Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 11 марта 2014 года
Заводской районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Имаева А.С-А.
с участием пом. прокурора <адрес> ФИО2,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ № <адрес>», Министерству образования и науки Чеченской Республики о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «СОШ №» <адрес> в части антитеррористической защищенности и обязании установить надлежащую систему видеонаблюдения
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к МБОУ «СОШ № <адрес>», Министерству образования и науки Чеченской Республики о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «СОШ №» <адрес> в части антитеррористической защищенности и обязании установить надлежащую систему видеонаблюдения.
Из заявления заместителя прокурора <адрес> усматривается, что прокуратурой <адрес> совместно с представителем УФСБ по Чеченской Республике и рабочей группой антитеррористической комиссии <адрес> (далее- рабочая группа АТК <адрес>) проведена проверка соблюдения законодательства в сфере антитеррористической защищенности муниципального образовательного учреждения «СОШ №» <адрес> (далее- Учреждение).
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на охрану здоровья.
В п.6 «Конвенции противодействия терроризму в Российской Федерации» (далее- Конвенция), утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ отмечено, что общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.
Согласно подп. «а», «б», и «д» п. 11 Конвенции, основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
В соответствии с п.п.15 п.3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее- Закон №- ФЗ), образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пп.2 п.6 ст. 28 Закона №- ФЗ образовательная организация обязана создавать безопасные условия для обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О противодействие терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политически, информационно- пропагандистских, социально – экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
В целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения образовательных учреждений, Министерством образования и науки Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ за № разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному процессу.
Кроме того, Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, в соответствии с которой предусмотрено создание безопасных условий для организации учебного процесса в образовательных учреждениях.
В целях выполнения указанных мероприятий Министерством образования и науки РФ издан ряд приказов.
Так, приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» предписано руководителям подведомственных образовательных учреждений принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Обязательность исполнения указанных выше требований закреплена и в приказах и письмах Министерства образования и науки РФ о подготовке образовательных учреждений к новому учебному году, изданных в период с 2008 по 2010 годы, из которых следует, что подготовка образовательных учреждений к новому году должна проводиться в соответствии с перечнем мероприятий, которые включают в себя, кроме прочего установку систем видеонаблюдения, тревожной сигнализации, организацию охраны.
Таким образом, обязанность по созданию безопасных условий для организации условий учебного процесса в образовательных учреждениях возникла у Учреждения с момента принятия Правительством Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы.
Между тем, проведенной проверкой установлено, что Учреждение, в рамках реализации вышеуказанного законодательства оснащено камерами видеонаблюдения, однако данные камеры видеонаблюдения установлены количестве не позволяющем охватить все уязвимые в части антитеррористической защищенности объекта места, что в конечном итоге существенно снижает степень безопасности Учреждения.
В связи с этим, прокуратурой района совместно с УФСБ по ЧР, рабочей группой АТК <адрес> составлен акт проверки состояния антитеррористической защищенности Учреждения и схема расположения дополнительных камер видеонаблюдения для обеспечения необходимого обзора уязвимых для террористических посягательств мест.
В соответствии с п.14 типовое положение об антитеррористической комиссии муниципального образования Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, решения, принимаемые антитеррористической комиссией муниципального образования в соответствии с е компетенцией, являются обязательными для подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти республики, представители которых входят в состав Комиссии, а также органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений (независимо от форм собственности), расположенных на территории муниципального образования.
Неисполнение Учреждением требований антитеррористической защищенности здания влечет за собой существенное нарушение прав обучающихся, создает опасность для жизни и здоровья несовершеннолетних и работников учреждения.
Выявленные нарушения законодательства затрагивают права и интересы несовершеннолетних учащихся, самостоятельно не способных защитить себя и свои интересы, а также педагогов, сотрудников и посетителей Учреждения, круг которых не определен.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Представитель прокуратуры <адрес> ФИО2 поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить.
Директор МБОУ «СОШ №» <адрес>» ФИО4 исковые требования заместителя прокурора <адрес> признала полностью, не возражала против их удовлетворения.
Представитель Министерство образования и науки Чеченской Республики в судебное заседание не явился, хотя о времени и месте рассмотрения дела был надлежащим образом извещен, причина неявки суду неизвестна.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя прокуратуры <адрес> ФИО2, директора МБОУ «СОШ № <адрес>» ФИО4, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание иска ответчиком, так как оно совершено без нарушения норм закона.
Таким образом, суд считает исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «СОШ №» <адрес>, Министерству образования и науки Чеченской Республики о признании незаконным бездействия муниципального бюджетного образовательного учреждения МБОУ «СОШ №» <адрес> в части антитеррористической защищенности и обязании установить надлежащую систему видеонаблюдения, удовлетворить.
Признать бездействие муниципального бюджетного образовательного учреждения «СОШ №» <адрес>» выразившееся в ненадлежащем обеспечении антитеррористической защищенности Учреждения, незаконным.
Обязатьмуниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № <адрес>» установить дополнительные камеры видеонаблюдения в рекомендованных антитеррористической комиссией местах согласно прилагаемой схемы.
Обязать Министерство образования и науки Чеченской Республики профинансировать установку дополнительных камер видеонаблюдения в рекомендованных антитеррористической комиссией местах согласно прилагаемой схемы.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чеченской Республики в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: подпись А.С-А.Имаев.
Копия верна:
Председательствующий: А.С-А.Имаев.