Решение по делу № 2-232/2019 ~ М-255/2019 от 31.10.2019

№2-232/2019

УИД 46RS0019-01-2019-000407-67

                                                            РЕШЕНИЕ

                                   ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 декабря 2019 года                                                                                 пос. Пристень

Пристенский районный суд Курской области в составе:

председательствующего судьи Воробьевой Е.Н.,

при секретаре Гольцовой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шинк Людмилы Дмитриевны к администрации Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области о признании незаконными действий по удержанию из страховой пенсии по старости налога на доходы физических лиц и взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц,

У С Т А Н О В И Л:

Шинк Л.Д. обратилась в суд с иском к администрации Пристенского сельского совета Пристенского района Курской области о признании незаконными действий по удержанию из страховой (трудовой) пенсии по старости налога на доходы физических лиц и взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц в сумме 35 767 рублей, мотивируя заявленные требования тем, она является получателем страховой (трудовой) пенсии по старости. Решением Пристенского районного суда Курской области по гражданскому делу № 2-63/2019 от 20 марта 2019 года за ней, как главой муниципального образования, осуществлявшей полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, в соответствии с положениями Закона Курской области от 11.12.1998 г. №35-ЗКО (в редакции от 19.04.2013 г.) признано право на получение ежемесячной доплаты к страховой (трудовой) пенсии по старости. В соответствии с указанным решением суда Администрацией Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области произведен перерасчет ежемесячной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 января 2019 года и произведена выплата с учетом перерасчета.

Однако, Администрацией, как налоговым агентом, ежемесячно, при выплате установленной доплаты с неё удерживается налог на доходы физических лиц в размере 13%. Так как в соответствии со справкой 2-НДФЛ, предоставленной Администрацией за период с октября 2016 по октябрь 2019 года удержан и перечислен НДФЛ в сумме <данные изъяты> рублей, в возврате незаконно удержанной суммы НДФЛ ей отказано, в связи с чем вынуждена обратиться в суд.

Истица Шинк Л.Д. в судебное заседание не явилась. О слушании извещена заранее, надлежащим образом. Представила в суд заявление, в котором исковые требования поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело без её участия.

Ответчик - администрация Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области в судебное заседание не явилась. О слушании уведомлена заранее, надлежащим образом. Глава Пристенского сельсовета Рябцева Е.В. представила свои возражения по поводу заявленных требований.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом, по представленным доказательствам.

    Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (ч. 2 ст. 39 Конституции РФ).

    Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 (пункты "ж", "з", "н" части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункта 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

В п. 12 ч. 1 ст. 11 Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее – Закон о муниципальной службе) предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 24 Закона о муниципальной службе).

В статье 23 указанного Закона установлены гарантии для муниципального служащего, пунктом 5 части 1 которой гарантируется право на пенсионное обеспечение за выслугу лет.

Частью 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.11 Закона Курской области от 11.12.1998 N 35-ЗКО "О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе", уставом муниципального образования главе муниципального образования, осуществляющему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, может гарантироваться право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с федеральными законами и настоящим Законом.

Статьей 13.1 указанного Закона предусмотрено установление ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) главе муниципального образования, осуществлявшему полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", в соответствии с условиями, определенными настоящей статьей.

В суде установлено, Шинк Л.Д. в период с 14 февраля 1992 года по 11 марта 2008 года осуществляла полномочия выборного должностного лица - главы администрации «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области.

    С ДД.ММ.ГГГГ Шинк Л.Д. является получателем пенсии по старости.

Распоряжением главы администрации Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области Катуниной Ю.Д. от ДД.ММ.ГГГГ Шинк Людмиле Дмитриевне, в соответствии со статьей 13.1 Закона Курской области № 35-ЗКО «О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных лиц местного самоуправления» установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжение вступило в силу со дня его подписания.

Решением Пристенского районного суда Курской области от 20.03.2019 года, вступившим в законную силу 29.04.2019 года, за Шинк Л.Д. признано право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), как главе муниципального образования, осуществлявшей полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе, в соответствии с положениями Закона Курской области от 11.12.1998 г. N35 – ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 г. N 31-ЗКО).

На администрацию Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области возложена обязанность произвести Шинк Л.Д. перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости с 01 января 2019 года в соответствии с требованиями статьи 13.1 Закона Курской области N 35-ЗКО «О гарантиях осуществления главами муниципальных образований полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления на постоянной основе» (в редакции Закона Курской области от 19.04.2013 г. N 31-ЗКО).

Также установлено, и не отрицалось ответчиком, что из указанной доплаты к страховой пенсии по старости администрацией «Пристенского сельсовета» Пристенского района Курской области производились удержания налога на доходы физических лиц в размере 13%.

Согласно справкам формы 2- НДФЛ, из начисленной и выплаченной ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Шинк Л.Д. был удержан налог на доходы физических лиц на общую сумму <данные изъяты> рублей, в том числе по годам: в 2019 году – <данные изъяты>, в 2018 году – <данные изъяты>, в 2017 году – <данные изъяты>, в 2016 г. – <данные изъяты>.

От представителя ответчика – главы администрации Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области Рябцевой Е.В., со ссылкой на пункт 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, в суд поступили возражения, в которых указывает, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств бюджета муниципального образования «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области, такая доплата носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом. Согласно позиции Минфина России, выраженной в Письме от 4 марта 2010 г. N 03-04-06/9-23 "ежемесячная доплата к трудовой (страховой) пенсии, выплачиваемая главам муниципальных образований в соответствии с региональным законодательством, не является социальной доплатой и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

    В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховые пенсии, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) и накопительная пенсия, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством, социальные доплаты к пенсиям, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к государственной пенсии является дополнительной социальной гарантией, предоставляемой за счет средств соответствующего бюджета; такая доплата носит компенсационный характер, обусловленный утратой заработка в связи с прекращением полномочий главы муниципального образования по основаниям, предусмотренным законом, и по своей правовой природе в полной мере соответствует пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Суд не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что назначенная истице ежемесячная денежная доплата не относится к пенсии за выслугу лет как виду государственного пенсионного обеспечения, так как финансируется из средств местного бюджета, поскольку в отсутствие специального федерального закона, регламентирующего дополнительные гарантии осуществления полномочий высшего выборного должностного лица органа местного самоуправления, принятие субъектом Российской Федерации такого закона, предусматривающего право указанного лица на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, и внесение соответствующих положений в устав муниципального образования не противоречило предписаниям статей 76 и 55 Конституции РФ, и в силу этого ежемесячная доплата может быть отнесена к одному из видов государственного пенсионного обеспечения даже при том, что ее выплата производится за счет средств местного бюджета.

      Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, отраженной в Определении

от 14 ноября 2016 г. N 18-КГ16-91, поскольку ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальных служащих за счет средств местных бюджетов являются одним из видов выплат по государственному пенсионному обеспечению, то в силу пункта 2 части 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации эти выплаты не подлежат налогообложению.

Как считает суд, при том, что истица не может быть отнесена к муниципальным служащим, однако к ней применима правовая позиция, изложенная в указанном выше Определении Верховного Суда РФ, о том, что ежемесячная доплата к трудовой пенсии муниципального служащего и пенсия за выслугу лет государственного гражданского служащего являются государственным пенсионным обеспечением, так как ежемесячные доплаты муниципальному служащему и лицу, замещавшему выборную муниципальную должность, имеют одинаковую юридическую природу.

При таких обстоятельствах удержание ответчиком налога на доходы физических лиц с ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Шинк Н.Д. не соответствует закону, в связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию незаконно удержанные суммы НДФЛ с ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости за период с октября 2016 года по октябрь 2019 года в размере 35 767 рублей.

Доказательств погашения перед истцом указанной суммы суду не представлено.

В соответствии с п. 2 ст. 78 Налогового Кодекса РФ возврат излишне уплаченного налога (в том числе налог на доходы физических лиц) производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено другими (специальными) и статьями Налогового кодекса Российской Федерации.

В отношении налога на доходы физических лиц, излишне удержанного с налогоплательщика и уплаченного (перечисленного) в бюджет налоговым агентом, применяются специальные положения пункта 1 статьи 231 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика.

В данном случае функции налогового агента, то есть лица, на которого в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации, исполнял ответчик.

Исходя из положений названной статьи возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц может быть произведен налогоплательщику налоговым агентом на основании заявления физического лица, поданного налоговому агенту, и налоговому агенту налоговым органом на основании соответствующего заявления налогового агента о возврате (зачете) поданного в налоговый орган.

Таким образом, поскольку НДФЛ излишне удержан с истца ответчиком, сама Шинк Л.Д. уплату налога не производила, Администрация Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области обязана осуществить возврат налога истцу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов между сторонами суд исходит из следующего.

В соответствии ст. 88 ГПК РФ уплаченная государственная пошлина относится к судебным расходам (судебные издержки).

Действующее процессуальное законодательство, предметом которого является в том числе и регулирование вопросов о распределении судебных расходов, не содержит исключений для возмещения судебных расходов стороне, в пользу которой состоялось решение, и в том случае, когда другая сторона в силу закона освобождена от уплаты государственной пошлины.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика - администрации «Пристенский сельсовет» Пристенского района Курской области надлежит взыскать в пользу истицы Шинк Л.Д. понесенные судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 1273 рубля 00 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                                   Р Е Ш И Л:

исковые требования Шинк Людмилы Дмитриевны к администрации Пристенского сельского совета Пристенского района Курской области о признании незаконными действий по удержанию из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости налога на доходы физических лиц и взыскании незаконно удержанного налога на доходы физических лиц, удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации Пристенского сельского совета Пристенского района Курской области по удержанию налога на доходы физических лиц из ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости Шинк Л.Д.

Взыскать с администрации Пристенского сельсовета Пристенского района Курской области в пользу Шинк Людмилы Дмитриевны удержанный налог на доходы физических лиц за период с октября 2016 года по октябрь 2019 года в сумме <данные изъяты> рублей, а также расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Пристенский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья      Е.Н. Воробьева

2-232/2019 ~ М-255/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шинк Людмила Дмитриевна
Ответчики
Администрация Пристенского сельсовета
Суд
Пристенский районный суд
Судья
Воробьева Е.Н.
31.10.2019[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2019[И] Передача материалов судье
31.10.2019[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.10.2019[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2019[И] Подготовка дела (собеседование)
19.11.2019[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.12.2019[И] Судебное заседание
11.12.2019[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2019[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее