Решение по делу № 12-473/2016 от 18.03.2016

Дело № 12-473/2016

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

12 апреля 2016 года     г.Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Евстафьев В.В., рассмотрев жалобу ООО «Авторегион» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П. от дата о привлечении к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ,

                        у с т а н о в и л :

Постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике ФИО9 от дата ООО «Авторегион» было привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере ------ за то, что по состоянию на дата у Общества отсутствовали паспорта на отходы 1-4 класса опасности, чем были нарушены требования ст. 11, ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712.

Административный орган установил, что в результате хозяйственной деятельности у Общества образуются отходы: мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный); лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные; и отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами. Образующиеся отходы Общество передаёт сторонним организациям для дальнейшего обращения с ними.

Согласно письму ООО «СпецАвтохозяйство» от дата ----- в период с дата по дата у Общества образовалось 18.44 т отходов.

Факт образования отходов производства и потребления подтверждается расчётами платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 кварталы 2015 г.; письмом ООО «СпецАвтохозяйство» от 17 февраля 2016 г. № 32; актами выполненных работ с ООО «СпецАвтохозяйство» за 2015 г., и Обществом не оспаривается.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека».

В соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I-IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительно власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Правила проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 г. №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности").

В соответствии с п. 7 Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 г. № 712 на отходы I-IV классов опасности, включённые в федеральный классификационный каталог отходов, юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации.

Копия паспорта, заверенного юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Указано, что согласно докладной записке отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике по состоянию на дата паспорта на отходы 1-4 класса опасности у Общества отсутствовали, копии паспортов в Управление не поступали.

В связи с чем, Общество было привлечено к административной ответственности.

ООО «Авторегион» не согласилось с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности и обжаловало его в Ленинский районный суд г. Чебоксары.

В жалобе Общество указало, что считает постановление необоснованным и незаконным по следующим основаниям.

Государственным органом в нарушении пунктов 26.2. и 28.2. КоАП РФ не установлена объективная сторона правонарушения. Так, из описательной части Протокола № 11-02 от 05.02.2016г. Обществу вменяется следующее правонарушение:

«В результате хозяйственной деятельности у Общества образуется отходы производства и потребления 4-5 класса опасности: мусор от офисных и бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде изделий, кусков, несортированные, и отходы (мусор) от уборки территорий несортированные; отходы упаковочного картона незагрязненные; отходы (мусор) от уборки территорий и помещений объектов оптово-розничной торговли промышленными товарами и отходы минеральных масел

Согласно сведениям, имеющимся у надзорного органа в 2015 г. у «Авторегион» образовалось 16,59 т. Отходов. Паспорта на вышеуказанные отходы производства и потребления, согласованные и утвержденные надлежащим образом, у Общества отсутствуют.

Таким образом, ООО «Авторегион» нарушены нормы права, установленные ст. 11 ч.1, ч.3 ст. 14 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии со ст. 8.2. КоАП РФ.

Место совершения административного правонарушения: 428012, Чувашская Республика, адрес, Время совершения (выявления) административного правонарушения - датаг.».

Тем самым, в протоколе в нарушении ст. 28.2. КоАП РФ изложены лишь описание выявленных нарушения, а каким образом установлены эти нарушения, и чем они подтверждаются, из данного процессуального документа не усматривается.

Протокол составлен в нарушение положений ст. 28.5 КоАП РФ, а именно. по истечению двух недель с момента выявления административного правонарушения, тем самым не может применяться в качестве допустимого доказательства.

В оспариваемом Постановлении № 11-05 же по «информации, имеющейся в Управлении, в период с 01.04.2015г. по 31.01.2016г. у ООО «Авторегион» образовалось 18,44 т вышеуказанных отходов….

Место совершения административного правонарушения: 428012, ФИО1, адрес, Время совершения (выявления) административного правонарушения – датаг».

Тем самым вменяемая объективная сторона правонарушения, указанная в Постановлении не основана на протоколе ----- от дата как процессуальном документе, необходимом для возбуждения административного дела. Таким образом, вывод Государственного органа о том, что в действиях Общества имеется состав правонарушения, основан на недостоверных доказательствах, бесспорных доказательств административным органом не представлено.

Также Государственным органом нарушен порядок выявления вменяемого правонарушения, что является самостоятельным нарушением процедуры установления всех обстоятельств правонарушения.

К отношения, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.

    Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" предусмотрено, что Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции в рамках (Пункт 3). При этом федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

    Аналогичные нормы содержаться в статьей 25 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

    Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусматривает ограниченный перечень формы проведения государственного контроля (надзора) и способа получения и фиксации доказательств по делу об административном правонарушении.

Однако в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о правовых основаниях проведения проверки.

Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора ( далее-Административный регламент). Административным регламентом урегулирован порядок осуществления государственного экологического надзора, порядок проведения плановых и внеплановых проверок. Соответствующие пункты Административного регламента основаны на положениях Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ. Следовательно, указанный административный регламент также не предусматривает проведение надзорным органом мероприятий в нарушении положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, в ходе, которых могут быть получены надлежащие доказательства выявленного правонарушения.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

В силу части 2 данной статьи к грубым нарушениям относится, в частности, нарушение требований, установленных частью 1 статьи 14 настоящего Федерального закона (в части проведения проверки без распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля).

Государственный орган в нарушении разграничения компетенций превысил свои полномочия.

Статьёй 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится осуществление федерального государственного экологического надзора при осуществлении хозяйственной и иной деятельности с использованием объектов, находящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в ведении Российской Федерации, и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

Постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре" предусмотрено, что Федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции (Пункт 3). Т.е. Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике уполномочено на проведение федерального государственного экологического надзора на территории Чувашской Республики.

Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики уполномочено проводить региональный государственный экологический надзор.

Пунктом 6 ст. 65 ФЗ «Об охране окружающей среды» федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень. Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством Российской Федерации критериев.

    Критерии установлены в Постановлении Правительства РФ от 28.08.2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору".

    Приказом Минприроды России от 08.09.2010 № 359 утвержден список конкретных объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Чувашской Республики - Чувашии, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (http://www.mnr.gov.ru/activities/detail.php?ID=12421&spetial=Y).

    ООО «Авторегион» в данном списке нет, также деятельность Общества не связана с объектами, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору.

Статьей 23.29 КоАП предусмотрен перечень должностных лиц уполномоченных в пределах своих полномочий рассматривать дела об административных правонарушениях. Старший государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Чувашской Республике не уполномочен на проведение регионального государственного надзора.

Следовательно, проводить надзор в отношении ООО «Авторегион» (в том числе рассматривать дела об административном правонарушении, выносить Постановления об административном правонарушении) Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике не вправе, ввиду отсутствия соответствующих полномочий в отношении объектов регионального государственного экологического надзора.

    Проводить соответствующий надзор в отношении Общества в настоящий момент имеет право лишь Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.

В нарушении указанных норм, под.2 п.2 ст. 29.9 КоАП РФ и ст. 23.29 КоАП РФ Государственный орган превысил свои полномочия, рассмотрев административное дело, и вынес оспариваемое Постановление.

В случае если в нарушение вышеуказанных норм все же будет установлена вина Общества, то заслуживает внимание то обстоятельство, что статьей 8.2. КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Отнесение отходов к тому или иному классу направлено на установление степени неблагоприятного воздействия на окружающую среду, и проведение соответствующих компенсационных мероприятий.

Так, в материалах дела, имеются сведения, что Общество выплачивает плату за негативное воздействие на протяжении двух лет, тем самым вменяемое заключаются только в отсутствии документов контроля за экологической обстановкой в процессе деятельности Общества, при этом какого-либо негативного воздействия на окружающую среду и экологическую безопасность населения без проведение компенсационных мероприятий Обществом не оказывается.

Полагают возможным применение к общемтву ст.2.9 КоАП РФ и прекращении дела об административном правонарушении в связи с малозначительностью или же назначение наказания с применением положения п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

На основании вышеизложенного, просят отменить постановление----- от 19.02.2016г. по делу об административном правонарушениио привлечении ООО «Авторегион» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере ------

В последующем ООО «Авторегион» дополнило свою жалобу. В дополнение к заявленным доводам Общество указало, что Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» (вступило в силу 01.08.2014г.) предусмотрено, что «индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации» ( п. 6 Постановления).

Росприроднадзор РФ в своем письме от 18.05.2015 N АА-03-04-36/8203 «О направлении разъяснений» отметил, что «процедуры по подтверждению отнесения вида отхода к конкретному классу опасности для окружающей среды и по включению вида отхода в ФККО являются первичными перед процедурой паспортизации отходов.».

Тем самым провести паспортизацию отходов без проведения процедуры отнесения отходов к конкретному классу опасности не возможно.

Однако, Общество не могло провести процедуру отнесения вида отходов в 2015г. (как вменяет государственный орган) к конкретному классу опасности для окружающей среды с целью для дальнейшего проведения процедуру паспортизации отходов, т.к. данный порядок не был утвержден в указанном периоде.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду» установлен порядок определения тех или иных отходов к классам опасности. Указанный приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.12.2015г. (http://minjust.consultant.ru/documents/17613), что с учетом Указ Президента РФ от 23.05.1996 имеет обязательную юридическую силу лишь с 11 января 2016г.

Т.е., Обществу вменяют правонарушение, за период 2015г. не смотря на то, что обязанность по отнесению отходов к конкретному классу опасности, и составлению паспортов на отходы I - IV класса возникла лишь с датаг., т.к. до этого момента не вступил в силу порядок подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Данная позиция нашла свое подтверждение в Письме Росприроднадзора от 28.10.2014 "Разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ"

Государственный орган не имел право рассматривать документы Общества без предусмотренных законом оснований.

Так, из описательной части Протокола, Постановления об административном правонарушении следует, что у Общества в результате хозяйственной деятельности образовались отходы производства и потребления 3-5 класса.

Проведение государственного экологического надзора осуществляется в соответствии с N 294-ФЗ от 26.12.2008, данный порядок предусмотрен:

-ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

-ФЗ от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

-Постановление Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 "О федеральном государственном экологическом надзоре"

-Приказ Минприроды России от 29.06.2012 N 191 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора».

Процедуры проведения надзора в соответствии N 294-ФЗ от 26.12.2008 Государственным органом не проводились.

Документы в материалах административного дела - Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1-4 квартал получены должностным лицом в нарушение положений ст. ст. 26.1, 26.10 КоАП РФ.

В материалах дела, отсутствуют Определение Старшего государственного инспектора об истребовании указанных сведений, что в силу п 3. ст. 26.2. КоАП свидетельствует о недоказанности факта образования отходов производства и потребления.

Государственным органом не установлена объективная сторона правонарушения, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 8.2 КоАП РФ.В оспариваемом постановлении указано:

«Таким образом, Обществом нарушены требования ст. 11 ФЗ, ч. 1, ч. 3. ст. 14 от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»

Однако, как следует из диспозиции статьи 11 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами;

Понятие обращения с отходами указано в Преамбуле, а именно - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Перечень обращения с отходами является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Однако ни один из указанных видов деятельности по обращению с отходами должностным лицом не установлен, что свидетельствует о недоказанности объективной стороны вменяемого Обществу правонарушения.

В судебном заседании представители ООО «Авторегион» Максимов П.М., Дмитриева Е.Г. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

Представители Управления Росприроднадзора по Чувашской Республике Кузьмин С.П. ии Архипов С.А. в судебном заседании заявили, что полагают привлечение ООО «Авторегион» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ законным и обоснованным. Представитель Кузьмин С.П. пояснил, что признаки административных правонарушений могут быть выявлены не только в ходе плановых и внеплановых проверок, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Основаниями к возбуждению дела об административном правонарушении и иные поводы, указанные в КоАП РФ, в том числе непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения должностными лицами Росприроднадзора, что в данном случае имело место. Паспорта по отнесению образующихся отходов должны были быть представлены ООО «Авторегион» в 2015 г., но этого не было сделано, что свидетельствует об их отсутствии. Паспорта были представлены уже после вынесения постановления по делу и они были оформлены в 2016 г.

Выслушав доводы представителей юридического лица, привлечененного к административной ответственогсти, представителей административного органа, изучив представленные доказательства, прихожу к следующему.

В соответствии со ст.30.6 КАП РФ, судья при рассмотрении жалобы не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.

Доводы жалобы о том, что в ходе производства по делу об административном правонарушении были нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", полагаю несостоятельными, так как из материалов дела об административном правонарушении не следует, что в отношении ООО «Авторегион» проводилась плановая или внеплановая проверка.

Поводу к возбуждению дела об административном правонарушении указаны в ст.28.1 КоАП РФ и они не ограничены проверками, проводимыми в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ.

В то же время, доводы жалобы о том, что отсутствуют достаточные доказательства для вывода о наличии в действии ООО «Авторегион» доказательств, свидетельствующих о нарушении Обществом ст.8.2 КоАП РФ, заслуживают внимание.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужила докладная записка специалиста-эксперта ФИО6 о том, что рядом организаций, в том числе ООО «Авторегион» не были представлены копии паспортов отходов I-IV класса опасности.

Однако непредставление паспортов отходов производства само по себе не доказывает их отсутствие. Тем более, что из расчетов сумм платы по объектам размещения отходов производства и потребления следует, что учет отходов на предприятии ведется по классам опасности. Отсутствие паспортов отходов производства можно было установить при проведении проверки, что не было сделано и указанные паспорта у Общества не запрашивались.

В части доводов о том, что ни один из видов деятельности по обращению с отходами должностным лицом при рассмотрении дела не установлен, несостоятелен.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Должностным лицом установлено, что из представленных расчетов платы по объектам размещения отходов следует, что в деятельности Общества образуются отходы производства.

Из протокола об административном правонарушении от дата ----- следует, что дело об административном правонарушении было возбуждено в связи с тем, что в результате хозяйственной деятельности у Общества образуются отходы производства 4-5 класса опасности. Согласно сведениям, имеющимся в Управлении Росприроднадзора по Чувашской Республике в 2015 г. у ООО «Авторегион» образовалось 16,59 т отходов, при том, что паспорта на указанные отходы производства и потребления, согласованные и утвержденные надлежащим образом, у Общества отсутствуют.

В то же время, ООО «Авторегион» привлечено к административной ответственности постановлением от дата ----- за то, что согласно письму ООО «Авторегион» от дата у Общества в период с дата по дата образовалось 18,44 т отходов, при том, что по состоянию на дата у Общества отсутствовали паспорта на отходы 1-4 класса опасности, копии паспортов в Управление не поступали.

Сделан вывод о том, что Обществом были нарушены требования ст. 11, ч.1, ч.3 ст.14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

Включение в постановление по привлечении к административной ответственности иного периода образования отходов производства не за 2015 г., как в протоколе об административном правонарушении, а за период с дата по дата, нарушает право Общество на защиту. Тем более, что в протоколе указано об образовании на предприятии отходов 4-5 классов опасности, а согласно постановления Общество привлечено к административной ответственности за отсутствие паспортов на отходы производства 1-4 класса опасности.

Кроме того, полагаю обоснованными доводы жалобы о том, что ООО «Авторегион» не имело возможности оформить паспорта на отходы производства до издания Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. № 536 «Об утверждении критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», которым был установлен порядок определения тех или иных отходов к классу опасности.

Указанный приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 29.12.2015г. (http://minjust.consultant.ru/documents/17613), что с учетом Указ Президента РФ от 23.05.1996 имеет обязательную юридическую силу лишь с 11 января 2016г.

Данная позиция нашла свое подтверждение в Письме Росприроднадзора от 28.10.2014 "Разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ".

В указанном письме отмечено, что В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", на отходы I - IV класса опасности должен быть разработан паспорт отхода, который составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.

Согласно п. 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление), индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (в настоящее время указанный порядок не установлен).

Частью 2 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, в случае, если обязанность составить паспорт на отход I - IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после 1 августа 2014 года, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО «Авторегион» вменено в вину нарушение именно п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности».

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о том, что в действиях ООО «Авторегион» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, а именно в связи с тем, что у Общества отсутствовала возможность соблюдения требований п.7 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 №712.

Доводы жалобы о нарушении компетенции при рассмотрении дела об административном правонарушении также заслуживают внимание, так как ООО «Авторегион» не входит в список объектов хозяйственной и иной деятельности по территории Чувашской Республики - Чувашии, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю» (Приказ Минприроды России от 08.09.2010 № 359).

Должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений (абзац 5 пункта 1 статьи 66 Закона N 7-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 23.29 Кодекса рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса, входит в полномочия органов, осуществляющих государственный экологический контроль. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 данной статьи, вправе старшие государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы и государственные инспектора субъектов Российской Федерации по охране природы (пункты 8 и 9 части 2 статьи 23.29 Кодекса).

Иные доводы жалобы не влияют на существо принимаемого решения по жалобе.

На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

         р е ш и л :

Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в обрасти охраны окружающей среды по Чувашской Республике Кузьмина С.П. от дата о привлечении ООО «Авторегион» к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней.

Судья      В.В.Евстафьев

Мотивированное постановление

изготовлено 18.04.2016.

12-473/2016

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Другие
ООО "АвтоРегион"
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Судья
Евстафьев Владимир Васильевич
Статьи

8.2

Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
29.02.2016Материалы переданы в производство судье
10.03.2016Истребованы материалы
18.03.2016Поступили истребованные материалы
12.04.2016Судебное заседание
19.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее