Дело № 2-154/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,
при секретаре Латыповой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске
7 февраля 2018 года
гражданское дело по иску Кольчурина ФИО8 к Акционерному обществу «Производственное объединение «Водоканал», Муниципальному унитарному предприятию Прокопьевского муниципального района «Тепломир» об определении гарантирующего поставщика, о понуждении к выдаче технических условий для подключения частного жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Кольчурин А.А. обратился в суд с иском к ответчикам Акционерному обществу «Производственное объединение «Водоканал» (далее - АО «ПО «Водоканал»), Муниципальному унитарному предприятию Прокопьевского муниципального района «Тепломир» (далее - МУП ПМР «Тепломир») об определении гарантирующего поставщика для заключения договора на выдачу технических условий подключения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>», участок №, к сетям водоснабжения и водоотведения, обязании выдать технические условия для подключения (технологического присоединения) принадлежащего ему жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения.
Свои требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, расположенные в СНТ «Солнечное». ДД.ММ.ГГГГ он обратился в МУП ПМР «Теплоком» (правопреемник - МУП ПМР «Тепломир») с заявлением на выдачу технических условий подключения принадлежащего ему жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения, однако ему было отказано в выдаче технических условий в виду того, что МУП ПМР «Тепломир» не обслуживает СНТ «Солнечное», на территории которого расположены принадлежащие ему земельный участок и жилой дом. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с указанным заявлением в АО «ПО «Водоканал», однако ему было также отказано в выдаче технических условий по тем же основаниям. В декабре 2017 ему стало известно, что между с/о «Солнечное» и АО «ПО «Водоканал» заключен договор № от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого водоснабжающая организация осуществляет подачу воды в садоводческое общество на хозяйственные и питьевые нужды, а также принимает канализационные стоки. Считает отказ ответчиков в выдаче ему технических условий на подключение (технологическое присоединение) жилого дома к холодному водоснабжению незаконным, поскольку отсутствие техусловий лишает его права на заключение в дальнейшем договора на водоснабжение и водоотведение. Просит определить из ответчиков гарантирующего поставщика для заключения договора на выдачу технических условий подключения жилого дома и обязать выдать технические условия для подключения (технологического присоединения) принадлежащего ему жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения. Также просит взыскать с ответчиков судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 руб.
Истец Кольчурин А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Белан-Бердниковой Т.Ю.
Представитель истца Кольчурина А.А. - Белан-Бердникова Т.Ю., действующая на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 57), на исковых требованиях настаивала, просила иск удовлетворить, в ходе судебного заседания просила определить ответчика МУП ПМР «Тепломир» гарантирующим поставщиком для заключения с истцом договора на выдачу технических условий подключения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с/о «Солнечное» КузНИУИ, участок №, к сетям водоснабжения и водоотведения, а также обязать МУП ПМР «Тепломир» выдать истцу технические условия для подключения (технологического присоединения) принадлежащего истцу жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения. Дополнительно пояснила, что истцу на праве собственности принадлежат земельный участок и жилой дом, находящиеся на территории садоводческого общества «Солнечное», Кольчурин А.А. занимается садоводством в индивидуальном порядке, не является членом садового общества «Солнечное» с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку дом является жилым, Кольчурин А.А. и члены его семьи проживают в доме постоянно, полагает, что в силу положений статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, к дому истца должна быть подведена индивидуальная инженерно-техническая сеть водоснабжения и водоотведения, по которой гарантированным поставщиком в дом истца должна поставляться круглогодично холодная вода. Водоснабжение садоводческого общества «Солнечное» осуществляется, в обществе имеются инженерно-технические сети водоснабжения, к дому истца подведен водопровод СНТ «Солнечное» и в дом постоянно подается вода на основании заключенного с садоводческим обществом договора на пользование общим имуществом: дорогой, трансформатором, системой водоснабжения. Однако истец хочет, чтобы водоснабжение его дома осуществлялось в течение года гарантированным поставщиком по отдельному водопроводу, поскольку Кольчурин А.А. не является членом СНТ «Солнечное». Истец считает, что поскольку у него в собственности имеется жилой дом, то он имеет право на заключение договора напрямую с гарантированным поставщиком, а не с СНТ «Солнечное». В связи с тем, что водоснабжение СНТ «Солнечное» осуществляется по трубе, принадлежащей МУП ПМР «Тепломир», поэтому истец хочет осуществить техническое присоединение к трубе МУП ПМР «Тепломир», и чтобы ответчик понес затраты за присоединение и прокладку труб до его дома. Расстояние от дома Кольчурина А.А до трубы МУП ПМР «Тепломир» составляет около 1 200 метров, поэтому истец не в силах самостоятельно за свой счет осуществить прокладку труб водопровода диаметром 110 мм. Истец хочет, чтобы ответчик МУП ПМР «Тепломир» проложил до его жилого дома отдельный водопровод из труб, в дальнейшем с ответчиком был бы заключен отдельный договор на водоснабжение и оплата за воду осуществлялась бы истцом напрямую в МУП ПМР «Тепломир». Из собственных средств истец готов оплатить только работы по организации колодца возле дома, установке запорных устройств на трубе и прокладке водопровода от точки подключения (колодец) в дом. До точки подключения к его дому трубы должны быть проложены гарантирующим поставщиком – МУП «Теполомир».
Представитель ответчика МУП ПМР «Тепломир» - Мещанинова О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 138), исковые требования не признала, просила в иске Кольчурину А.А. отказать за необоснованностью, пояснила, что МУП ПМР «Тепломир» является гарантирующим поставщиком воды для жителей пос. Б. Керлегеш. С каждым потребителем МУП ПМР «Тепломир» заключены договора на водоснабжение. Водоснабжение пос. Б. Керлегеш осуществляется по трубе, диаметром 160 мм, присоединенной к трубе центрального городского водоснабжения АО «ПО «Водоканал». Прибор учета объема потребленной воды установлен в пос. Б. Керлегеш. По данным прибора учета осуществляется расчеты между МУП ПМР «Тепломир» и АО «ПО «Водоканал» за потребленную воду. МУП ПМР «Тепломир» осуществляет содержание инженерно-технических сетей водоснабжения пос. Б. Керлегеш, собирает плату за потребленную воду с абонентов – жителей поселка, после чего производит расчеты за поставленную воду непосредственно с АО «ПО «Водоканал» по заключенному между организациями договору. На участке трубопровода МУП ПМР «Тепломир», расположенного от центральной трубы АО «ПО «Водоканал» до пос. Б. Керлегеш, где установлен прибор учета, произведено присоединение трубы диаметром 110 мм, по которой осуществляется водоснабжение садоводческого общества «Солнечное». Данная водопроводная сеть принадлежит СНТ «Солнечное», обязательства по содержанию и технической эксплуатации данной водопроводной сети лежит исключительно на самом садоводческом обществе. Прибор учета объема потребленной воды установлен на водопроводе СНТ «Солнечное», оплата за потребленную воду осуществляется обществом непосредственно поставщику воды - АО «ПО «Водоканал» в рамках заключенного договора на водоснабжение. В настоящее время МУП ПМР «Тепломир» не является гарантирующим поставщиком для СНТ «Солнечное» и данное общество не находится в хозяйственной юрисдикции МУП ПМР «Тепломир». Ответчик как гарантирующий поставщик осуществляет обеспечение инженерно-технических сетей водоснабжения для жителей поселка Б. Керлегеш. В соответствии с действующим законодательством определение гарантирующего поставщика относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Дом Кольчурина А.А. находится на расстоянии 1 230 метров от трубы МУП ПМР «Тепломир». Ответчик является бюджетным учреждением. Без решения органа местного самоуправления у них отсутствует возможность самостоятельно осуществить техническое подключение в сеть водоснабжения, прокладку труб водопровода до дома истца, так как для этого необходимы значительные денежные средства в виду затратности мероприятий, принятие органом местного самоуправления соответствующей инвестиционной программы, выделение денежных средств. Кроме того, для выдачи технических условий на подключения с сети водоснабжения требуется нуждаемость в водоснабжении, т.е. отсутствие инженерно-технических сетей водоснабжения. Жилой дом Кольчурина А.А. расположен в границах СНТ «Солнечное», для проведения работ по прокладке отдельной трубы необходимо получение согласия как СНТ «Солнечное», так и собственников земельных участков, по которым будет осуществляться прокладка труб. В СНТ «Солнечное» имеется водопровод, по которому обществу осуществляется подача холодной воды в течение года без перебоев. Жилой дом Кольчурина А.А. присоединен с инженерно-технической сети водоснабжения СНТ «Солнечное» в соответствии с имеющимся договором, вода ему поставляется круглогодично, его права на водоснабжение на момент рассмотрения дела никоим образом не нарушены. Просит в иске отказать полностью за необоснованностью.
Представитель ответчика АО «ПО «Водоканал» - Кулагина О.В., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75), исковые требования не признала, просила в иске отказать за необоснованностью, пояснила, что в соответствии с пунктом 88 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» определение гарантирующего поставщика коммунальных услуг отнесено к исключительной компетенции органа местного самоуправления. Кроме того, земельный участок, где расположен дом истца, относится к землям сельскохозяйственного назначения, в СНТ «Солнечное» обеспечено наличие инженерно-технической сети водоснабжения, расположение водопровода позволяет беспрепятственно осуществлять подачу воды членам садоводческого общества в течение года без нарушений и питьевого качества. Водоснабжение садоводческого общества «Солнечное» производится с 1980 г., с момента его образования, вода поставляется постоянно без перебоев. От центрального водопровода АО «ПО «Водоканал» проложена труба, принадлежащая МУП ПМР «Тепломир», по которой осуществляется подача воды на пос. Б. Керлегеш и в СНТ «Солнечное». Приборы учеты установлены отдельно на водопроводе пос. Б. Керлегеш и СНТ «Солнечное». Садоводческое общество оплачивает за воду исходя из показаний прибора учета напрямую в АО «ПО «Водоканал», жители пос. Б. Керлегеш оплачивают за воду в МУП ПМР «Тепломир», которое, в свою очередь, оплачивает за поставленную воду в АО «ПО «Водоканал». Сбор средств внутри СНТ «Солнечное» урегулирован членами общества. Задача АО «ПО «Водоканал» получить денежные средства за потребленную ими воду, непосредственно договор с гражданами не заключен. Оснований для прекращения подачи воды в СНТ «Солнечное» нет, поскольку в обществе имеются жители, проживающие круглогодично, оплата за воду поступает своевременно.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков – Садоводческое некоммерческое товарищество «Солнечное» - Мальцева Л.А., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 110), против удовлетворения исковых требований возражала, считает исковые требования Кольчурина А.А. необоснованными, пояснила, что в собственности Кольчурина А.А. имеются два смежных земельных участка, расположенных на территории СНТ «Солнечное», один из которых имеет назначение - для садоводства, второй – под турбазу. Земельные участки не разделены, обнесены общим забором, на земельных участках у истца расположены: жилой дом, гараж, баня. К постройкам Кольчурина А.А. подведены линии электропередач, водопровод, дорога, принадлежащие СНТ «Солнечное». Кольчурин А.А. не является членом СНТ «Солнечное». Вода и свет Кольчурину А.А. подаются в течение года на основании заключенного между ним и СНТ «Солнечное» договора возмездного пользования имуществом СНТ «Солнечное». Полагает, что факт регистрации Кольчурина А.А. по месту жительства на принадлежащем ему участке № не повлиял на его статус как садовода, так как он остается лицом, занимающимся в индивидуальном порядке садоводством. Считает, что на истца распространяются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в силу которого все решения о прокладке инженерно-технических сетей, по их обслуживанию и использованию принимаются исключительно решением общего собрания собственников земельных участков. Полагает, что в рассматриваемом случае истец, желая провести к своему дому индивидуальный водопровод по территории садоводческого общества, злоупотребляет своим правом, так как его право на пользование водой надлежащего качества уже реализовано, принадлежащий ему жилой дом подключен к системе водоснабжения СНТ «Солнечное», вода подается ему в течение года без перебоев. Считает, что права истца и членов его семьи никоим образом не нарушаются. По условиям заключенного договора Кольчурин А.А. обязан установить индивидуальный прибор учета воды и оплачивать за потребленную воду обществу по показаниям прибора учета. Садоводческое общество «Солнечное» было организовано в 1980 г., земля выделялась КузНИУИ. Водопровод был построен членами общества, труба проложена на глубине 2-х метров, что позволяет обеспечивать подачу воды бесперебойно в течение года. Из 140 садоводов в СНТ «Солнечное» - 50 не являются членами общества, поэтому прокладка труб водопровода к каждому индивидуально приведет к нарушению прав других членов садоводческого общества, поскольку прокладка труб требует проведение вскрышных работ вдоль общей дороги и заборов садоводов.
Суд, выслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, находит исковые требования необоснованными и неподлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 18 Гражданского кодекса РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Согласно п. 1 ст. 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
В соответствии со ст. 123.13 ГК РФ товарищество собственников недвижимости является собственником своего имущества (пункт 1). Общее имущество в многоквартирном доме, а также объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности, если иное не предусмотрено законом. Состав такого имущества и порядок определения долей в праве общей собственности на него устанавливаются законом (пункт 2).
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме, доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе собственника земельного участка - члена такого некоммерческого товарищества следуют судьбе права собственности на указанные помещение или земельный участок (п. 3 ст. 123.13 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. п. 1, 4 ст. 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение 30 дней со дня получения оферты. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях» (с последующими изменениями и дополнениями) садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с требованиями абз. 11 ст. 1 Федерального закона «О садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), подлежат отнесению к имуществу общего пользования такого объединения.
При этом, приобретение (создание) объектов общего пользования, его содержание осуществляется из денежных средств членов самого общества за счет членских, целевых, паевые и дополнительных взносов.
В соответствии с п. 2 ст. 4 названного Федерального закона в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким товариществом за счет целевых взносов, является совместной собственностью его членов.
Согласно п. 2 ст. 8 названного Федерального закона граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, вправе пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.
В случае неуплаты установленных договорами взносов за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов граждане, ведущие садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, лишаются права пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Неплатежи за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения взыскиваются в судебном порядке.
Размер платы за пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения для граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения.
Согласно пункту 4 статьи 14 указанного Федерального закона земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.
Принятие решений о формировании и об использовании имущества такого объединения, о создании и развитии объектов инфраструктуры, а также установление размеров целевых фондов и соответствующих взносов в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 21 названного Федерального закона отнесено к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных).
Согласно абзацу 2 пункта 2.4 «Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 годы», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, вопрос об использовании имущества садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения (имущества общего пользования), в том числе об использовании земельного участка, находящегося в его собственности, должен решаться общим собранием членов такого объединения.
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (с последующими изменениями и дополнениями):
абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения;
гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с пунктом 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» во взаимосвязи с частями 1, 1.1 статьи 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления на территории сельского поселения (муниципального района) по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности:
1) организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
2) определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации;
3) согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации;
4) утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов;
5) утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ;
6) согласование инвестиционных программ.
Статьей 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется (часть 1).
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (часть 2).
Решение органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, статусом гарантирующей организации с указанием зоны ее деятельности в течение трех дней со дня его принятия направляется указанной организации и размещается на официальном сайте такого органа в сети «Интернет» (в случае отсутствия указанного сайта на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети «Интернет») (часть 3).
Гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (часть 4).
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны заключить с гарантирующей организацией, определенной в отношении такой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договор по водоподготовке, по транспортировке воды и (или) договор по транспортировке сточных вод, по очистке сточных вод, а также иные договоры, необходимые для обеспечения холодного водоснабжения и (или) водоотведения. Гарантирующая организация обязана оплачивать указанные услуги по тарифам в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (часть 5).
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны осуществлять забор, водоподготовку и (или) транспортировку воды в объеме, необходимом для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к централизованной системе холодного водоснабжения. Организации, осуществляющие транспортировку холодной воды, обязаны приобретать у гарантирующей организации воду для удовлетворения собственных нужд, включая потери в водопроводных сетях таких организаций (часть 6).
Организации, эксплуатирующие отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязаны по требованию гарантирующей организации, с которой заключены указанные в части 5 настоящей статьи договоры, при наличии технической возможности оборудовать приборами учета воды точки присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в централизованную систему холодного водоснабжения и (или) водоотведения, создать места отбора проб воды и обеспечить доступ представителям указанной гарантирующей организации или по ее указанию представителям иной организации к таким приборам учета и местам отбора проб воды (часть 7).
В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы водопроводных и (или) канализационных сетей не вправе препятствовать транспортировке по их водопроводным и (или) канализационным сетям воды (сточных вод) в целях обеспечения горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким сетям, а также до установления тарифов на транспортировку воды по таким водопроводным сетям и (или) на транспортировку сточных вод по таким канализационным сетям требовать возмещения затрат на эксплуатацию этих водопроводных и (или) канализационных сетей.
Согласно ч. 1 ст. 13 указанного Федерального закона по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
Согласно ч. 6 ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения.
Договор водоснабжения является публичным договором.
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, вправе отказаться от заключения договора водоснабжения в случае подключения (технологического присоединения) сетей или объекта капитального строительства абонента к централизованной системе водоснабжения с нарушением технических условий на подключение (технологическое присоединение) или в случае самовольного подключения (технологического присоединения) лицом объекта капитального строительства к такой системе (части 2, 3, 4 ст. 13 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно ч. 6.3 ст. 13 указанного Федерального закона товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным.
Договор о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения является публичным для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение законом (ч. 2 и ч. 3 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с ч. 4 ст. 18 указанного Федерального закона при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения (далее - техническая возможность подключения (технологического присоединения) и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
При отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении). Сроки подключения (технологического присоединения) такого объекта устанавливаются с учетом плановых сроков реализации соответствующих мероприятий инвестиционной программы (ч. 5 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
Согласно ч. 7 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) в течение 30 дней с даты поступления указанного в части 7 настоящей статьи обращения рассматривает такое обращение и принимает решение о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), или решение об отказе во включении в инвестиционную программу указанных мероприятий с обоснованием принятого решения и направляет уведомление о принятом решении в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
В случае принятия уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) решения о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), финансовые потребности организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для обеспечения технической возможности подключения (технологического присоединения), учитываются при установлении тарифов такой организации на очередной период регулирования, сроки осуществления подключения (технологического присоединения) устанавливаются в соответствии со сроками завершения реализации этих мероприятий (ч. 8 и ч. 9 ст. 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении»).
В соответствии с положениями ч. 15 ст. 18, ч.ч. 4, 6 ст. 20 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоснабжения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения заключаются с абонентами на условиях коммерческого учёта, осуществляемого в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод, в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения, типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения, централизованной системе холодного водоснабжения без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 83 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Правила N 83).
Правила холодного водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Правила N 644).
Пунктом 86 Правил холодного водоснабжения и водоотведения установлено, что подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства.
В пункте 88 Правил N 644 закреплено, что заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе при необходимости увеличения подключаемой нагрузки, обращается в орган местного самоуправления, который в течение 5 рабочих дней в соответствии со схемой водоснабжения и водоотведения определяет организацию водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам которой необходимо осуществить подключение (технологическое присоединение). Орган местного самоуправления или правообладатель земельного участка, планирующие осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий подключения.
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении (пункт 90 Правил N 644).
Согласно пункту 2 Правил N 83 подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения - процесс, дающий возможность осуществления подключения строящихся (реконструируемых) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, а также к оборудованию по производству ресурсов.
В силу пункта 6 Правил N 83, в случае если правообладатель земельного участка намерен осуществить реконструкцию объекта капитального строительства или подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и если технические условия для его подключения отсутствовали либо истек срок их действия, а также если истек срок действия технических условий, выданных органом местного самоуправления в составе документов о предоставлении земельного участка, правообладатель в целях определения необходимой ему подключаемой нагрузки обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение реконструированного (построенного) объекта капитального строительства, для получения технических условий.
Согласно частям 13 и 14 статьи 18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» плата за подключение (технологическое присоединение) рассчитывается организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, исходя из установленных тарифов на подключение (технологическое присоединение) с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения. В случае, если объем запрашиваемой заявителем нагрузки в целях обеспечения водоснабжения и (или) водоотведения объекта капитального строительства заявителя превышает устанавливаемый в порядке, утвержденным Правительством Российской Федерации, предельный уровень нагрузки, определенный в виде числового значения или в виде доли от общей мощности централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плата за подключение (технологическое присоединение) устанавливается органом регулирования тарифов индивидуально в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Плата за подключение (технологическое присоединение), устанавливаемая с учетом величины подключаемой (технологически присоединяемой) нагрузки и расстояния от точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя до точки подключения (технологического присоединения) водопроводных и (или) канализационных сетей к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, включает в себя затраты на создание водопроводных и (или) канализационных сетей и объектов на них от существующих сетей централизованной системы холодного водоснабжения или водоотведения (объектов такой системы) до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, за исключением расходов заявителя на создание этих сетей и объектов и расходов, предусмотренных на создание этих сетей и объектов за счет других источников финансирования инвестиционной программы, либо средств, полученных на создание этих сетей и объектов обеспечения за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При установлении платы за подключение (технологическое присоединение) в индивидуальном порядке могут учитываться расходы на увеличение мощности (пропускной способности) централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе расходы на реконструкцию и модернизацию существующих объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Точка подключения (технологического присоединения) при наличии технической возможности устанавливается на границе земельного участка, на котором располагается объект капитального строительства заявителя.
Взимание организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявителя иных платежей, связанных с подключением (технологическим присоединением), не допускается.
Учитывая изложенное, заключение заказчиком договора (контракта) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (организацией, осуществляющей холодное водоснабжение), на оказание услуг по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения, к сетям которой планируется подключение, возможно только на платной основе по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).
Согласно пункту 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 ГК РФ, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Суд, исходя из названных выше нормативно-правовых актов в их системном толковании и взаимосвязи, приходит к выводу о том, что садоводческое некоммерческое товарищество (СНТ) в целях удовлетворения потребностей членов такого некоммерческого объединения и за их счет вправе приобретать (создавать) имущество общего пользования, в том числе проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей, заключать договора с соответствующими организациями, осуществляющими водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, охрану и т.д.
При этом, подключение (технологическое присоединение) созданной СНТ системы холодного водоснабжения к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения осуществляется исключительно на основании заключаемых в соответствии с гражданским законодательством договоров между садоводческим некоммерческим товариществом и организацией, осуществляющей холодное водоснабжение.
Вместе с тем, за гражданами, осуществляющими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, законодателем закреплено право на пользование объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, решения которого для указанных граждан являются обязательными.
Как установлено судом и следует из материалов дела, пояснений представителей сторон, данных в судебном заседании, истцу Кольчурину А.А. на праве собственности принадлежат жилой дом и земельный участок, площадью 1 700 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>, СНТ «Солнечное», участок № (л.д. 39, 40, 103-108).
Данное недвижимое имущество истца расположено непосредственно на территории садоводческого некоммерческого товарищества «Солнечное» (ОГРН 1024201887379, ИНН 4223021202).
СНТ «Солнечное» имеет в собственности общее имущество: улицы, проезды, линии электропередач, электрооборудование, а также собственную систему водоснабжения, присоединенную в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения, по которой ответчиком АО «ПО «Водоканал» осуществляется подача в течение года садоводческому некоммерческому товариществу воды на хозяйственные и питьевые нужды в соответствии с заключенным договором № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 189-191).
Истец Кольчурин А.А. не является членом садоводческого некоммерческого товарищества «Солнечное» (л.д. 31), имеет право возмездного пользования землями общего пользования в границах СНТ, улицами, проездами, линиями электропередач вместе с электрооборудованием, системой водоснабжения СНТ на основании заключенного между ним и садоводческим некоммерческим товариществом «Солнечное» договора № от ДД.ММ.ГГГГ о порядке пользования объектами инфраструктуры, инженерными коммуникациями и другим имуществом общего пользования СНТ «Солнечное» при ведении садоводства в индивидуальном порядке (л.д. 60-63).
Как пояснили в судебном заседании представители истца и ответчиков, третьего лица, холодное водоснабжение в СНТ «Солнечное» подается в течение года беспрерывно, на границе водопроводной сети садоводческого некоммерческого товарищества установлен прибор учета холодной воды, по показаниям которого СНТ «Солнечное» осуществляет оплату за поставленную воду ежемесячно в безналичном порядке по банковским платежным поручениям на основании выставленных АО «ПО «Водоканал» актов об оказании услуг по водоснабжению, что подтверждается представленными в материалы дела бухгалтерскими документами (л.д. 193-200).
Жилой дом истца Кольчурина А.А. присоединен к водопроводной сети СНТ «Солнечное», по которой ему поставляется вода для хозяйственных и питьевых нужд беспрерывно в течение года непосредственно ответчиком АО «ПО «Водоканал». В то же время расстояние от жилого дома истца до магистрального водовода (трубы диаметром 160 мм), находящегося в хозяйственном ведении ответчика МУП ПМР «Тепломир» в связи с предоставлением услуг водоснабжения населению села Б. <адрес>, составляет 1 230 метров.
Как указал истец в исковом заявлении, он, являясь собственником жилого дома и земельного участка, осуществляет ведение хозяйства на приусадебном участке в индивидуальном порядке, поэтому желает получать услуги водоснабжения обособленно от СНТ «Солнечное», непосредственно от ресурсоснабжающей организации, без несения им расходов по прокладке труб водопровода. Однако ответчиками на его обращение о безвозмездной выдаче технических условий подключения (технологического присоединения) его жилого дома к принадлежащим им сетям водоснабжения и водоотведения было отказано.
Со своей стороны, представитель ответчика МУП ПМР «Тепломир», возражая против удовлетворения иска полностью, указала, что предприятие как бюджетное учреждение является гарантирующим поставщиком воды только для жителей поселка Б. Керлегеш по трубопроводу диаметром 160 мм. Водоснабжение СНТ «Солнечное» осуществляется АО «ПО «Водоканал» посредством присоединённой к магистрали трубы диаметром 110 мм, являющейся исключительной собственностью СНТ «Солнечное», на котором лежат обязательства по содержанию и технической эксплуатации данной водопроводной сети. Соответственно, для проведения работ по прокладке отдельной трубы необходимо получение согласия собственника имущества - СНТ «Солнечное». Кроме того, в соответствии с действующим законодательством определение гарантирующего поставщика относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, поэтому для решения вопроса о прокладке автономного водопровода с целью водоснабжения истца за счёт средств МУП ПМР «Тепломир» необходимо принятие органом местного самоуправления соответствующей инвестиционной программы и выделение денежных средств по смете.
Представитель ответчика АО «ПО «Водоканал», поддержав в судебном заседании возражения ответчика МУП ПМР «Тепломир», дополнительно указала на отсутствие нарушений прав истца в сфере водоснабжения, гарантируя круглогодичное и бесперебойное предоставление услуг ответчиком посредством существующей с 1980 года водопроводной сети на территории СНТ «Солнечное».
Таким образом, суд, анализируя и оценивая доводы и возражения сторон по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса, приходит к выводу о том, что требования истца Кольчурина А.А. о возможности определения из числа ответчиков гарантирующего поставщика для заключения с ним договора на выдачу технических условий подключения принадлежащего истцу жилого дома и возложения на ответчика обязанности выдать за его счёт технические условия подключения (технологического присоединения) жилого дома к принадлежащим последнему сетям водоснабжения и водоотведения, не основаны на нормах действующего законодательства.
Как указано выше, в силу прямого указания в законе (ч. 13 ст.18 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении») подключение (технологическое присоединение) объектов, расположенных на принадлежащих заявителю земельных участках, к водоснабжению, включающей в себя расходы на создание новых сетей водоснабжения и водоотведения, осуществляется за плату.
Кроме того, истцом не соблюден досудебный порядок определения гарантирующего поставщика водного ресурса путём обращения с заявлением в орган местного самоуправления, которому в силу положений статьи 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» и пунктов 86, 88 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 644, данное право принадлежит как исключительное.
Также при вынесении решения суд учитывает, что согласно объяснениям представителей сторон, данным в судебном заседании, в настоящее время услуги по холодному водоснабжению истцу Кольчурину А.А. предоставляются в полном объеме, следовательно, не имеется оснований полагать, что его права на фактическое получение коммунальной услуги по холодному водоснабжению и пользование данной услугой были нарушены.
Вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, доказательств нарушения прав истца Кольчурина А.А. при пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ «Солнечное», в том числе водопроводной сетью в материалах дела отсутствуют, также не представлено таковых суду и в ходе судебного разбирательства по делу.
Из объяснений представителя истца следует, что Кольчурин А.А. фактически и беспрепятственно пользуется общим имуществом СНТ «Солнечное», в том числе и водопроводной сетью, вода ему подается в соответствии с условиями заключенного между ним и СНТ договором пользования общим имуществом, препятствия в пользовании имуществом со стороны ответчиков или третьего лица ему не чинятся.
При установленных обстоятельствах, а также с учетом того, что действующим законодательством не предусмотрено возложение обязанности на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение, индивидуального подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства, расположенного в границах садоводческого некоммерческого товарищества, принадлежащего гражданину, который не является членом СНТ, к централизованной системе холодного водоснабжения, у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований Кольчурина А.А. в полном объеме.
Суд приходит к выводу о том, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении, а также доводы представителя истца, приведенные в судебном заседании в обоснование заявленных требований, основаны исключительно на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах требования об определении гарантирующего поставщика и возложении на ответчиков обязанности выдать технические условия для подключения (технологического присоединения) принадлежащего истцу жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения в отсутствие самого факта нарушения его прав в сфере водопользования, не предполагают потребность в восстановлении прав истца и не могут быть признаны надлежащей реализацией прав на обращение в суд применительно к положениям статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд отказывает истцу Кольчурину А.А. в удовлетворении исковых требований к АО «ПО «Водоканал», МУП ПМР «Тепломир» об определении гарантирующего поставщика для заключения договора на выдачу технических условий подключения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Солнечное», участок №, к сетям водоснабжения и водоотведения, обязании выдать технические условия для подключения (технологического присоединения) принадлежащего ему жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения, взыскании понесенных судебных расходов, полностью за необоснованностью.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кольчурина ФИО9 к АО «ПО «Водоканал», МУП ПМР «Тепломир» об определении гарантирующего поставщика для заключения договора на выдачу технических условий подключения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, СНТ «Солнечное», участок №, к сетям водоснабжения и водоотведения, обязании выдать технические условия для подключения (технологического присоединения) принадлежащего ему жилого дома к сетям водоснабжения и водоотведения, взыскании понесенных судебных расходов, отказать полностью за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья (подпись) Ю.В. Мокин
Подлинный документ подшит в деле № Центрального районного суда <адрес>