Решение по делу № 33-6842/2016 от 10.10.2016

Судья Колосова Н.Е. Дело № 33-6842/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Кореневой И.В,

судей Смирновой Н.И, Ушаковой Л.В,

при секретаре Глобу Н.В,

рассмотрела в судебном заседании 17 октября 2016 года дело по апелляционной жалобе Гобанова А.И. на решение Сыктывкарского городского суда от 27 июля 2016 года, по которому

исковые требования Гобанова А.И. к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным исключения из списка граждан, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, отмене постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>. № ... в части исключения из списка граждан, имеющих право на предоставление земельного участка для ИЖС в собственность бесплатно, признании имеющим право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, признании исключения из списка граждан, имеющих право на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно нарушением со стороны администрации МО ГО «Сыктывкар», восстановлении в списке граждан, имеющих право на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно с датой постановки на учет <Дата обезличена>, возложении обязанности выделить земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно вне очереди в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения, оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Смирновой Н.И, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Гобанов А.И. обратился в суд с иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» о признании незаконным исключения его из списка граждан, имеющих право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства и отмене постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.12.2015 № 12/4019 в части исключения его из указанного списка, о признании имеющим право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно, признании исключения из списка граждан, имеющих право на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно нарушением со стороны администрации МО ГО «Сыктывкар», восстановлении Гобанова А.И. в списке граждан, имеющих право на предоставление земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно с датой постановки на учет <Дата обезличена>, обязании администрации МО ГО «Сыктывкар» выделить истцу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно вне очереди в течение 3 месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Истец, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель администрации МО ГО «Сыктывкар» Галкина Л.В. исковые требования не признала, указав, что истец намеренно ухудшил жилищные условия, а потому его исключение из списка законно и обоснованно.

Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого ставит вопрос в апелляционной жалобе Гобанов В.И. со ссылкой на неправильное применение судом норм материального права.

В возражениях на апелляционную жалобу администрация МО ГО «Сыктывкар» просит оставить решение суда без изменения.

Исходя из положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при неявке лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит основания для отмены судебного акта.

В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

На территории Республики Коми порядок предоставления земельных участков регламентирован Законом Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений».

Согласно части 2 статьи 5 Закона № 59-РЗ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются однократно для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с возможностью возведения жилого дома в соответствии с законодательством в собственность бесплатно инвалидам I и II групп, гражданам, имеющим детей-инвалидов.

В силу положений части 3 статьи 5 Закона № 59-РЗ земельные участки предоставляются гражданам из числа категорий, указанных в части 2 настоящей статьи, принятым в установленном порядке на учет в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, или состоящим на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с Законом Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», или признанным в соответствии с настоящим Законом нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий и не имеющим земельных участков в постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении, либо переданных им по договору аренды, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства с правом возведения жилого дома в соответствии с законодательством, или не имеющим земельных участков, ранее предоставленных в собственность гражданам бесплатно для указанных целей.

Нуждающимися в предоставлении в собственность бесплатно земельных участков в целях улучшения жилищных условий признаются граждане:

не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления по месту жительства гражданина. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений;

проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, в соответствии с перечнем соответствующих заболеваний, установленным федеральным законодательством (часть 3-1 статьи 5 Закона № 59-РЗ).

При этом исходя из пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (статья 53 Жилищного кодекса РФ).

Решением Совета МО «Город Сыктывкар» от <Дата обезличена>... «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения» учетная норма площади жилого помещения установлена в размере ... кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Гобанов А.И. состоял на учете администрации МО ГО «Сыктывкар» на предоставление в собственность земельного участка бесплатно по категории «инвалиды I и II группы, граждане, имеющие детей-инвалидов» с датой постановки на учет «<Дата обезличена>».

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от <Дата обезличена>... истец исключен из списка граждан на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в связи с совершением действий по ухудшению жилищных условий.

Так, по сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми, <Дата обезличена> Гобанов А.И. в порядке наследования получил в собственность ? долю жилого помещения по адресу: ..., общей площадью ... кв.м. <Дата обезличена> указанное жилое помещение отчуждено истцом по договору купли-продажи.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к обоснованному выводу о том, что факт намеренного ухудшения жилищных условий Гобановым А.И. действительно имел место, с момента отчуждения прошло менее 5 лет, а потому действия администрации МО ГО «Сыктывкар» по исключению его из рассматриваемого списка законны и обоснованны, и оснований для удовлетворения иска не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что отчужденное жилое помещение являлось однокомнатной квартирой, несостоятельны, поскольку исходя из положений статьи 51 Жилищного кодекса РФ при определении нуждаемости Гобанова А.И. учитывается приходящаяся на него ? общей площади квартиры ... дома ... по ул. ... г. ... и составляющая ... кв.м., что выше учетной нормы.

Доводы жалобы о том, что постановленное решение противоречит пункта 2, 7 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 № 901, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Так пунктом 2 Правил предусмотрено, что основаниями признания инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются: обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ; проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно; проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь.

Инвалиды и семьи, имеющие детей - инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления (пункт 17 Правил).

Исходя из системного анализа приведенных норм и статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» право на первоочередное получение земельных участков предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

В связи с чем, первоочередное обеспечение земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки, как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

Таким образом, по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий. Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Кроме того, Конституционный Суд Республики Коми в Постановлении от 04.04.2014 «По делу о проверке конституционности частей 3 и 3-1 статьи 5 Закона Республики Коми от 28.06.2005 № 59-РЗ «О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений» по жалобе гражданина А.Н. Задирея» разъяснил, что социальная льгота в виде предоставления земельного участка в собственность бесплатно имеет целевой характер, направлена прежде всего на создание условий для реализации указанными гражданами конституционного права на жилище и адресована именно той категории граждан, которая действительно нуждается в улучшении жилищных условий. Республиканский законодатель, внося в правовое регулирование изменения, касающиеся введения условия нуждаемости в жилых помещениях, также действовал в рамках полномочий, предоставленных ему законодательством.

В рассматриваемом случае судом достоверно установлен факт намеренного ухудшения истцом жилищных условий, что обоснованно повлекло за собой его исключение из списка граждан, имеющих право на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно.

Иные доводы жалобы на существо постановленного судом решения не влияют.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Сыктывкаркого городского суда от 27 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гобанова А.И. – без удовлетворения.

Председательствующий –

Судьи –

33-6842/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Гобанов А.И.
Ответчики
АМО ГО Сыктывкар
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Смирнова Н И
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
17.10.2016Судебное заседание
21.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.10.2016Передано в экспедицию
17.10.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее