Дело №
Поступило ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ р.<адрес>
Колыванский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи С.Н. Ермакова,
при секретаре Ю.С. Вылегжаниной,
с участием помощника прокурора <адрес> Д.С. Мальцева,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации рабочего поселка <адрес> о понуждении администрации р.<адрес> устранить нарушения в содержании улично-дорожной сети,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации рабочего поселка <адрес> о понуждении администрации р.<адрес> устранить нарушения в содержании улично-дорожной сети.
Согласно доводам прокурора, прокуратурой <адрес> совместно с государственным инспектором ОГИБДД МВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка содержания улично-дорожной сети в муниципальном образовании р.<адрес>, <адрес>
Проверкой установлено, что в р.<адрес>, <адрес> отсутствует стационарное электрическое (уличное) освещение.
По <адрес>, <адрес> р.<адрес> нарушена целостность дорожного покрытия с удалением материала (имеются отдельные выбоины), требуется ремонтная профилировка.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задачи определена охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 указанного закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 13 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ №-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава рабочего поселка <адрес> к вопросам местного значения рабочего поселка Колывань относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.6. Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р №. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» к средствам улучшения условий видимости относится стационарное электрическое освещение (п. 4.6.1.).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Таким образом, содержание дорог на территории муниципального образования р.<адрес>, <адрес> не обеспечивает безопасность дорожного движения, орган местного самоуправления не принимает мер к самостоятельному решению вопросов обеспечения безопасности дорожного движения и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах поселения.
Ненадлежащее состояние улично-дорожной сети р.<адрес> противоречит требованиям ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ, и ставит под угрозу жизнь и здоровье участников дорожного движения, что нарушает их права, предусмотренные ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от ДД.ММ.ГГГГ № №ФЗ.
Кроме того, отсутствие освещения в темное время суток на <адрес>, <адрес> в р.<адрес> может повлечь за собой рост преступности, увеличение травматизма, а также причинение вреда здоровью граждан.
Непринятие администрацией рабочего поселка Колывань мер к устранению выявленных нарушений в содержании улично-дорожной сети в р.<адрес> повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, что противоречит требованиям ФЗ «О безопасности дорожного движения» № №-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также может повлечь нарушение прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц).
Круг лиц, чьи права нарушаются администрации р.<адрес>, не может быть определен ввиду его нестабильности.
Помощник прокурор <адрес> Мальцев Д.С. судебном заседаним заявленные требования поддержал в полном объеме, просил суд, обязать администрацию р.<адрес> устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о безопасности дорожного движения, а именно: по <адрес>, <адрес>, <адрес> установить стационарное электрическое освещение; произвести ремонт участков дорог по <адрес>, <адрес> р.<адрес>.
Установить для администрации рабочего поселка <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства.
Представитель ответчика – администрации р.<адрес> Александрова О.В. в судебном заседании исковые требования признала частично, просила установить срок для устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ и пояснила, что в соответствии с п.5 ч.1 ст. 14 Федерального закона № №-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также п.5, ч. 1 ст.5 Устава р.<адрес>, к вопросам местного значения р.<адрес> относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией р.<адрес> и Обществом с ограниченной ответственностью «Богатырь» был заключен муниципальный контракт № предметом, которого являются работы по грейдированию дорог на территории р.<адрес>. Срок выполнения работ по настоящему Контракту - ДД.ММ.ГГГГ, по окончанию которого будет проведена проверка по качеству работ и составлен акт выполненных работ. Оплата по настоящему Договору предусмотрена сторонами до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главы р.<адрес> № в целях увеличения протяженности освещенных улиц городского поселения, повышения качества освещения улиц и внедрения энергоэффективных источников уличного освещения на территории муниципального образования р.<адрес>, утверждена Целевая программа «Строительство, ремонт и реконструкция уличного освещения муниципального образования р.<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы. Согласно п. 4 Программы «Обоснование потребности в бюджетных ресурсах для достижения результатов Программы», подпунктом 1 предусмотрено «изготовление проектно-сметной документации на строительство сетей уличного освещения микрорайона «Западный», из бюджета поселения предусмотрено 300 тыс. рублей; подпунктом 4 предусмотрено строительство новых линий уличного освещения микрорайон «Западный», на реализацию которого из бюджета поселения предусмотрено 8 200 млн. рублей, срок ДД.ММ.ГГГГ годы.
Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 6 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Под дорожной деятельностью в соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 5 Устава рабочего поселка <адрес> к вопросам местного значения рабочего поселка Колывань относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дороги осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.6. Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р №. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» к средствам улучшения условий видимости относится стационарное электрическое освещение (п. 4.6.1.).
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.
Доводы прокурора подтверждаются письменными доказательствами по делу: требованием о выделении специалиста; сообщением начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес>; актами выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения; фототаблицей; муниципальным контрактом № от ДД.ММ.ГГГГ; извещением о проведении запроса котировок; постановлением администрации р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении целевой Программы «Строительство, ремонт и реконструкция уличного осещения муниципального образования р.<адрес>» на ДД.ММ.ГГГГ годы.
Таким образом, судом установлено, что на территории муниципального образования р.<адрес>, <адрес> отсутствует стационарное электрическое (уличное) освещение. По <адрес>, <адрес> р.<адрес> нарушена целостность дорожного покрытия с удалением материала (имеются отдельные выбоины), требуется ремонтная профилировка.
Непринятие администрацией рабочего поселка Колывань мер к устранению выявленных нарушений в содержании улично-дорожной сети в р.<адрес> повышает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, что противоречит требованиям ФЗ «О безопасности дорожного движения» № №ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, а также может повлечь нарушение прав граждан на защиту жизни, здоровья и личного имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.
Обязать администрацию р.<адрес> устранить нарушения законодательства об общих принципах организации местного самоуправления, о безопасности дорожного движения, а именно:
- по <адрес>, <адрес> установить стационарное электрическое освещение;
- произвести ремонт участков дорог по <адрес>, <адрес> р.<адрес>.
Установить для администрации рабочего поселка <адрес> срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения законодательства.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись
Копия за п/п верна, судья С.Н. Ермаков