Дело № 2-4959/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2015 года г. Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Саблиной Е.А.,
при секретаре Пекишевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Постникова А. М. о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Архангельской области № А-12/02-16/09 от 20.04.2015,
установил:
Постников А. М. обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Архангельской области (далее также ГЖИ, Инспекция) № А-12/02-16/09 от 20.04.2015. В обоснование указал, что данным предписанием не него как на собственника <адрес> в городе Архангельске возложена обязанность устранить нарушения ст. 26 ЖК РФ, выразившиеся в самовольной перепланировке и переустройстве жилого помещения без соответствующего разрешения органов местного самоуправления. Считает данное предписание незаконным, поскольку инспектор осмотр квартиры не проводил, акт составлен на основании акта неуполномоченного лица, разрешение на перепланировку было получено 06.04.2015, соответствующие документы были представлены в ГЖИ 20.04.2015.
В судебное заседание заявитель не явился, о месте и времени его проведения извещен, просил рассмотреть дело без его участия, на заявлении настаивал.
Представитель заявителя по доверенности Белых В. В. в судебном заседании доводы заявления поддержал в полном объеме. Полагает, что предписание нарушает права доверителя. Предписание не отменено, при том, что никаких действий на его исполнение доверитель не совершал, предписание изначально было незаконным, составление акта об исполнении предписания ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о полном восстановлении нарушенных прав его доверителя.
Государственная жилищная инспекция Архангельской области о месте и времени проведения судебного заседания извещена, представителя не направила. Представила отзыв в котором указала, что выявив нарушение и составив акт, ГЖИ обязана составить предписание. Данное предписание Постниковым А. М. исполнено и снято с контроля.
Мэрия города Архангельска, ТСЖ «Свобода» о месте и времени проведения судебного заседания извещены, представителей не направили.
Определением суда дело рассмотрено при данной явке.
Суд, выслушав представителя заявителя, исследовав и оценив представленные доказательства, материалы проверки, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии со статей 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 10 февраля 2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу указания п. 1, 2 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений … гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, … требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, … посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений,
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 № 110-па (далее - Положение) Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
Согласно пункту 8 Положения Инспекция осуществляет государственный контроль за соблюдением порядка и правил переоборудования и перепланировки жилых помещений в жилых домах.
Инспекция в целях осуществления своих полномочий имеет право проводить плановые и внеплановые мероприятия по контролю в соответствии с действующим законодательством, выдавать обязательные для всех собственников … предписания об устранении выявленных нарушений … правил пользования жилыми помещениями.
В силу указания п. 4 ст. 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение … гражданами обязательных требований.
Постановлением Правительства РФ от 11.06.2013 № 493 утверждено положение «О государственном жилищном надзоре».
На основании п. 3, 4 названного Положения государственный жилищный надзор осуществляется посредством:
организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований;
принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений;
систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
В силу указания п. 10, 11 названного Положения в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Предметом проверок является соблюдение … гражданами … обязательных требований к … жилым помещениям, их использованию и содержанию.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2013. N 643-пп утвержден Административный регламент исполнения Государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Архангельской области. В силу указания п. 8 данного документа государственные жилищные инспекторы при исполнении государственной функции обязаны проводить проверку на основании распоряжения инспекции или ее межтерриториального отдела о ее проведении в соответствии с назначением проверки.
Также результатами исполнения государственной функции являются: составление акта проверки; составление протокола об административном правонарушении; выдача предписания об устранении выявленных нарушений.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес государственной жилищной инспекции поступило обращение жильца <адрес> в городе Архангельске о перепланировке в <адрес> того же дома.
Собственником <адрес> является Постников А. М.
В рамках рассмотрения обращения, Инспекция ДД.ММ.ГГГГ получила ответ мэрии города Архангельска, из которого усматривается, что решение о согласовании переустройства и (перепланировки) названного жилого помещения не оформлялось.
ДД.ММ.ГГГГ Постникову А. М. направлено требование обеспечить доступ в квартиру ДД.ММ.ГГГГ в 09 час. 15 мин.
В материалах проверки имеется информация о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ уведомление собственником квартиры не получено, доступ в неё не обеспечен.
Акт № А-12/02-14/09 составлен Инспекцией ДД.ММ.ГГГГ на основании акта председателя правления ТСЖ «Свобода», из которого усматривается, что в <адрес> в городе Архангельске в нарушение требований ст. 26 ЖК РФ выполнена самовольная перепланировки и переустройство жилого помещения, а именно: зашит дверной проем входа в санузел (на плане № 1); демонтирована перегородка между санузлом и комнатой (на плате № 2, 4); устроена новая перегородка между санузлом и комнатой (на плане № 2, 4); зашит дверной проем входа на кухню (на плане № 3); устроен новый дверной проем входа на кухню из комнаты (на плане № 3, 4); в санузле перенесен умывальник. Копию акта Постников А. М. получил 20.04.2015.
ДД.ММ.ГГГГ Постникову А. М. направлено уведомление № А-12/02-21/225 о явке ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин. для составления, ознакомления, подписания и получения протокола об административном правонарушении по ч. 1, 2 ст. 7.21 КоАП РФ, предписания об устранении выявленных нарушений.
ДД.ММ.ГГГГ составлено предписание № А-12/02-16/09. Данным предписанием Постникову А. М. предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить выявленные нарушения.
Законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в том, что собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению, то есть для проживания граждан (ч. 1 ст. 17 ЖК РФ, п. 2 ст. 288 ГК РФ), поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК РФ).
Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством, например административной в виде предупреждения или штрафа (ст. 7.21, 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), гражданско-правовой в виде лишения права собственности на жилое помещение (ст. 293 ГК РФ).
Согласно ч. 1, 2 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
В силу ч. 1, 3, 4 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст. 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 настоящего Кодекса. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Представленными материалами подтверждается, что решение о согласовании переустройства и перепланировки <адрес> в городе Архангельске мэрией города Архангельска принято 06.04.2015. Срок производства работ установлен с ДД.ММ.ГГГГ по 04.04.2015.
По акту приемки выполненных работ № работы выполнены в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ и соответствуют проектной документации.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении Постникова А. В. был также составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1, 2 ст. 7.21 КО АП РФ.
Из данного документа усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин. Постников А. М. предъявил должностному лицу ГЖИ документы на перепланировку жилого помещения.
Таким образом, на 15. час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ государственная жилищная инспекции обладала информацией о том, что переустройство и перепланировка жилого помещения проведена Постниковым А. М. с соблюдением норм действующего законодательства и по согласованию с органом местного самоуправления. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ нарушение требований ст. 26 ЖК РФ Постниковым А. М. не допущено.
При указанных обстоятельствах, выдача ГЖИ оспариваемого предписания, является незаконной. Тем более, что распоряжение о проведении проверки Инспекцией в установленном порядке не выносилось, соответственно проверка по смыслу ст. 20 ЖК РФ Инспекцией не проводилась.
Составление акта № А-12/02-14/09 не является безусловным основанием для выдачи предписания, тем более, что на момент его подписания должностным лицом факт нарушения собственником жилого помещения действующего законодательства не установлен.
Оспариваемое предписание нарушает права Постникова А. М., поскольку без законных оснований налагает на него обязанности.
В материалы дела представлен акт № А-12/02-14/09пп, составленный в 11 час. 00 мин. 21.05.2015, из которого следует, что при проверке <адрес> в городе Архангельске собственник квартиры представил решение о согласовании перепланировки. Указанный акт является одним из доказательств по делу и подлежит оценке по правилам главы 6 ГПК РФ.
Сведения о том, что инспектор действительно 21.05.20115 в 11 час. 00 мин. выходила в <адрес> в городе Архангельске для проверки исполнения предписания в материалах дела нет. Данный акт не содержит отметки о том, что в проверке участвовал Постников А. М., сведения о направлении ему данного акта также отсутствуют.
Учитывая, что документы о согласовании перепланировки представлены Постниковым А. М. еще до составления предписания, выдача которого изначально являлась незаконной, составление акта ДД.ММ.ГГГГ при установленных в судебном заседании обстоятельствах, не свидетельствует о полном восстановлении прав заявителя.
Кроме того, суд учитывает, что оспариваемое предписание и акт от 03.04.2015, при условии, что они незаконными не признавались, устанавливают факт нарушения Постниковым А. М. требований действующего законодательства и могут служить основанием для привлечения его к различным видам ответственности.
В порядке статьи 249 ГПК РФ доказательств законности оспариваемого решения административным органом при рассмотрении дела суду не предоставлено, соответственно заявленные требования подлежат удовлетворению. Учитывая, что оспариваемое предписание признается незаконным, дополнительная его отмена судом не требуется.
С учетом положений статьи 98 ГПК РФ в пользу заявителя с заинтересованного лица Государственной жилищной инспекции Архангельской области подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины, понесенные заявителем при обращении в суд в размере 300 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░-12/02-16/09 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░-12/02-16/09 ░░ 20.04.2015.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░