 Устава Иловлинского городского повеления Иловлинского муниципального района Волгоградской области, принятого решением Думы Иловлинского городского поселения от 28 мая 2017 года № 33/170, к вопросам местного значения относятся владение пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Иловлинского городского поселения, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст.30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдая правила и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Как установлено в судебном заседании, в многоквартирном доме № 1 разъезда Колоцкий в р.п. Иловля имеется четыре квартиры, три из которых (1,2,4) находятся в муниципальной собственности.
Решением общего собрания собственников помещений в указанном многоквартирном доме от 10 декабря 2015 года выбран способ непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
В соответствии со ст. 65 Жилищного кодекса РФ наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан принимать участие в надлежащем содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное в наем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Статьей 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Таким образом, принимая во внимание, что администрация Иловлинского городского поселения является собственником квартир № 1,2,4 в многоквартирном доме № 1 разъезда Колоцкий р.п. Иловля, и обладает более чем пятидесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме, устранение выявленных нарушений в содержании указанного жилого дома входит в обязанность администрации Иловлинского городского поселения. В этой связи, в силу действующего законодательства РФ, администрация Иловлинского городского поселения является лицом, ответственным за обеспечение технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, в связи с чем доводы административного истца об отсутствии на указанные мероприятия средств в бюджете, не освобождает администрацию от обязанности по содержанию данного имущества и обеспечению его надлежащего технического состояния, отвечающего нормам действующего законодательства РФ.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе находящегося в муниципальной собственности, с целью обеспечения выполнения установленных нормативов по его содержанию и ремонту, утверждены Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 (далее - ПиН) и являются обязательными для организаций, принявших на себя обязательства по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома.
Пунктом 4.6.1.2 ПиН 4.6.1.2. предписано устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
В соответствии с п.4.6.1.3 ПиН в процессе эксплуатации деревянных несущих конструкций необходимо подтягивать болты, хомуты и другие металлические крепления в узловых соединениях и при необходимости заменять поврежденные и загнивающие отдельные элементы. Периодическую противогрибковую обработку следует, как правило, производить не реже одного раза в десять лет при капитальном ремонте. При аварийном состоянии конструкций должны быть приняты меры по обеспечению безопасности людей.
В соответствии с п.4.6.2.3 ПиН необходимо обеспечить исправность всех выступающих над поверхностью кровель элементов дымовых и вентиляционных труб, дефлекторов, выходов на крышу, парапетов, антенн, архитектурных деталей и т.д.
В соответствии с п. 4.6.3.6 ПиН при наличии асбестоцементной кровли требуется обеспечить: плотное покрытие конька кровли; исправное состояние покрытия около труб и расжелобков. Запрещается: в мягких кровлях уплотнять швы сопряжений цементно-песчаным раствором с последующим нанесением по нему мастики, разбавлять тиоколовые мастики растворителями, цементом, песком и т.д., выполнять гидроизоляцию чистым битумом, гудроном. Устранение этих нарушений должно осуществляться в возможно короткие сроки.
В соответствии с п. 4.7.2 ПиН неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития.
В судебном заседании установлено, что по результатам проверки, проведенной в присутствии главы администрации Иловлинского городского поселения, составлен акт проверки № 834 от 16 августа 2017 года, в котором зафиксированы выявленные нарушения обязательных требований, а также выданы соответствующие предписания № 834-1, 834-2 сроком до 2 октября 2017 года.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 и Ведомственные строительные нормы ВСН, утвержденные приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1999 № 312.
Вместе с тем, суд полагает, что в указании даты приказа Госкомархитектуры при Госстрое СССР имеется опечатка, поскольку приказ за указанным номером был издан 23.11.1988 года.
Так, проверкой было выявлено, что оконные заполнения в границах муниципальных квартир №№1 и 2 ввиду их длительной эксплуатации находится в ненадлежащем техническом состоянии, а именно, выявлены неплотности по периметру оконных коробок; зазоры повышенной ширины в переплетах, отслоение штапиков; загнивание и коробление деревянных элементов оконных заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов, отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок и переплетов, щели в соединениях отдельных элементов между собой, что является нарушением п.4.7.2. ПиН;
при осмотре конструктивных элементов крыши установлено, что кровля данного дома двухскатная, покрытие из асбестоцементных листов, которые, в свою очередь, имеют многочисленные сколы и трещины, выявлены смещения отдельных элементов, обнаружен недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления асбестоцементных листов к деревянной обрешетке; конек кровли имеет крен, неплотное прилегание к конструктивным элементам крыши, ввиду чего возможно проникновение атмосферных осадков в чердачное помещение; по периметру дома выявлено разрушение и загнивание деревянной подшивки кровли в границе расположения парапета; при осмотре конструктивных элементов крыши со стороны чердачного помещения установлено, что деревянные конструкции (стойки, лаги) имеют многочисленные участки загнивания, наблюдаются просветы в местах сопряжения оголовков дымовых каналов с кровельным покрытием; входная группа в чердачное помещение, расположенная со стороны дворового фасада здания нуждается в ремонтных работах по замете деревянных составляющих, что является нарушением п.п. 4.6.3.6, 4.6.1.2, 4.6.1.3 ПиН;
при осмотре дымовых каналов выявлены разрушения кирпичных стенок данных конструкций, имеются повреждения цементного и штукатурного слоев, что является нарушением п.4.6.2.3 ПиН (л.д.15-20).
В соответствии с предписаниями от 16 августа 2017 года №№ 834-1, 834-2 администрации предписано в срок до 2 октября 2017 года выполнить работы по замене либо работы капитального характера по приведению оконных заполнений в надлежащее техническое состояние в границах муниципальных квартир №1 и 2; выполнить работы по приведению конструктивных элементов крыши в границах муниципальных квартир № 1,2,4 в надлежащее техническое состояние (л.д.21,22).
Вместе с тем, административным истцом до настоящего времени своевременных меры по устранению нарушений в содержании и ремонту многоквартирного дома № 1 разъезда Колоцкий в р.п. Иловля в границах муниципальных квартир № 1,2,4 принято не было; не представлены планы восстановительных работ по устранению выявленных в ходе осмотра нарушений.
Таким образом, административным истцом, несмотря на продолжительное время, ремонтные работы не произведены, нарушения не устранены. Обратного при рассмотрении настоящего спора не установлено. Тем самым, администрацией Иловлинского городского поселения нарушаются обязательные требования жилищного законодательства Российской Федерации.
Оспариваемые предписания содержат подробное описание выявленных неисправностей и конкретные требования по их устранению, в связи с чем доводы административного истца о неисполнимости предписаний, в связи с невозможностью определить существо допущенного нарушения и способ его исполнения, суд находит не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Несостоятельны доводы административного истца об отсутствии в предписаниях описания конкретных правонарушений, их правовой квалификации, поскольку, как уже указано судом, в предписаниях содержится описание выявленных неисправностей, и их несоответствие действующим нормам, содержащимся в частности в Правилах и нормах технической эксплуатации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, и Ведомственных строительных нормах ВСН 58-88р, утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312.
При таких обстоятельствах, предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области являются законными и обоснованными, и не нарушающими права и законные интересы административного истца, в связи с чем оснований для удовлетворения административного иска администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
администрации Иловлинского городского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в удовлетворении административного иска к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, младшему консультанту сектора капитального ремонта отдела лицензионного контроля и жилищного надзора инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области Зеленскому А. В. о признании незаконными и отмене предписаний отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Иловлинский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий О.В. Ревенко
Мотивированное решение составлено 12 декабря 2017 года.
Председательствующий О.В. Ревенко