Дело № 2а-557/2019 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2019 года
Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:
судьи Щипициной Т.А.,
при секретаре Фирсовой Л.Б.,
с участием административного истца Захваткина В.Е.,
представителя административного ответчика Плотниковой С.А.,
представителя заинтересованного лица Сизова В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному исковому заявлению Захваткина В.Е. к Кудымкарской городской прокуратуре, заместителю Кудымкарского городского прокурора Плотниковой С.А. о признании незаконным требования о проведении проверки,
у с т а н о в и л:
Административный истец Захваткин В.Е. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным требование заместителя Кудымкарского городского прокурора Плотниковой С.А. № 2-5-19 от 30.01.2019г. Свои требования мотивировал тем, что 22.02.2019 года при получении решения о проведении внеплановой проверки в 14 ОНД по КГО и Кудымкарскому району Управления НД ГУ МЧС России по Пермскому краю он ознакомился с требованием заместителя Кудымкарского городского прокурора Плотниковой С.А. № 2-5-19 от 30.01.2019г. о проведении проверки в отношении него. В порядке подчиненности требование не обжаловал. Цель, которую требуется достичь, как указано в требовании: «…выявить и устранить нарушения требований пожарной безопасности…». Считает неэтичным требование сотрудника прокуратуры в адрес какого-либо должностного лица, обязывающего его выявить нарушения у субъектов проверки. Закон (№ 294-ФЗ) обязывает ограничивать внеплановую проверку рамками «надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям». Считает, что обжалуемое требование нарушает Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части п.3 ч.2 ст.10 Закона, а также нарушает его конституционное право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности.
Административный истец Захваткин В.Е. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, дополнительно пояснил, что органы прокуратуры проверяют его каждый год, нарушено его конституционное право, считает неэтичным, когда одних проверяют, а других нет. Проведение проверки было сделано намеренно, идет подмена плановой проверки внеплановой проверкой, основанием для проведения прокурорской проверки должно быть обращение в органы прокуратуры лично либо анонимно, но ни того, ни другого в данном случае не было. Из-за проводимых проверок не может идти речи о конкурентной борьбе на предпринимательском рынке, разрешение вопроса о нарушении его прав он оставляет на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика и административный ответчик Плотникова С.А. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что Кудымкарской городской прокуратурой проводятся проверки согласно межведомственного плана, согласованного со всеми структурами. Согласно пункта 17 Межведомственного плана по пресечению, выявлению и раскрытию преступлений и правонарушений в лесопромышленном комплексе Пермского края в 2017-2018 г.г. прокуратура вправе проводить совместно с контролирующими органами проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в лесопромышленном комплексе, требований трудового законодательства, в т.ч. порядка и условий привлечения к труду иностранных граждан, законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно плана имеют право привлекать контролирующие органы для проведения проверок на малых лесопильных комплексах. Ежегодно утверждается список малых лесопильных комплексов, который согласован со всеми органами контроля и органами местного самоуправления. За 2018 год необходимо было проверить 85 малых лесопильных комплексов, в указанный список включено Ленинское сельское поселение и Захваткин В.Е., в связи с чем был осуществлен выезд на МЛК в с. Ленинск с привлечением специалистов. 30.01.2019г. в адрес 14 ОНД было направлено требование о проведении проверки, где было указано о проведении внеплановой проверки соблюдения ИП Захваткиным требований пожарной безопасности, дать правовую оценку и о результатах известить органы прокуратуры. Указанное требование вынесено законно и обоснованно, каких либо нарушений при осуществлении полномочий не допущено. Административное исковое заявление Захваткина удовлетворению не подлежит. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Сизов В.С. с заявлением Захваткина В.Е. не согласился, суду пояснил, что к ним было направлено требование прокурора о проведении внеплановой проверки, 18.02.2019г. начальником было вынесено распоряжение на проведение внеплановой проверки, установлены сроки с 01.03.по 29.03.2019г. Проверка не проведена, так как требование прокурора обжалуется. В прошлом году они выходили с проверкой на малый лесопильный комплекс к ИП Захваткину, где были выявлены многочисленные нарушения. Просит в удовлетворении административного искового заявления Захваткину В.Е. отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, установил следующее.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих организаций. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.На основании п. 1 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре (утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290) органы государственного пожарного надзора осуществляют деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством РФ о пожарной безопасности, посредством организации и проведения в установленном порядке проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты, территорий, земельных участков, продаваемой пожарно-технической продукции, а также на систематическое наблюдение за исполнением требований пожарной безопасности, анализ и прогнозирование состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного пожарного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 10 данного Федерального закона основанием для проведения внеплановой проверки является приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с п. 17 Межведомственного плана по пресечению, выявлению и раскрытию преступлений и правонарушений в лесопромышленном комплексе Пермского края в 2017-2018 г.г., утвержденном со всеми структурами, прокуратура вправе проводить совместно с контролирующими органами проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в лесопромышленном комплексе, требований трудового законодательства, в т.ч. порядка и условий привлечения к труду иностранных граждан, законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и др.
На основании указанного межведомственного плана 19.09.2018г. заместителем Кудымкарского городского прокурора Плотниковой С.А. вынесено решение о проведении проверки ИП Захваткина В.Е. на предмет соблюдения им законодательства при заготовке и переработке древесины на малых лесопильных комплексах, установлен срок проведения проверки с 20.09.2018 по 20.10.2018г.
В тот же день ИП Захваткину В.Е. было направлено Требование № 2-7-18 о представлении в адрес Кудымкарской городской прокуратуры в срок до 28.09.2018г. заверенных копий документов, перечень которых указан в требовании, в том числе документов по пожарной безопасности. Указанное требование получено Захваткиным В.Е. 26.09.2018г.
Как следует из поступившей в прокуратуру информации начальника 14 ОНПР от 24.12.2018г., в соответствии с требованием Кудымкарской городской прокуратуры № 2-7-18 от 18.09.2018г. «По соблюдению законодательства в области пожарной безопасности на малых лесопромышленных комплексах (пилорам)» старшим инспектором 14 ОНПР по Кудымкарскому городскому округу в качестве специалиста в составе комиссии, возглавляемой помощником прокурора Андровой Л.А. и другими контролирующими органами, 20.09.2018г. был проведен визуальный осмотр территории деревообрабатывающего предприятия - пилорамы, расположенной по адресу: Кудымкарский район, территория промышленной зоны бывшего колхоза «Заря» у села Ленинск, использующем ИП Захваткиным В.Е. В момент обследования никаких документов по вопросам пожарной безопасности объекта предоставлено не было. Был проведен анализ предоставленных документов Кудымкарской городской прокуратурой 12.12.2018г. При визуальном осмотре были выявлено 26 нарушений требований пожарной безопасности, 9 пунктов нарушений ИП Захваткиным В.Е. не устранены с 2014 года. Также ИП не представлены документы, подтверждающие приемку в эксплуатацию завершенного строительства, объекта защиты пилорамы, проектной документации на здание, сооружения, в связи с этим, а также при выделенном времени для визуального осмотра территории деревообрабатывающего предприятия не представилось возможным дать полную оценку объекту по соответствию требований пожарной безопасности. О принятом решении просит проинформировать 14 ОНПР по Кудымкарскому городскому округу Кудымкарскому, Юрлинскому и Юсьвинскому муниципальным районам КПО управления надзорной деятельности профилактической работы ГУ МЧС России по Пермскому краю.
В связи с поступившей в прокуратуру информацией и выявленными нарушениями 30.01.2019г. заместителем Кудымкасркого городского прокурора Плотниковой С.А. в адрес начальника 14 ОНД по КГО, Кудымкарскому, Юрлинскому и Юсьвинскому муниципальным районам по КПО Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Пермскому краю вынесено требование о проведении проверки № 2-5-19, откуда следует, что в соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» на основании поступившей информации в целях выявления и устранения нарушений требований пожарной безопасности провести проверку соблюдения ИП Захваткиным В.Е требований пожарной безопасности на малом лесопильном комплексе, расположенном по адресу: Пермский край, Кудымкарский район, территория промышленной зоны бывшего колхоза «Заря» у с. Ленинск, которое направлено для исполнения в адрес 14 ОНД.
Таким образом, оспариваемое требование вынесено заместителем Кудымкарского городского прокурора на основании представленной информации начальника 14 ОНД о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности на лесопильном комплексе ИП Захваткина В.Е. в целях выявления новых и устранения имеющихся нарушений требований пожарной безопасности.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое административным истцом требование отвечает требованиям закона, вынесено заместителем прокурора в пределах компетенции, предусмотренной Законом о прокуратуре, при этом каких-либо нарушений со стороны заместителя Кудымкарского городского прокурора, неправомерных действий (бездействия), нарушающих права административного истца, судом в ходе рассмотрения дела не установлено, доказательств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и интересов административного истца не представлено.
С учетом изложенного, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска Захваткина В.Е. о признании незаконным требования о проведении проверки от 30.01.2019г.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Захваткина В.Е. к Кудымкарской городской прокуратуре, заместителю Кудымкарского городского прокурора Плотниковой С.А. о признании незаконным требования заместителя Кудымкарской городской прокуроры от 30.01.2019г. № 2-5-19, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Т.А. Щипицина