Дело №2-1-46/2019
УИД 69RS0023-02-2019-000036-52
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Осташковский межрайонный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Худякова В.А.,
при секретаре Рейверт Т.А.,
с участием прокурора Королёва А.С.,
представителя 3-его лица ГКУ «Центр социальной поддержки населения Пеновского района» Тверской области Кряковой Т.Н.,
в открытом судебном заседании 27 ноября 2019 г. в п. Пено Тверской области, рассмотрев гражданское дело по иску прокурора Пеновского района Тверской области в защиту жилищных прав Васильева Александра Николаевича к Администрации Пеновского района Тверской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением площадью применительно к условиям МО «Пеновский район Тверской области» по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском к Администрации Пеновского района Тверской области в защиту жилищных прав Васильева А.Н. с требованием о возложении обязанности обеспечить Васильева А.Н. благоустроенным жилым помещением площадью применительно к условиям МО «Пеновский район Тверской области» по договору найма специализированных жилых помещений.
В обосновании заявленных требований прокурор указывает на то, что Васильев А.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением Территориального отдела социальной защиты населения Пеновского района от 17 марта 2014 г. №5/1 Васильев А.Н. признан оставшимся без попечения родителей.
В дальнейшем он был передан для воспитания в приёмную семью, где до июля 2018 г. и проживал.
За Васильевым А.Н. сохранено право проживания по месту регистрации в <адрес>. Единственный его родитель мать ФИО4 лишена родительских прав.
Орган опеки и попечительства 31 мая 2017 г. дал заключением о невозможности проживания Васильева А.Н. с лишенной родительских прав ФИО4 и он был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма жилых помещений специализированного жилого фонда.
15 октября 2018 г. Васильев А.Н. окончил прохождение срочной службы в Вооруженных силах РФ.
Прокурор указывает, что до настоящего Васильев А.Н. не обеспечен благоустроенным жилым помещением.
Прокурор просит суд обязать Администрацию Пеновского района обеспечить Васильева А.Н. благоустроенным применительно к условиям МО «Пеновский район» Тверской области жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений.
Истец прокурор Пеновского района Тверской области Королёв А.С. поддержал заявленные требования. Пояснив, что Васильев А.Н. имеет статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, и не обеспечен жилым помещением.
Истец Васильев А.Н. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён.
Ответчик Администрация Пеновского района в судебное заседание своих представителей не направила, о месте и времени рассмотрения дела извещена.
В соответствии с ч.4 ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
3- е лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство социальной защиты населения Тверской области, просит дело рассмотреть в отсутствие его представителей. В представленном отзыве указывают, на то, что Васильеву А.Н. не был включен в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением на 2019 г., из-за недостаточности выделенных из бюджета Тверской области ассигнований. В 2020 году он будет включен в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.46-57).
Представитель 3- го лица, не заявляющее самостоятельных требований, ГКУ «Центр социальной поддержки населения Пеновского района» Тверской области Крякова Т.Н. пояснила, что Васильев А.Н. был включен в списки детей подлежащий обеспечению специализированным жилым помещением. Поскольку Васильев А.Н. находился на службе в армии и должен был мобилизоваться в апреля 2019 г. то он не был включен в список на 2019 г.. Васильев А.Н. был досрочно мобилизован в октябре 2018 г.. В настоящее время имеется свободное специализированное жилье, которое в ближайшее время будет предоставлено Васильеву А.Н..
Суд, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, находит подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в интересах Васильева А.Н. по следующим основаниям.
К рассматриваемым правоотношениям применяются нормы жилищного законодательства и нормативных актов, регулирующих порядок предоставления жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей,
Как было установлено в ходе судебного разбирательства, Васильев А.Н. относился к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, (л.д.16-19).
Васильев А.Н. состоит на учете в реестре лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
При формировании списков указанных лиц подлежащих обеспечению жилыми помещениями на 2019 г. Васильев А.Н. не был включен в список в виду лимита заложенных субвенций в бюджет Тверской области.
Васильев А.Н. не имеет в собственности и в пользовании жилого помещения.
Установленные судом обстоятельства не оспариваются сторонами по делу.
Согласно Конституции Российской Федерации (часть 3 статьи 40) малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Конституцией Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункты "ж", "к" части 1 статьи 72).
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильем.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом п.2 ст.4 указанного закона установлено, что новый порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется на лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями до 1 января 2013 г. независимо от их возраста.
Согласно ст.98.1 и ч.1 ст.109.1 ЖК РФ назначение и предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 8 Закона от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции от 29 февраля 2012 г. №15-ФЗ) установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1).
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи (пункт 3).
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием обстоятельства того, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы жилого помещения (пункт 4).
Статьей 2 Закона Тверской области от 06 февраля 2013 г. №2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» также установлены дополнительные гарантии, согласно которым право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 г. №62-пп был определен уполномоченный орган по обеспечению предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений - Министерство социальной защиты населения Тверской области.
Указанным постановлением был утвержден порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются.
Частями 1 и 2 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилым помещением признается изолированное помещение, которое как объект жилищных прав пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из вышеприведенных законоположений следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть обеспечены вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, если они не имеют закрепленного жилого помещения. Вместе с тем, если их проживание в закрепленном за ними ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным, в том числе по причине несоответствия данного жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также, если общая площадь занимаемого ими жилого помещении менее учетной нормы площади жилого помещения, это является основанием для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Право на внеочередное обеспечение жилой площадью сохраняется за названными лицами до достижения ими 23-х летнего возраста, то есть именно в пределах указанного временного срока они должны поставить вопрос о предоставлении им соответствующей меры социальной поддержки. При этом реализации такой меры социальной поддержки может иметь место и после достижения лицами из обозначенной категории 23-х летнего возраста.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что Васильев А.Н. не имеет в пользовании жилого помещения площадью менее учетной площади жилого помещения, предоставляемого для данной категории лиц, относится к категории лиц оставшихся без попечения родителей, не имеет в собственности иного жилья, был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, его обращение в органы соцзащиты с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения имело место быть в до достижения им 23-х летнего возраста, суд приходит к выводы о том, что он имеет право на предоставление ему жилого помещения по договорам найма специализированного жилого помещения, а Администрация Пеновского района Тверской области, как орган местного самоуправления, которому переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, обязана обеспечить Васильева А.Н. жилым помещением.
Отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, а также не включение их в списки таких граждан, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
На основании подп.19 п.1 ст.333.21 НК РФ ответчик Администрация Пеновского района Тверской области, являющаяся органом местного самоуправления, как орган местного самоуправления, от уплаты государственной пошлины, выступая, в том числе в качестве ответчика, освобождена.
На основании изложенного, руководствуясь стст.194-198 ГПК РФ, Осташковский межрайонный суд Тверской области -
решил:
исковые требования прокурора Пеновского района Тверской области в защиту жилищных прав Васильева Александра Николаевича к Администрации Пеновского района Тверской области о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жилым помещением площадью применительно к условиям МО «Пеновский район Тверской области» по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворить в полном объеме.
Возложить на Администрацию Пеновского района Тверской области обязанность обеспечить Васильева Александра Николаевича благоустроенным жилым помещением площадью применительно к условиям МО «Пеновский район Тверской области» по договору найма специализированных жилых помещений.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд, через Осташковский межрайонный суд Тверской области, в течение месяца дней со дня его вынесения.
Федеральный судья В.А.Худяков