Решение по делу № 3а-149/2017 (3а-479/2016;) ~ М-555/2016 от 08.12.2016

дело № 3а-149/2017 (3а-479/2016)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

          город Казань                                                                      5 апреля 2017 года

Верховный Суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Сафиной М.М. при секретаре судебного заседания Гиниатуллине Э.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Симакова Д.В. к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Симаков Д.В. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>), расположенных по адресу: <адрес>:

площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратный метр с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером ....;

площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....);

площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... (далее – земельный участок с кадастровым номером ....).

Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, исчисляемого от кадастровой стоимости, административный истец просит установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей не направили.

В ранее состоявшемся по делу судебном заседании представитель Симакова Д.В. – Зонова А.В. поддержала административное исковое заявление по изложенным в нем основаниям, представитель Кабинета Министров Республики Татарстан Морозов В.В. административный иск не признал.

    Изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи.

В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон) предусмотрено право физических лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как видно из материалов дела, земельные участки с кадастровыми номерами ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., ...., .... принадлежат на праве собственности Симакову Д.В. (л.д. 155-166, 174-175).

Кадастровая стоимость земельных участков определена распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года № 2846-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)» по состоянию на 1 января 2015 года в размере:

<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рубль <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....,

<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копейка в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек в отношении земельного участка с кадастровым номером .... (л.д. 143-154, 225-227).

При разрешении спора о результатах определения кадастровой стоимости объекта недвижимости суд исходит из положений части 5 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагающих на стороны обязанность доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости лежит на административном истце.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», на административного истца возлагается обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой. Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался.

В подтверждение своих доводов административный истец представил суду отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 10 октября 2016 года № ...., составленный оценщиком Набиуллиной С.В., осуществляющей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (л.д. 41-140). Согласно отчету рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 1 января 2015 года составила:

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....,

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером ....;

<данные изъяты> рублей в отношении земельного участка с кадастровым номером .....

Экспертом Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>» <данные изъяты> А.Ю. проведена экспертиза отчета на подтверждение стоимости, о чем составлено положительное экспертное заключение от <дата>.... (л.д. 18-39).

Возражая заявленным требованиям, Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан указывает на необоснованный отказ оценщика от применения доходного подхода, некорректный выбор оценщиком объектов-аналогов (л.д. 224).

Данные обстоятельства были вынесены судом на обсуждение, по ходатайству Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан по делу назначена судебная экспертиза для проверки соответствия отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности, правильности определения рыночной стоимости земельных участков. Обязанность оплаты расходов по проведению экспертизы возложена на Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, но в установленный судом срок не исполнена.

Согласно части 5 статьи 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае уклонения стороны от участия в экспертизе, непредставления экспертам необходимых документов и материалов для исследования и в иных случаях, если по обстоятельствам административного дела без участия этой стороны экспертизу провести невозможно, суд в зависимости от того, какая сторона уклоняется от экспертизы, а также какое для данной стороны экспертиза имеет значение, вправе признать факт, для выяснения которого экспертиза была назначена, установленным или опровергнутым.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает возможным разрешить дело по имеющимся доказательствам установления рыночной стоимости земельного участка, оценив данные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

При исследовании отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка судом установлено, что составивший его оценщик соответствует требованиям, предъявляемым законодательством об оценочной деятельности: имеет соответствующую квалификацию, является членом саморегулируемой организации оценщиков «<данные изъяты>», его ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована страховым публичным акционерным обществом «<данные изъяты>», на что указано в отчете и приложенных к нему документах (л.д. 48, 106-107).

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, предусмотренном Федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Статьей 17.1 Федерального закона предусмотрен специальный порядок проверки отчета на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности и в целях подтверждения рыночной стоимости объекта оценки – путем проведения соответствующей экспертизы. Результатом экспертизы отчета является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Положительным экспертным заключением признается экспертное заключение, содержащее вывод о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности), стандартов и правил оценочной деятельности, а в случае проведения экспертизы отчета об определении рыночной стоимости объекта оценки также вывод о подтверждении стоимости объекта оценки, определенной оценщиком в отчете.

По результатам экспертизы на подтверждение стоимости, включающей в себя нормативно-методическую экспертизу, отчет, представленный административным истцом, признан соответствующим требованиям Федерального закона, федеральным стандартам оценки, стандартам саморегулируемой организации, заданию на оценку.

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков также проверил обоснованность выбранных оценщиком подходов и методов оценки в рамках каждого из использованных подходов к оценке, выполненного в отчете расчета стоимости объекта оценки соответствующим подходам и методам, и подтвердил выводы оценщика о величине рыночной стоимости земельных участков.

Вопреки доводам административного ответчика эксперт признал обоснование оценщика от применения доходного подхода существенным и достаточным, а выбранные оценщиком объекты-аналоги – соответствующими требованиям профессиональных стандартов.

В экспертном заключении содержится мотивированное суждение эксперта по результатам проверки отчета, в том числе по тем позициям, которые указаны в возражениях административного ответчика, при этом эксперт саморегулируемой организации оценщиков, в отличие от лица, подписавшего возражения, обладает специальными знаниями и правом на проведение соответствующих экспертиз.

Поскольку содержание отчета и положительного экспертного заключения в ходе судебного разбирательства допустимыми доказательствами не опровергнуто, оснований считать недостоверной рыночную стоимость земельных участков, определенную в отчете об оценке и подтвержденную экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков, у суда не имеется.

Таким образом, требование административного истца к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года подлежит удовлетворению в заявленном размере.

Частью пятой статьи 24.20 Федерального закона 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 данного Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Как разъяснено в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», установленная судом кадастровая стоимость применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Исходя из имеющихся в деле доказательства подачи административного искового заявления в суд (л.д. 141), датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости следует считать 7 декабря 2016 года и применять указанные сведения о кадастровой стоимости для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В то же время требование об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка предъявлено административным истцом к Исполнительному комитету муниципального образования «город Набережные Челны», который в данном случае не является органом, утвердившим оспариваемые результаты определения кадастровой стоимости или осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, следовательно, оснований для удовлетворения административного иска в этой части не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-178, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление Симакова Д.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить частично.

Определить кадастровую стоимость земельных участков (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: <данные изъяты>), расположенных по адресу: <адрес>, указав ее равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2015 года:

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратный метр с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метров с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей;

в отношении земельного участка площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером .... в размере <данные изъяты> рублей.

Сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2016 года на период до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

В удовлетворении административного искового заявления Симакова Д.В. в части требований об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, заявленных к Исполнительному комитету муниципального образования «город Набережные Челны» Республики Татарстан, отказать.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 7 декабря 2016 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Судья                                                                                         Сафина М.М.

Справка: решение принято в окончательной форме 10 апреля 2017 года.

Судья                                                                                          Сафина М.М.

3а-149/2017 (3а-479/2016;) ~ М-555/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Симаков Д.В.
Ответчики
МЗиО РТ
ФГБУ ФКП Росреестра
Управление Росреестра
Другие
ИК МО г.Набережные Челны
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Сафина М. М. (.
08.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
09.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
12.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.01.2017[Адм.] Судебное заседание
05.04.2017[Адм.] Производство по делу возобновлено
05.04.2017[Адм.] Судебное заседание
10.04.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.04.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2018[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
15.01.2018[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
16.01.2018[Адм.] Судебное заседание
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее