В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-6069
Строка № 077г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 октября 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.
судей Авдеевой С.Н., Кожевниковой А.Б.,
при секретаре Бронякиной А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Воронежского областного суда по докладу судьи Кожевниковой А.Б. гражданское дело по иску Ханина Владимира Викторовича к Главному управлению МВД России по Воронежской области о признании состоящим до 01.03.2015 года в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет ЖБК Борисоглебского ГРОВД с 01.11.1991 года, признании права на получение единой социальной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности включить в очередь на получение единой социальной выплаты для приобретения жилого помещения под №1 составом семьи из двух человек,
по апелляционной жалобе представителя истца - Гарина А.А.,
на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17 мая 2017 года
(судья Жемчужникова И.В.)
У С Т А Н О В И Л А:
Ханин В.В. обратился суд с иском к Главному управлению МВД России по Воронежской области о признании состоящим до 1.03.2005 в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет ЖБК Борисоглебского ГРОВД с 01.11.1991 года, признании права на получение единой социальной выплаты для приобретения жилого помещения, возложении обязанности включить в очередь на получение единой социальной выплаты для приобретения жилого помещения под №1 составом семьи из двух человек, в обосновании заявленных исковых требований указал, что он проходил службу в органах внутренних дел с 20.07.1987 года, приказом Борисоглебского ГРОВД по Воронежской области (далее ГРОВД) от 25.09.2006 года № 219 л/с был уволен со службы. Решением исполкома Борисоглебского горсовета народных депутатов № 563 от 23.08.1988 года он, как сотрудник милиции ГРОВД, поставлен на очередь для получения жилой площади из фонда местного Совета, тем самым, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий на состав семьи из двух человек. По состоянию на 06.04.2017 года он продолжает состоять в очереди под № 586, то есть до настоящего времени его жилищные условия не улучшились и до настоящего времени он проживает с женой в общежитии.
В октябре 1991 года он подал в ГРОВД заявление на получение ведомственной жилой площади. На основании заявления 01.11.1991 года решением ЖБК Борисоглебского ГРОВД, истец был поставлен на очередь для получения жилого помещения. В марте 2008 года ему было сообщено, что нужно обновить документы о нуждаемости, в связи с чем, необходимые документы в мае 2008 года он передал в ГРОВД.
16.06.2014 года он обратился в ОМВД г. Борисоглебска (далее ОМВД) с заявлением о получении единой социальной выплаты (далее ЕСВ) для приобретения жилья, приложив необходимые документы.
26.06.2014 года начальник ОМВД сообщил, что его заявление и жилищное дело направлены в ГУ МВД России по Воронежской области (далее ГУ МВД). Не получив ответа, 22.09.2014 года он вновь обратился в ОМВД с заявлением о выдаче сертификата на получение ЕСВ, на что 26.09.2014 года начальник ОМВД по г. Борисоглебску Карнюшин И.В. сообщил, что он не имеет право на получение сертификата, так как был уволен по выслуге срока службы, дающего право на пенсию, а не по достижению предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. По его мнению, таким ответом Карнюшин И.В. подтвердил факт существования жилищного дела, которое заведено в связи с решением ЖБК о постановке его на учет в 1991 году.
В декабре 2014 года он обратился в ГУ МВД с запросом копий документов, находящихся в его жилищном деле, 12.12.2014 года заявление было перенаправлено в ОМВД и 22.12.2014 года начальник ОМВД сообщил ему, что его жилищного дела нет, так как он не состоит на учете нуждающихся в жилом помещении.
На его запрос от 04.04.2017 года в ОМВД с просьбой предоставить копию протокола заседания ЖБК ГРОВД о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а также копию страницы книги учета нуждающихся сотрудников ГРОВД в улучшении жилищных условий, в том числе, за период с 1989 года по 2000 год, получен ответ от 14.04.2017 года начальника ОМВД Глуховского Н.А., который сообщил, что запрашиваемыми документами ЖБК ОМВД не располагает.
Считает, что халатные действия сотрудников ГУ МВД, которые допустили утрату жилищного дела, привели к нарушению его конституционных прав на жилище и социальное обеспечение, а также прав на получение ЕСВ для приобретения жилья, предусмотренных Федеральным законом от 19.07.2011г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С учетом уточнений исковые требования просил суд: признать его состоявшим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МВД до 01.03.2005 года, с момента постановки на учет нуждающихся в жилье ЖБК ГРОВД - 01.11.1991 года; признать за ним право на получение ЕСВ для приобретения жилья; обязать ГУ МВД включить его в очередь на получение ЕСВ на приобретение жилья под № 1 составом семьи из двух человек (л.д. 4-7, 64-66).
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 17 мая 2017 года в удовлетворении исковых требований Ханину В.В. было отказано (л.д. 142, 143-147).
На данное решение суда представителем истца - Гариным А.А. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда, ввиду его незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права, неправильного определения и недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и принятии нового решения, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме (л.д. 155-156).
В судебное заседание явились: представитель истца- Гарин А.А., представитель ГУ МВД по Воронежской области- Романцов С.Н. Другие участники процесса не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Часть 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ) устанавливает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В силу положений статьи 4 данного Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел (часть 1).
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 01 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона с одновременным снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. 2 ст. 6 Закона № 247-ФЗ).
Согласно ст. 31 ЖК РСФСР (действовавшего до 1 марта 2005 года) принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
Согласно п. 12 Правил «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 года № 335 (действовавших в момент возникновения правоотношений), для принятия на учет гражданином подается заявление с приложением необходимых документов.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентируется Инструкцией о порядке учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников подразделений центрального аппарата и подразделений, непосредственно подчиненных МВД РФ, и предоставления им жилых помещений, утвержденной Приказом МВД РФ № 169 от 18 марта 2003 года и Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД № 345 от 24 мая 2003 года.
В соответствии с п. 2, 3 Приказа МВД РФ от 24 мая 2003 года № 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществляется в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом. В протоколах комиссий указываются конкретные положения данных актов, послуживших основанием для принятия соответствующих решений.
Учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем, осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.
Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии с пунктами 7 и 12 Инструкции № 169 от 18 марта 2003 года принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и улучшение жилищных условий сотрудников (работников) и членов их семей производится с учетом всех имеющихся в пользовании у сотрудников (работников) и членов их семей жилых помещений, в том числе, принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями.
Учет сотрудников (работников), нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется исходя из времени принятия их на учет по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются сотрудники (работники), имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилья.
Согласно пункту 16 Инструкции № 169 от 18 марта 2003 года право состоять на учете сохраняется за сотрудниками (работниками) до получения жилого помещения, за исключением случаев, указанных в части второй настоящего пункта. Сотрудники (работники) снимаются с учета в случаях: улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с Министерством, если они состоят на учете по месту службы (работы) и никто из членов их семей не проходит службу (работает) в центральном аппарате и подразделениях, непосредственно подчиненных МВД России, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.
Жилищный кодекс Российской Федерации, введенный в действие с 01 марта 2005 года, сохранил право предоставления жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, за исключением случаев - внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 57 ЖК РФ).
При этом Федеральным законом от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что впредь до приведения в соответствие с этим Кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и данному Федеральному закону (ч. 1 ст. 4); граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма (ч. 2 ст. 6).
По смыслу вышеуказанных правовых норм право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение единовременной социальной выплаты может быть реализовано сотрудниками, гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел, только при условии, если они были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти, в котором проходили службу, до 01 марта 2005 года и состояли на учете на момент увольнения.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец проходил службу в органах внутренних дел с 20.07.1987 года по 25.09.2006 год. Приказом ГРОВД от 25.09.2006 года № 219 л/с истец уволен со службы по выслуге срока службы, дающей право на пенсию. В соответствии с копией учетного дела решением исполкома Борисоглебского горсовета народных депутатов № 563 от 23.08.1988 года истец поставлен на общую очередь для получения жилой площади из фонда местного Совета, с указанием, что Ханин В.В. проживает в частном домовладении № 348 по ул. 40 лет Октября, принадлежащем на праве личной собственности отцу Ханину В.В. жилой площадью 28.5 кв. м, состав семьи 2 человека, всего прописано 6 человек, очередь № 1 536. В учетном деле имеются справки от 7 и 8 апреля 2008 года об отсутствии у истца прав собственности на недвижимое имущество, а также выписка из паспорта супруги, выписка из домовой книги. Иных документов, подтверждающих обновление документов в доказательство нуждаемости в улучшении жилищных условий за весь период с 1988 года по 1991 года и с 1991 года по 2008 года, в материалах дела не имеется.
Ответчик обстоятельства того, что истец с 1991 года и по настоящее время состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий оспаривает, указывая, что сведения о наличии жилищного дела у ответчика отсутствуют. Согласно обращению истца к начальнику ОМВД по г. Борисоглебску от 16.06.2014 года была проведена проверка, в ходе которой установлено, что в ОМВД (ранее ГРОВД) нет документов о постановке истца по месту службы в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в частности, рапорта, акта ЖБК, выписки из решения органа по учету и распределению жилья о постановке истца на учет. Аналогичный ответ дан истцу 26.09.2014 года (л.д.47) и 28.12.2015 года (л.д.17).
Согласно ответа начальника ОМВД от 22.12.2014 года истец не состоит у них на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому стать участником программы «Жилище» в 2011 – 2015 годах у истца нет оснований.
В соответствии с представленными паспортами на истца и его супругу с 31.10.2008 года они зарегистрированы и проживают по другому адресу: г. Борисоглебск, Юго-Восточный микрорайон, ПУ-34, корп. ОБ, кв. 371,372. В деле не имеется и истцом не представлены доказательства того, что с 2008 года он представлял в администрацию г. Борисоглебска, или в ГРОВД (с учетом того, что с 2006 года истец уже не проходил службу в органах внутренних дел) документы по названному новому месту жительства, в том числе, акты ЖБК о жилищных условиях, которые свидетельствовали бы о нуждаемости истца в улучшении жилищных условий как на 2008 год, так и соответственно на день служебной проверки и на день обращения истца в суд с настоящим иском.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения только тем уволенным со службы в органах внутренних дел гражданам Российской Федерации, которые в период службы в органах внутренних дел были в установленном законодательством порядке приняты на соответствующий учет, по своей правовой природе является входящей в систему мер социальной защиты данной категории граждан льготой, направленной на удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан. Вместе с тем данная льгота не предоставлена тем гражданам, которые были уволены со службы в органах внутренних дел, но не состояли на учете ни в качестве имеющих право на единовременную социальную выплату (в органах внутренних дел), ни в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в органах местного самоуправления) (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года № 505-О).
Таким образом, доказательств, свидетельствующих о том, что Ханин В.В. до 01 марта 2005 года был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и состоял на этом учете на момент увольнения, представлено не было, более того, истец с заявлением о принятии его на учет для получения единовременной выплаты не обращался, документы, предусмотренные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не представлял, соответственно жилищно-бытовая комиссия ГУ МВД России по Воронежской области не принимала решение об отказе в принятии его на учет, суд, с учетом вышеприведенных нормативных положений, сделал правильный вывод об отсутствии законных оснований для признания истца имеющим право на получение единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих данный вывод суда.
Доводы жалобы о том, что истец Ханин В.В. относится к гражданам, имеющим право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, отклоняются судебной коллегией, поскольку данный факт не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела судом, опровергается имеющимися в материалах дела доказательствами.
На основании ч. 1 ст. 56, ст. 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Процедура постановки на учет сотрудников, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, носит заявительный характер. В силу ст. 35, 56 ГПК РФ, гражданский процесс носит состязательный характер, при этом каждая сторона имеет не только право, но и должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение лицами, участвующими в деле, своих обязанностей по доказыванию влекут для них неблагоприятные правовые последствия.
Судебная коллегия отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства постановки Ханина В.В. до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, равно как и принятия в период прохождения службы в органах внутренних дел на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. Не представлены такие доказательства и в суд апелляционной инстанции. Напротив, в материалах дела содержатся сведения о том, что Ханин В.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, для получения единовременной социальной выплаты в МВД России по г. Борисоглебску и ГУ МВД России по Воронежской области не состоял и не состоит.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
В апелляционной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленных судом первой инстанции обстоятельств и выводов.
По мнению судебной коллегии, представленный представителем истцом в апелляционную инстанцию, протокол заседания жилищно-бытовой комиссии Борисоглебского ГРОВД №10 от 01 ноября 1991 года, согласно которой Ханин В.В. был поставлен на жилищный учет Борисоглебского ГРОВД, как нуждающийся в улучшении жилищных условий, не может являться допустимым доказательством, так как отсутствуют или не читаемы подписи членов комиссии., а иных доказательств фиксации данного протокола в Борисоглебском ОМВД не представлено. Требований к ОМВД г.Борисоглебска о признании факта постановки на жилищный учет с 1991 года истцом не заявлялось.
Суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, разрешил спор в соответствии с представленными доказательствами и требованиями закона. Оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Указаний на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит, а судебная коллегия не усматривает.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК Российской Федерации для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 17 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: