Решение
именем Российской Федерации
9 января 2017 года город Улан-Удэ
Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Спиридоновой З.Д., при секретаре Цыбиковой Ю.Э., с участием административного истца Михайлова С.В., представителя административного истца Шалбаева Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, административное дело №2а-7/2017 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 00000 <данные изъяты> Михайлова С.В. об оспаривании действий начальника отделения территориального <адрес> федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты> региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
установил:
Михайлов С.В. обратился в жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации для постановки на учет как нуждающийся в жилье с составом семьи четыре человека. Решением начальника отделения территориального <адрес> федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты> региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ОТ <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ) ему было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма
Считая, что имеет право быть обеспеченным жильем от Министерства обороны, Михайлов С.В. оспорил действия начальника ОТ <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ, связанные отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обосновывая свои требования, административный истец указал, что ему было отказано в постановке на учет со ссылкой на то, что он обеспечен жильем в доме своего отца М.В.Д. как член семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных, а члены его семьи – супруга М.И.А. и дети М.В.С. и М.А.С. - обеспечены жильем в доме матери супруги Михайлова – К.Г.С, как члены семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных. Такое решение Михайлов С.В. считал незаконным, полагая, что он, как военнослужащий имеет право быть обеспеченным жильем по установленным нормам с составом своей семьи, поскольку в собственности жилья не имеет, увольняется с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, а его выслуга лет составляет 18 лет. Административный истец полагал оспариваемое им решение незаконным.
В судебном заседании Михайлов С.В. и его представитель Шалбаев Г.Г. предъявленные требования поддержали по приведенным основаниям. Михайлов С.В. при этом пояснил, что с 27 июня 2006 года зарегистрирован в принадлежащем его отцу доме по адресу: <адрес>, проживая там с рождения. Его супруга М.И.А. и дети М.В.С. и М.А.С. зарегистрированы в доме принадлежащем матери супруги – К.Г.С, по адресу: <адрес>, который ранее принадлежал отцу его супруги.
Кроме того, представитель Шалбаев Г.Г. полагал оспариваемое решение незаконным по тем основаниям, что решение принято с нарушением сроков принятия такого решения – позднее трех дней, которые отведены для его принятия, что, по мнению представителя, говорит о незаконности решения.
Определением суда к участию в деле был привлечен в качестве второго административного ответчика руководитель федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты> региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ).
Начальник ОТ <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ и представитель руководителя ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в суд не прибыли, при этом просили рассмотреть дело без их участия, в связи с чем Улан-Удэнский гарнизонный военный суд, руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц, участвующих в деле.
Из письменных возражений начальника ОТ <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ и представителя руководителя ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ, представленных в суд следует, что требования административного истца они не признали и полагали не подлежащими удовлетворению, поскольку он обеспечен жильем в доме своего отца М.В.Д. как член семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных, а члены его семьи – супруга М.И.А. и дети М.В.С. и М.А.С. - обеспечены жильем в доме матери супруги Михайлова – К.Г.С, как члены семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных при том, что учетная норма жилого помещения на одного человека в <адрес> определена в размере 11 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, исследовав письменные возражения и доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
В силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из справок войсковой части 00000 от 8 июня 2016 года № и № следует, что <данные изъяты> Михайлов С.В. проходит военную службу в указанной воинской части, подлежит увольнению с военной службы по организационно-штатным мероприятиям, а его выслуга лет в календарном исчислении составляет 18 лет.
Согласно копии заявления <данные изъяты> Михайлова С.В. в ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ от 29 марта 2016 года он просил принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 №512 «О порядке признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации и предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно» утверждены «Правила признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации» в части 1 которых установлено, что признание нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся, в том числе, собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Анализ содержания части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями части 2 этой же статьи показывает, что при определении обеспеченности общей площадью жилого помещения должны учитываться жилые помещения тех членов семьи военнослужащего, которые претендуют на получение жилья совместно с военнослужащим.
Решением начальника ОТ <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ от 7 ноября 2016 года № <данные изъяты> Михайлову С.В. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по основаниям, указанным в статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как указано в сообщении начальника ОТ <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ от 8 ноября 2016 года № в адрес Михайлова С.В., такое решение принято в связи с тем, что он обеспечен жильем в доме своего отца М.В.Д. как член семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных, а члены его семьи – супруга М.И.А. и дети М.В.С. и М.А.С. - обеспечены жильем в доме матери супруги Михайлова – К.Г.С, как члены семьи собственника жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных, при том, что учетная норма жилого помещения на одного человека в <адрес> определена в размере 11 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения. Из указанного сообщения следует, что решение принято со ссылкой на подпункт 1 пункта 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Оценивая законность оспариваемых административным истцом действий суд исходит из следующего.
Согласно паспорта Михайлова С.В. и справке главы муниципального образования «<данные изъяты>» руководителя администрации от 30 декабря 2016 года № Михайлов С.В., родившийся <данные изъяты>, зарегистрирован по адресу: <адрес> с 27 июня 2006 года. По указанному адресу зарегистрированы также М.В.Д., <данные изъяты> года рождения, и иное лицо, а всего трое человек.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 27 октября 2014 года №, жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных, принадлежит М.В.Д. на основании выписки из похозяйственной книги № от 25 марта 2009 года о наличии у гражданина права на земельный участок.
Согласно свидетельства о государственной регистрации права от 3 июня 2011 года №, жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> метра квадратных, принадлежит К.Г.С,
Из справки главы муниципального образования «<данные изъяты>» руководителя администрации от 30 декабря 2016 года № видно, что в доме по адресу: <адрес> зарегистрированы К.Г.С, <данные изъяты> года рождения, М.И.А. <данные изъяты> года рождения, М.В.С. <данные изъяты> года рождения и М.А.С. <данные изъяты> года рождения, а всего четверо человек.
Все перечисленные в названной справке лица зарегистрированы по указанным адресам по настоящее время. Собственниками же названного жилья являются родители Михайлова С.В. и его супруги, что подтверждается его пояснениями в суде.
Таким образом, жилые дома, регистрация в которых послужила основанием для отказа в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях административному истцу, принадлежат родителям Михайлова С.В. и его супруги М.И.А., с 2006 года в доме отца зарегистрирован сам Михайлов С.В., как член семьи своего отца, а его супруга М.И.А. и дети М.В.С. и М.А.С. зарегистрированы как члены семьи в доме матери супруги.
Из изложенного следует, что на момент принятия решения об отказе Михайлову С.В. в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в доме, принадлежащем на праве собственности его отцу М.В.Д., были зарегистрированы и имели право проживать трое человек, в доме, принадлежащем на праве собственности матери его супруги К.Г.С,, были зарегистрированы и имели право проживать четверо человек.
При таких данных в доме, в котором зарегистрирован административный истец, на момент принятия оспариваемого решения на одного человека приходилось <данные изъяты> квадратных метров общей площади жилого помещения, а в доме, в котором зарегистрированы члены его семьи на одного человека приходилось <данные изъяты> квадратных метров общей площади жилого помещения.
В силу частей 4 и 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Учетная норма площади жилого помещения на одного человека в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в <адрес>, согласно копии постановления администрации муниципального образования «<данные изъяты>» <адрес>, в состав которого входит и <адрес>, определена в размере 11 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения, на что указывает в возражениях и административный ответчик.
Таким образом, исходя из учетной нормы жилого помещения в <адрес> в размере 11 квадратных метров и имеющейся у административного истца и членов его семьи обеспеченности жилым помещением в большем размере общей площади жилого помещения, судом установлено, что Михайлов С.В. на момент принятия решения об отказе в принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях был обеспечен жильем как член семьи собственника жилого помещения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы, что согласно части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации не может послужить основанием для признания Михайлова С.В. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и принятия его на соответствующий учет.
Сведений о выселении, об утрате права пользования данными жилыми помещениями, снятии с регистрационного учета, о судебных решениях по таким искам к Михайлову С.В. и его семье суду не представлены.
Из изложенного суд приходит к выводу, что у Михайлова С.В. и его семьи имеется право пользования принадлежащим родителям жилыми помещениями как у членов семьи собственников жилых помещений и не свидетельствует о необеспеченности его жилым помещением.
При этом само по себе отсутствие жилых помещений в собственности у Михайлова С.В. и его семьи не является основанием для признания за военнослужащим права быть обеспеченным жильем от Министерства обороны Российской Федерации, поскольку жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации, рассматривая заявления о принятии на учет, обязаны руководствоваться нормами статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах военный суд приходит к выводу о том, что действия начальника ОТ <адрес> ФГКУ «<данные изъяты>регионжилье» МО РФ отказавшего Михайлову С.В. в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не противоречит действующему законодательству и права административного истца не нарушает, а поэтому отказывает в удовлетворении административного искового заявления Михайлова С.В.
Доводы же представителя административного истца о том, что сроки рассмотрения заявления Михайлова не были соблюдены суд находит несостоятельными, поскольку сроки рассмотрения не являются пресекательными и не могут повлиять на существо принятого должностным лицом решения, при том что обеспеченность жильем административного истца и членов его семьи не изменялась с момента подачи его заявления в жилищные органы Министерства обороны Российской Федерации до рассмотрения данного административного дела.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований судом отказано, понесенные административным истцом судебные расходы возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации военный суд,
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Михайлова С.В. об оспаривании действий начальника отделения территориального <адрес>Удэ федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты> региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Восточно-Сибирский окружной военный суд через Улан-Удэнский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.Д. Спиридонова