Решение по делу № 2а-1923/2019 ~ М-2071/2019 от 23.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2019 г.                             пос. Ленинский

Ленинский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Тюрина Н.А.,

при секретаре Федосеевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2а-1923/2019 по административному иску Тульского природоохранного прокурора (действующего в интересах Российской Федерации) к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области об установлении границ водоохраной зоны, об определении местоположения береговой линии и о направлении сведений о них в государственный водный реестр,

установил:

Тульский природоохранный прокурор (действуя в интересах Российской Федерации), в порядке уточнения исковых требований, обратился в суд с административным иском к Министерству природных ресурсов и экологии Тульской области о признании бездействия министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), и не направлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр, незаконным, и об обязании министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>), об определении местоположение береговой линии (границы водного объекта) и ннаправлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки, проведенной с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ, по обращению ФИО3, с привлечением специалистов Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» установлено, что водный объект - пруд в районе <адрес> (мкр.<адрес>), образован водоподпорным сооружением в русле ручья Комаркинский, левого притока реки Тулица, то есть пруд не обособлен, и не изолирован от других водных объектов, имеет поверхностную гидравлическую связь, характеризующуюся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности. По информации Московско-Окского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ сведения о водном объекте пруде - на ручье без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>), внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра, сведения о водном объекте ручье без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра. По информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>), а также отсутствуют сведения об установлении местоположения береговой линии (границе водного объекта) указанных водных объектов. Министерством границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и положенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, что препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушения режима специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохранной зоне, а также способствует формированию земельных участок с нарушением требований действующего законодательства. Ненадлежащее исполнение требований водного законодательства, нарушает права Российской Федерации как собственника водного объекта бездействие должностных лиц министерства природных ресурсов и экологии Тульской области препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей административной ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохранной зоне, а также способствует формированию земельных участок с нарушением требований действующего законодательства. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено. При проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства в сентябре 2019 года установлено, что министерством границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, то есть нарушения закона, выявленные в ходе ранее проведенной проверки не устранены.

Определением суда от 03.12.2019 к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное агентство водных ресурсов и экологии.

Определением суда от 17.12.2019 производство по делу в части иска о признании бездействия министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, в части непринятия мер по установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и определению местоположения береговой линии (границы водного объекта), и не направлении необходимых сведений в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр, незаконным, было прекращено в связи с отказом от иска в этой части.

В судебном заседании представитель административного истца Тульского природоохранного прокурора по доверенности - помощник прокурора Рогонов Н.Е. уточненные требования поддержал по тем же основаниям, просил их удовлетворить в полном объёме.

Представитель административного ответчика министерства природных ресурсов и экологии Тульской области администрации по доверенности Чекменев П.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом.

В своих возражениях на исковые требования, просил в иске отказать, сославшись на то, что согласно пункту 4 Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, утвержденных Приказом Минприроды России от 29.09.2010 № 425, передаваемые полномочия обеспечиваются финансированием из федерального бюджета, предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации в виде субвенций. Размер субвенции зависит от общего объема субвенций, предоставляемых для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также коэффициента водохозяйственной. В соответствии с пунктом 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 № 629, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно согласовывают с Федеральным агентством водных ресурсов целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение. Выделение бюджетных средств в виде субвенций и их распределение на цели осуществления природоохранных мероприятий в отношении ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем русла пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не осуществлялось. Проведенные Управлением Росприроднадзора по Тульской области и Тульской природоохранной прокуратурой в декабре 2018 года проверки исполнения министерством переданных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, не выявили нарушений в части предоставления водных объектов в пользование на основании договоров водопользования и выполнения мероприятий по определению береговых линий, прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства природных ресурсов и экологии в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом

В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика и заинтересованного лица.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

Согласно ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу положений ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

В силу п.2 ч.1 ст. 26 Водного кодекса Российской Федерации осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, отнесено к полномочиям, переданным Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Положением о министерстве природных ресурсов и экологии Тульской области, утвержденным постановлением правительства Тульской области от 07.10.2011 № 13, министерство осуществляет государственный надзор в области использования и охраны водных объектов и «ответственно является органом, уполномоченным на проведение приятии по определению границ береговой линии и установлению на ости границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.

В соответствии с частями 1 и 2 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с ч. 6 ст. 6 ВК РФ береговая полоса - это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров.

В силу ч. 4.1 ст. 5 ВК РФ порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Российской Федерации. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пунктов 3, 4 и 5 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 №17, установление границ осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации

В силу п. 2 указанных Правил установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос.

В целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.

Водоохранные зоны, прибрежные защитные полосы и береговые полосы водных объектов являются зонами с особыми условиями использования территорий, что следует из статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а в силу статьи 1 ФЗ «О землеустройстве» данные зоны являются объектами землеустройства.

Согласно п.8 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного приказом Минэкономразвития от 03.06.2011 №267, в результате описания местоположения границ объекта землеустройства составляется карта (план) объекта землеустройства.

Сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253.

Как усматривается из материалов дела, в ходе прокурорской проверки, проведенной с выездом на место ДД.ММ.ГГГГ, по обращению ФИО3, с привлечением специалистов Тульского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» установлено, что водный объект - пруд в районе <адрес> (мкр.<адрес>), образован водоподпорным сооружением в русле ручья Комаркинский, левого притока реки Тулица, то есть пруд не обособлен, и не изолирован от других водных объектов, имеет поверхностную гидравлическую связь, характеризующуюся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности.

По информации Московско-Окского бассейнового водного управления от ДД.ММ.ГГГГ сведения о водном объекте пруде - на ручье без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>), внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра, сведения о водном объекте ручье без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не внесены в базу данных автоматизированной информационной системы государственного водного реестра.

Из информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что отсутствуют сведения о границах водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>), а также отсутствуют сведения об установлении местоположения береговой линии (границе водного объекта) указанных водных объектов.

По данному факту ДД.ММ.ГГГГ Тульским природоохранным прокурором на основании ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» министру природных ресурсов и экологии Тульской области внесено представление об устранении нарушений закона. Указанное представление рассмотрено и удовлетворено.

Однако, при проведении контрольной проверки исполнения водного законодательства в сентябре 2019 года установлено, что министерством природных ресурсов и экологии Тульской области границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, то есть нарушения закона, выявленные в ходе ранее проведенной проверки не устранены.

Таким образом, в ходе проверки установлено, что министерством природных ресурсов и экологии <адрес> границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>) не установлены, а местоположение береговой линии (границы водного объекта) не определено, необходимые сведения в государственный кадастр недвижимости не направлены, что препятствует привлечению виновных лиц к соответствующей ответственности за нарушения специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта и в его водоохранной зоне, а также способствует формированию земельных участок с нарушением требований действующего законодательства, чем нарушаются права Российской Федерации как собственника водного объекта, а также нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, экологическую безопасность, соблюдение основного принципа правового регулирования отношений в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

При том доводы Министерства природных ресурсов и экологии Тульской области об отсутствие финансирования на данные работы являются несостоятельными, поскольку материалами дела не подтверждается, что министерством принимались соответствующие меры, направленные на выделение бюджетных средств в виде субвенций на определение границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы водного объекта ручья без названия в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>).

Суд находит разумным установить срок для выполнения обязанности возложенной судом в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, поскольку обращение с заявлением о постановке указанного объекта недвижимости на учет предусматривает выполнение определенных работ, сбору и оформлению документов.

На основании установленных обстоятельств и исследованных доказательств, оценив их в совокупности, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

р е ш и л:

административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора( действующего в интересах Российской Федерации) удовлетворить.

Обязать министерство природных ресурсов и экологии Тульской области установить границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - ручья без названия, протекающего в районе <адрес> (мкр. <адрес>) и расположенного на нем руслового пруда в районе <адрес> (мкр. <адрес>), определить местоположение береговой линии (границы водного объекта) и направить необходимые сведения в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в установленном порядке в государственный водный реестр, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                             Н.А. Тюрин

2а-1923/2019 ~ М-2071/2019

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тульская природоохранная прокуратура
Ответчики
Министерство природных ресурсов и экологии Тульской области
Другие
Федеральное агентство водных ресурсов
Рогонов Н.Е.
Суд
Ленинский районный суд
Судья
Тюрин Н.А.
23.10.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.10.2019[Адм.] Передача материалов судье
24.10.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
24.10.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2019[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
13.11.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.12.2019[Адм.] Судебное заседание
17.12.2019[Адм.] Судебное заседание
17.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020[Адм.] Дело оформлено
20.01.2020[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее