Решение по делу № 4А-449/2018 от 11.10.2018

4а-449-18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Якутск                        26 ноября 2018 года

И.о. заместителя Председателя Верховного Суда Республики Саха (Якутия) Васильева В.Г., рассмотрев жалобу руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) ФИО на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2018 года, решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЖилРемСтрой»,

    УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2018 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ООО «ЖилРемСтрой» прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2018 года постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Не согласившись с указанными судебными актами, руководитель Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) ФИО, обратилась с жалобой об отмене вынесенных судебных актов, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют нормам права.

Изучив истребованные материалы дела, доводы, изложенные в жалобе, обоснованность и законность вынесенных судебных актов, прихожу к следующему.

Частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) установлена административная ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований.

Как следует из материалов дела, 16 марта 2018 г. Управлением государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) выдано предписание №08-02-114-18-Л об устранении выявленного нарушения в срок до 30 апреля 2018 г.

С 10 мая 2018 г. по 06 июня 2018 г. заместителем руководителя отдела проведена внеплановая документарная проверка на основании приказа №01-09-1632- 18 от 08.05.2018 г., в ходе которой установлено, что в целях обеспечения жителей многоквартирных домов коммунальными услугами, ООО «ЖилРемСтрой» заключены договора ресурсоснабжения с АО «Теплоэнергосервис» - № ... от _______, № ... от _______, № ... от _______ и № ... от _______, в соответствии с которыми компания обязуется отпускать для потребителей коммунальные ресурсы, а управляющая компания производить оплату услуг. Из условий вышеуказанных договоров следует, что ООО «ЖилРемСтрой» обязуется не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей от населения, ООО «ЖилРемСтрой» перечисляет в пользу АО «Теплоэнергосервис» поступившие от населения в счет оплаты за коммунальные услуги денежные средства. Выявлено нарушение сроков ежедневного перечисления поступивших денежных средств, а также размеров платежей, причитающихся перечислению, неисполнение предписания от 16 марта 2018 г.

По результатам проверки составлен акт проверки №08-01-782-18-Л от 06.06.2018 г.

Поскольку в установленный срок предписание исполнено не было, 25 июня 2018 года должностным лицом Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) ФИО составлен протокол №08-07-454-18 об административном правонарушении, предусмотренном частью 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2018 года производство по делу прекращено за отсутствием в действиях ООО «ЖилРемСтрой» состава административного правонарушения.

Решением судьи районного суда постановление мирового судьи оставлено без изменения.

Прекращая производство по данному делу, мировой судья, руководствуясь положениями статей 29.1 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пришел к выводу, с которым согласился судья районного суда, что поскольку в компетенцию органа государственного жилищного надзора не входит определение полноты расчетов между ресурсоснабжающей организацией и управляющей компанией, предписание от 16 марта 2018 года нельзя признать законным, что свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с ч. 2.3 названной нормы закона при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Правила (стандарты) осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 416 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Правила N 416). Эти Правила устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в том числе управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом.

Согласно п. 2 Правил N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с подп. "ж" п. 4 Правил N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление управляющими организациями, товариществами и кооперативами расчетов с ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы, поставленные по договорам ресурсоснабжения в целях обеспечения предоставления в установленном порядке собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида.

В соответствии с частью 1 статьи 7.23.3 КоАП РФ нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объективная сторона указанного административного правонарушения состоит в совершении действий (бездействия), повлекших нарушение Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 года № 416.

Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с ч. 6.2 ст. 155 Жилищного кодекса РФ управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми заключены договоры поставки коммунальных ресурсов, в соответствии с Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, установленными Правительством РФ N 253 от 28 марта 2012 года.

Как следует из пунктов 4, 6 Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 года N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг" поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее - платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации. Платежи исполнителя подлежат перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления платежей потребителей исполнителю.

Пунктом 7 указанного Требования предусмотрено, что размер ежедневного платежа, причитающегося к перечислению в пользу каждой ресурсоснабжающей организации и регионального оператора, определяется исполнителем путем суммирования платежей исполнителя, исчисленного в порядке п. 5 Требования, из поступивших в течение этого дня платежей потребителя.

В случае, если ежедневный размер платежа, определенный в соответствии с указанным пунктом, составляет менее 5000 рублей, перечисление денежных средств осуществляется в последующие дни, но не реже чем 1 раз в 5 рабочих дней и не позднее рабочего дня, в котором совокупный размер платежа за дни, в которые не производилось перечисление в пользу ресурсоснабжающей организации и регионального оператора превысит 5000 рублей.

Таким образом, по смыслу приведенных выше правовых норм управляющая организация обязана своевременно и в полном объеме перечислять денежные средства ресурсоснабжающим организациям.

Соблюдение порядка осуществления расчетов с ресурсоснабжающими организациями является требованием, предъявляемым к лицензиатам, и, следовательно, подлежит контролю.

Учитывая изложенное, в случае поступления в орган государственного жилищного надзора обращения заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений, орган государственного жилищного надзора уполномочен проводить проверки соблюдения управляющими компаниями порядка, сроков, способов перечисления поступающих исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства в пользу ресурсоснабжающих организаций и в случае выявления нарушений привлечь управляющую организацию к административной ответственности.

В данном случае должностным лицом органа государственного жилищного надзора вынесено предписание не по факту полноты расчетов и задолженности управляющей компании ООО «ЖилРемСтрой» перед ресурсоснабжающей организацией - АО «Теплоэнергосервис», а по факту нарушения требований Правил (стандартов) осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, а именно подп. "ж" п. 4 Правил N 416 – осуществления обществом расчетов с ресурсоснабжающей организацией за коммунальные ресурсы.

ООО «ЖилРемСтрой» является управляющей компанией, в отношении которой вынесено обязательное к исполнению предписание. Обязанность по исполнению предписания вытекает из совокупного анализа положений ст. 17 и ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Законность и обоснованность предписания должностного лица не оспаривалась ООО «ЖилРемСтрой». Обжалование предписания должностного лица является правом, а не обязанностью, следовательно, в данном случае ООО «ЖилРемСтрой» признало законность и обоснованность указанного документа, и согласилась со сроками его исполнения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предписание является обоснованным и выдано в пределах компетенции Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я).

При таких обстоятельствах выводы мирового судьи и районного суда основаны на ошибочном толковании норм материального права.

При рассмотрении дела существенно нарушены нормы материального права, что не позволило полно и объективно рассмотреть дело, постановление мирового судьи и решение районного суда нельзя признать законными и обоснованными, следовательно они подлежат отмене.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы должностного лица срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу должностного лица – руководителя Управления государственного строительного и жилищного надзора РС (Я) ФИО - удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Алданского района Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2018 года, решение судьи Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 12 сентября 2018 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 24 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЖилРемСтрой» - отменить.

Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.

И.о. заместителя Председателя

Верховного Суда

Республики Саха (Якутия) п/п                  В.Г. Васильева

Копия верна:

И.о. заместителя Председателя

Верховного Суда

Республики Саха (Якутия)                      В.Г. Васильева

4А-449/2018

Категория:
Административные
Статус:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТМЕНЕНО полностью С ПРЕКРАЩЕНИЕМ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ
Другие
ООО "ЖИЛРЕМСТРОЙ"
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Васильева Валентина Гаврильевна
Статьи

КоАП: ст. 19.5 ч.24

Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее