Решение по делу № 2-706/2018 (2-8415/2017;) ~ М-7816/2017 от 14.11.2017

Дело № 2-706/2018

Мотивированное решение

изготовлено 05.03.2018

Решение

Именем Российской Федерации

28 февраля 2018 года                             г. Владивосток

Фрунзенский районный суд г. Владивостока в составе:

председательствующего судьи Бакшиной Н.В.,

при секретаре Иршенко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту интересов Соколовой Любови Александровны к ООО «Управляющая компания Фрунзенского района» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома,

установил:

прокурор Фрунзенского района г. Владивостока в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в защиту интересов Соколовой Л.А. в суд с названным иском, в обоснование заявленных требований указав, что по обращению Соколовой Л.А. прокуратурой Фрунзенского района г. Владивостока проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства ООО «УК Фрунзенского района» при начислении платы за электроснабжение, в результате которой установлено, что ответчик при расчете размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в <адрес> применяет норматив потребления энергии, установленный постановлением департамент по тарифам Приморского края от дата «Об установлении нормативов потребления электрической энергии населением Приморского края». Вместе с тем, поскольку многоквартирный <адрес> оснащен общедомовым прибором учета, норматив потребления электрической энергии населением Приморского края при расчете размера платы за электроэнергию применяться не может. Положения жилищного законодательства о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме применяются с дата. дата департаментом по тарифам Приморского края принято постановление «Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды». В связи с чем, расчет размера расходов на оплате электрической энергии потребляемой при содержании общего имущества в многоквартирном <адрес> должен был осуществляться по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета вплоть до принятия соответствующего норматива.

Просит суд обязать ООО «УК Фрунзенского района» произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома исходя из показания общедомового прибора учета Соколовой Л.А., проживающей по адресу: <адрес> за период с дата по дата в течение 1 месяца.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания от дата, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена <...>.

В судебном заседании истец - Соколова Л.А., старший помощник прокурора Фрунзенского района г. Владивостока – Коломеец Ю.Н. на удовлетворении исковых требований настаивали.

Представитель третьего лица ГЖИ Приморского края - ФИО10 в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по доводам, изложенным в письменном отзыве. Указал, что ООО «УК Фрунзенского района» верно в соответствии с требованиями действующего законодательства применен при расчете размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме норматив потребления электрической энергии населением Приморского края. Нарушений при расчете размера платы за электроэнергию <...> не установлено.

Представитель ООО «УК Фрунзенского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала, суду пояснила, что при расчете размера платы за электроэнергию в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяется норматив потребления электрической энергии населением Приморского края, поскольку основания, установленные законом, для расчета исходя из показаний общедомового прибора учета в данном случае отсутствуют. Решение общего собрания собственников <...> о расчете размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний общедомового прибора учета не принималось. Возложение на управляющую компанию обязанности произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения исходя из показаний общедомового прибора учета нарушит права потребителей.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 1, пунктами 4, 5 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, к компетенции которого относятся, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом и другие вопросы, отнесенные кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

К компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома относятся вопросы определения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы. Вопрос о распределении объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, непосредственно связан с определением размера платы за коммунальные услуги, и следовательно, относится к компетенции общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, что соответствует положениям жилищного законодательства и не нарушает права, свободы и законные интересы собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме как основной орган управления этим многоквартирным домом обладает своей компетенцией, правовая природа которой определяется правом собственности на общее имущество в этом многоквартирном доме данных собственников и несении ими бремени расходов на его содержание. Исходя из необходимости согласования со всеми собственниками помещений дома вопросов, связанных с общим имуществом в доме, договор управления многоквартирным домом заключается на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Условия о порядке определения размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы, включая плату за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, должны быть указаны в договоре управления многоквартирным домом и соответственно согласованы со всеми собственниками помещений путем принятия по данному вопросу решения общего собрания.

Как следует из части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 данного Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

В силу части 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 (далее - Минимальный перечень услуг, работ).

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» (далее – Постановление № 1498) в случае если перечень работ, услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме превышает Минимальный перечень услуг, работ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходов на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением № 1498 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее - Правила № 306) предусмотрено исключение из Правил № 306 нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды и включение нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, которые в соответствии с Постановлением № 1498 в Правила № 354 одновременно подлежат использованию при расчете платы за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.

Поскольку норма части 9.2 статьи 156 ЖК РФ содержит указание на определение размера соответствующих расходов для граждан, Постановлением № 1498 предусматривается, что в указанных целях подлежат применению тарифы на холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, сточные воды, утвержденные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов по категории потребителей "население". Поскольку размер платы за содержание жилого помещения устанавливается в одинаковом размере для всех собственников помещений в многоквартирном доме, тарифы для населения применяются ко всему объему коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаемому в расчет размера платы за содержание жилого помещения.

Согласно части 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 176-ФЗ) положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с дата.

Постановлением № 1498 предусмотрено внесение в Правила № 354, а также Правила № 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации.

В соответствии с частью 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ при первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на дата. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

При последующем включении данных расходов в указанную плату их размер определяется исходя из нормативов потребления, утвержденных в новом порядке. Соответствующие изменения внесены в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг тем же Постановлением № 1498.

Из совокупности положений частей 9, 10 статьи 12 Федерального закона № 176-ФЗ следует, что под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения с дата, которое производится путем суммирования лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом:

- установленного в многоквартирном доме в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года размера платы за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме,

- размера платы за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества, исходя из норматива потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, действующего на дата, и тарифов на соответствующие коммунальные ресурсы, действующие в каждом расчетном периоде начиная с января 2017 года.

При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, в том числе по договору управления, заключенному с товариществом, кооперативом, расходы на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в расчет цены договора управления в порядке, установленном договором управления, в том числе путем формирования стоимости работ, услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с соблюдением правил определения (ограничения) размера таких расходов, исходящих из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ и пункта 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491) в редакции Постановления № 1498.

Согласно ЖК РФ и Правил № 491, собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании должны утвердить перечень услуг и работ по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества исходя из требований, установленных Правилами N 491, и Минимального перечня услуг, работ.

При этом размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен быть соразмерен утвержденному собственниками помещений в многоквартирном доме перечню, объемам и качеству услуг и работ по содержанию конкретного дома (пункт 35 Правил № 491).

В соответствии с пунктом 36 Правил № 491 и согласно части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, органы местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в соответствии с частью 4 статьи 158 ЖК РФ устанавливают размер платы за содержание жилого помещения, вносимой собственниками помещений в многоквартирном доме, исходя из стоимости услуг и работ, входящих в утвержденные решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме перечни услуг и работ, выполняемых лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Порядок расчета платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определен пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг.

Во втором абзаце данного пункта предусмотрено, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

Таким образом, при наличии общедомового прибора учета размер платы за коммунальные услуги на ОДН зависит от фактического объема ресурса, потребленного на ОДН, а также от наличия решения общего собрания собственников помещений о распределении на потребителей сверхнормативного объема ресурса, предоставленного на ОДН.

В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.

Соответственно, при отсутствии специального решения общего собрания исполнитель (УК, ТСЖ) начисляет плату за коммунальную услугу на ОДН исходя из соответствующего норматива потребления.

Сведения о наличии принятых собственниками помещений указанных многоквартирных домов решений о распределении сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями таких домов в материалах дела отсутствуют. При отсутствии решения общего собрания о распределении сверхнормативного потребления электроэнергии на общедомовые нужды, возложение обязанности по перерасчету по ПВУ может привести к нарушению прав потребителя.

Ввиду этого требование прокурора произвести перерасчет размера платы без установления конкретной суммы превышения начисления обществом платы за сверхнормативное потребление не может не нарушать права заявителя, имеющего право получать плату за предоставленные услуги.

Таким образом, у управляющей компании отсутствуют основания для начисления платы на общедомовые нужды исходя из показаний общедомового прибора учета, поскольку любое начисление на общедомовые нужды, исходя из показаний общедомовых приборов учета, является начисление платы в полном объеме, чем нарушаются положения абзаца 2 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг.

Данные обстоятельства также подтверждаются пояснениям представителя Государственной жилищной инспекции, который в судебном заседании пояснил, что расчет ООО «УК Фрунзенского района» расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, исходя из нормативов осуществляется в соответствии с действующим в период спорных правоотношений законодательством.

Право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правового характера, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.

Однако в отсутствие доказательств нарушения жилищных прав истца действиями ответчика, в том числе, по начислению платы за услугу электроснабжения на общедомовые нужды, в отсутствие данных, свидетельствующих о нарушении закона ответчиком, прокурор не вправе требовать, а суд - обязывать ответчика к каким-либо действиям.

Поскольку прокурором не представлено в суд доказательств нарушения ответчиком прав и законных интересов истца, в том числе, по взимания платы за коммунальные услуги, то оснований для удовлетворения иска у суда не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Фрунзенского района г. Владивостока в защиту интересов Соколовой Любови Александровны к ООО «Управляющая компания Фрунзенского района» о возложении обязанности произвести перерасчет размера платы за услугу электроснабжения в целях содержания общего имущества многоквартирного дома оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                    Н.В. Бакшина

2-706/2018 (2-8415/2017;) ~ М-7816/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
СОКОЛОВА Л.А.
ПРОКУРОР ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА Г. ВЛАДИВОСТОКА
Ответчики
УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ФРУНЗЕНСКОГО Р-НА (ООО)
Суд
Фрунзенский районный суд г. Владивостока
Судья
Бакшина Наталья Валерьевна
14.11.2017[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2017[И] Передача материалов судье
16.11.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.11.2017[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.11.2017[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2017[И] Судебное заседание
19.12.2017[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.02.2018[И] Судебное заседание
28.02.2018[И] Судебное заседание
05.03.2018[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.05.2018[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее