Дело № 2-1408/2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Кашира Московской области
Каширский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Фоминой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Узоевой И.Ш.,
с участием представителя истца Петровой Н.Н. действующего на основании ордера № <данные изъяты>. Наумова Г.В.,
представителя ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района по доверенности Гришиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петровой Н. И. к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился с иском, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ответчикам, о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Каширского района ей отказано в предоставлении в аренду сроком на <данные изъяты> лет земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес> Считает, что данный отказа нарушает её права и нормы земельного кодекса РФ, регламентирующие предоставление данные правоотношения. В ДД.ММ.ГГГГ г. истец обратился в администрацию Каширского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>. В газете «<адрес>» № № от ДД.ММ.ГГГГ, а также на официальном сайте органа местного самоуправления района было опубликовано официальное объявление о намерении предоставить спорный участок в аренду, с установлением срока приема заявок в течение 1 месяца с момента опубликования объявления. Поскольку в указанный срок, после публикации объявления, не поступило ни одной заявки, за исключением заявления истца, то торгов (аукционов) по продаже права аренды спорного земельного участка не проводилось. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каширского муниципального района вынесено постановление № № об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, а также истцу предписано за свой счет провести кадастровые (межевые) работы, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета вышеуказанного участка и предоставить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения. Истцом было исполнено постановления и земельный участок постановлен на кадастровый учета. После получения всех необходимых документов Петрова Н.И. обратилась в Администрацию Каширского муниципального района для заключения договора аренды, но решением (письмом) № от ДД.ММ.ГГГГ. получила отказ, с предложением реализовать свое право через торги. На основании ст. 39.1, 39.6, 39.8, 39.14, 39.18 ЗК РФ считает отказ не законным и необоснованным, просит признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, принятое на заседании от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании постановления Администрации Каширского муниципального района «О предоставлении Петровой Н.И. в аренду земельного участка» - незаконным; обязать Администрацию Каширского муниципального района в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении в аренду земельного участка кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении истцу в аренду земельного участка кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, разрешенное использование - для индивидуального жилищного строительства; обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Каширского муниципального района заключить с истцом договор аренды земельного участка кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, сроком на <данные изъяты> лет с арендной платой, установленной в соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в редакции, действующей на момент заключения договора.
Представитель истца Петровой Н.И. – Наумов Г.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в иске. С представленными возражениями Администрации Каширского муниципального района не согласен, поскольку предоставления в досудебном порядке проекта договора не требовалось. Процедура согласования предоставления земельного участка в аренду произведена в соответствии с требованиями земельного законодательства действующего на момент обращения истца с заявлением. Постановление об утверждении схемы расположения земельного участка не отменено. Информация о предоставлении спорного земельного участка в аренду опубликовывалась Администрацией района и истец не имеет возможности осуществления контроля по размещению данной информации, поскольку это обязанность ответчиков.
Представитель ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области иск не признала. Поддержала в полном объеме представленные в материалы дела письменные возражения. Из содержания возражений следует, что ответчики просят в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в исковом заявлении не указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон (п. 7 ч.2 ст. 136 ГПК РФ). Данный проект договора истцом не приложен. В материалах рассматриваемого дела не представлена оферта, в этом случае досудебный порядок урегулирования спора не был соблюден. В соответствии с ч.2 п.3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014г. № 1154/51 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенным на территории муниципального района… Таким образом, принятие решения о передаче земельного участка возлагается на Министерство имущественных отношений, следовательно отказ Администрации Каширского муниципального района в данном случае нельзя признать незаконным. Допущено нарушение порядка опубликования извещения о предоставлении земельного участка в аренду в газете «<данные изъяты>», что привело к нарушению прав граждан, которые могли претендовать на предоставление оспариваемого земельного участка в аренду, зная об указанной информации. Возражения обоснованы положениями ч.1 ст.136 ГПК РФ, п.1, п.4 ст.445, ст. 432, ст. 435 ГК РФ, ч.2 п.3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51, ст. 30 ЗК РФ.
Представитель ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области, будучи извещенным о месте и времени слушания дела надлежащим образом, не явился в суд, возражений по иску не представил и не просил об отложении судебного заседания. С учетом мнения представителя истца, представителя ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика - Министерства имущественных отношений Московской области.
Выслушав пояснения представителя истца, оценив возражения представителя ответчиков - администрации Каширского муниципального района Московской области и Комитета по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, проверив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Как усматривается из материалов дела, в ДД.ММ.ГГГГ года Петрова Н.И. обратилась в администрацию Каширского муниципального района Московской области с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства в аренду земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каширского муниципального района Московской области опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации Совета депутатов Каширского муниципального района и администрации Каширского муниципального района - газете «<адрес>» за № объявление о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства, установив месячный срок с даты опубликования сообщения для приема заявлений <данные изъяты>
Комитетом по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района письменно сообщено Петровой Н.И., что с момента публикации объявления в газете «<адрес>» о намерении предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, и до настоящего времени других заявлений, а также предложений и замечаний от жителей Каширского муниципального района не поступало (<данные изъяты>).
Постановлением администрации Каширского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ г. № № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории» администрацией Каширского муниципального района утверждена схема расположения оспариваемого земельного участка с указанием Петровой Н.И. обеспечить за свой счет выполнение кадастровых (межевых) работ, обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового земельного учета земельного участка и представить кадастровый паспорт для принятия соответствующего решения (<данные изъяты>).
Кадастровый паспорт земельного участка №№ от ДД.ММ.ГГГГ удостоверяет, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера № (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ администрация Каширского муниципального района Московской области сообщила истцу о том, что по результатам рассмотрения на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации Каширского муниципального района отказано в согласовании проекта постановления «О предоставлении Петровой Н.И. в аренду земельного участка» и рекомендовано реализовать право аренды спорного земельного участка на торгах (<данные изъяты>).
Протокол Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области от ДД.ММ.ГГГГ года содержит решение под № № в отношении заинтересованного лица - Петровой Н.И. об отказе в согласовании проекта постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении в аренду на <данные изъяты> лет путем заблаговременной публикации и наличия единственной заявки земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, местоположение: <адрес>, в связи с нарушением процедуры информирования. Администрации Каширского муниципального района Московской области реализовать право аренды на торгах.
При разрешении заявленных истцом требований суд применяет закон, действовавший на период возникновения спорных отношений, то есть до 01.01.2015 года.
Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов (пункт 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации).
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта (пункт 1 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка. В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (пункт 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
01 января 2015 года вступил в силу Закон Московской области от 24.07.2014 года №107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления полномочиями Московской области», в соответствии с ч.3 ст.2 которого, принятие решений по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется при наличии согласия Правительства Московской области или уполномоченных им центральных исполнительных органов государственной власти Московской области.
В соответствии с ч.2 п.3 Постановления Правительства Московской области от 26.12.2014 г. № 1154/51 определено, что Министерство имущественных отношений Московской области является уполномоченным центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, предоставляющим согласие органам местного самоуправления муниципальных районов Московской области и городских округов Московской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района.
В силу положений ст.4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в силу.
В соответствии со ст.34 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» N171-ФЗ от 23июня2014года, в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Кроме того, Министерством экономического развития России в ответах на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", опубликованных на сайте http://economy.gov.ru по состоянию на 24.04.2015, разъяснено, что земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона N 171-ФЗ, в случае, если принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане. Исключений из данного правила Федеральным законом N 171-ФЗ не предусмотрено.
Реализация органом местного самоуправления права на заключение договора аренды, опубликование сообщения в официальном средстве массовой информации Каширского муниципального района о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка, проведена по законодательству, действовавшему на период опубликования объявления. Также издавая постановление о согласовании схемы расположения земельного участка, Администрация Каширского муниципального района действовала на основании закона и в пределах своих полномочий. Процедура предоставления земельного участка в аренду, предусмотренная ст. 30.1 ЗК РФ, соблюдена и никем не оспорена.
Оценив, собранные по делу доказательства, суд считает, что принцип эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедуры предоставления заявителю Петровой Н.И. земельного участка соблюден. Отказ в предоставлении земельного участка не основан на нормах права и является недействительным.
В силу ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
У администрации Каширского муниципального района Московской области возникла обязанность выделить истцу в аренду испрашиваемый земельный участок.
Статьей 29 ЗК РФ предусмотрено, что право аренды земельного участка должно быть подтверждено соответствующим договором.
Согласно ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Досудебный порядок урегулирования спора не предусмотрен. В силу перечисленных норм закона, в связи с принятым на себя обязательством по выделению земельного участка, у ответчиков возникла обязанность по заключению с истцом договора аренды с арендной платой, установленной в соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области», в редакции, действующей на момент заключения договора.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск Петровой Н. И. к администрации Каширского муниципального района Московской области, Комитету по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области, Министерству имущественных отношений Московской области о признании недействительным отказа в предоставлении земельного участка в аренду и обязании заключить договор аренды, удовлетворить.
Признать решение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области, принятое на заседании от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании постановления Администрации Каширского муниципального района «О предоставлении Петровой Н.И. в аренду земельного участка» - незаконным.
Обязать администрацию Каширского муниципального района Московской области в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу издать постановление о предоставлении Петровой Н. И. в аренду земельного участка кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Министерство имущественных отношений Московской области согласовать проект постановления администрации Каширского муниципального района Московской области о предоставлении Петровой Н. И. в аренду земельного участка кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
Обязать Комитет по управлению имуществом администрации Каширского муниципального района Московской области заключить с Петровой Н. И.договор аренды земельного участка кадастровый номер № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного на землях населенных пунктов по адресу: <адрес>, разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства, сроком <данные изъяты> лет с арендной платой, установленной в соответствии с п.3 ч.1 ст.14 Закона Московской области № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» в редакции, действующей на момент заключения договора.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Каширский городской суд Московской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Т.А. Фомина