дело №2-811/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2018 года город Кукмор
Кукморский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Хузиной Э.Х.,
при секретаре Нургалиевой Р.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Степанова В.А. к Палате имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении земельного участка в арендунезаконным, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Степанов В.А. обратился в суд с иском к Палате имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении земельного участка в аренду незаконным, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка.
В обоснование иска указано, что на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 400 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Кукморский муниципальный район, Село-Чуринское сельское поселение, в ДД.ММ.ГГГГ году истец построил здание убойного пункта (объект для забоя скота), общей площадью 59,1 кв.м. Построенное здание соответствует строительным нормам и правилам, санитарным противопожарным требованиям. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о заключении договора аренды земельного участка для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Между тем, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в предоставлении в аренду земельного участка, ссылаясь на то, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о наличии на земельном участке объектов недвижимости. Данный отказ истец полагает незаконным, в связи с чем, уточнив исковые требования, просит признать незаконным отказ в предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, обязать ответчика заключить с ним договор аренды земельного участка.
В судебном заседании истец Степанов В.А. и его представитель Фатыхов А.Р. исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам.
В судебное заседание представитель ответчика - Палаты имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района Республики Татарстан не явился, в направленном в суд отзыве на исковое заявление просил в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представители третьих лиц - исполнительного комитета Село-Чуринского сельского поселения Кукморского муниципального района Республики Татарстан, исполнительного комитета Кукморского муниципального района Республики Татарстан не явились, надлежаще извещены. От исполнительного комитета Село-Чуринского сельского поселения поступило заявление о согласии с исковыми требованиями и о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующему.
В силу статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью 400 кв.м+/-175 кв.м, находящийся относительно ориентира, расположенного в границах участка с кадастровым номером №, по адресу: Республика Татарстан, Кукморский муниципальный район, Село-Чуринское сельское поселение, поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: сельскохозяйственное использование. Сведения об объекте недвижимости имеют статус временные до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 39.6, ст.39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет право на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Распоряжением руководителя Село-Чуринского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ земельному участку с кадастровым номером № присвоен адрес: <адрес>.
Полагая вышеуказанный отказ Палаты незаконным, истец ссылается на наличие на испрашиваемом земельном участке здания убойного пункта (объект для забоя скота), общей площадью 59,1 кв.м, возведенного им в ДД.ММ.ГГГГ году с соблюдением санитарных и противопожарных требований, строительных норм и правил.
Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 38 Постановления от 23 июня 2015 года № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указал, что по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости (пункт 1 статьи 130 ГК РФ).
Из представленных истцом в материалы дела технического плана и паспорта БТИ в отношении здания убойного пункта следует, что фундамент – бутовый ленточный, полы – бетонные, стены - "сэндвич-панели", перекрытия - деревянные, крыша – железная, отделочные работы не имеются, санитарные и электро-технические устройства (водопровод, канализация, отопление)не имеются.
При этом, доказательств того, что здание убойного пункта было создано именно как объект недвижимости, с получением на это в порядке статьи 51 ГрК РФ разрешений, в материалы дела не представлено.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что указанная постройка не обладает признаками недвижимого имущества и не является недвижимым имуществом по смыслу статьи 130 ГК РФ.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения исковых требований Степанова В.А. не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованийСтепанова В.А. к Палате имущественных и земельных отношений Кукморского муниципального района Республики Татарстан о признании отказа в предоставлении земельного участка в арендунезаконным, возложении обязанности заключить договор аренды земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 04.12.2018
Председательствующий